Современные подходы в создании развивающей предметно- пространственной среды ДОО для формирования познавательной активности дошкольников как необходимые условия развития первичных математических представлений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 17.11.2017

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Ковешникова, Н. Г. Современные подходы в создании развивающей предметно- пространственной среды ДОО для формирования познавательной активности дошкольников как необходимые условия развития первичных математических представлений / Н. Г. Ковешникова, Н. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2744/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима большинству людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Поэтому сегодня тема преемственности очень важна и с каждым годом все более актуальна. Преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, как понятием в целом, так и конкретными реальными учреждениями в частности, между разницей в подходах, взглядах, традициях, между родителями и педагогами, взрослыми и детьми. Но в первую очередь, мы должны помнить, что вся работа педагогов, устремления и инновации направлены на ребенка. «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». (В. А. Сухомлинский).

В данном материале, мы представляем свой взгляд на данный вопрос, с точки зрения представителей первого уровня образования — детский сад, но детский сад в структуре — дошкольное учреждение, начальная школа и средняя школа. Специфика, которой позволяет видеть и сопровождать ребенка от двухлетнего возраста до 18 лет, позволяет нам говорить об осуществлении преемственности на всех этапах с учетом множества нюансов данного понятия.

Опыт нашей работы подтверждает, что обеспечение преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только и не столько стремление к единству в содержании и методах обучения. А одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития, опора на них. При этом мы понимаем, что у детей разные стартовые возможности, которые складываются из множества причин. И успешность процесса вхождения и в дальнейшем обучения в школе во многом зависит от социального опыта ребенка, уровня его компетентности, сформированности целевых ориентиров, а также от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности.

Современная школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменениями, происходящими в нашем обществе, совершенствовании содержания и повышение значимости математического образования.

Именно дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития и приобретения навыков и умений, которые служат фундаментом для получения математических знаний и развития способностей в более старшем возрасте. Задача дошкольного образовательного учреждения — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

Цель познавательного развития дошкольников на этом этапе — формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Математическое развитие ребенка — это не только умение считать и решать задачи, но и развитие способностей видеть в окружающем мире отношения. Поэтому мы в детском саду учим детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Расширяем интеллектуальные возможности и повышаем познавательную активность, самостоятельность и кругозор дошкольников в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего, законами природы и отношений между ними, используя современные технологии и насыщенную развивающую предметно пространственную среду.

В нашей деятельности математическое развитие воспитанников происходит с учетом следующих принципов:

– Позитивный центризм

– Непрерывность и преемственность педагогического процесса

– Дифференцированный подход к каждому ребенку

– Рациональное сочетание разных видов деятельности

– Развивающий характер обучения

– Закономерность и последовательность начального понимания детьми математической организации мира

– Ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка

Математическое развитие осуществляется всеми участниками во всех структурах педагогического процесса. Так, педагог является организатором и руководителем. В его функции входит мотивация детей и родителей к познавательной деятельности математического содержания, организация различных видов деятельности. Ребенок при этом играет роль активного исполнителя. Он выполняет действия в соответствии с поставленными задачами, выбирает и организовывает свою познавательную деятельность по интересам. Родители в педагогическом процессе являются помощниками. Они взаимодействуют с детьми и педагогами в соответствии с целями и задачами познавательного развития.

Особое внимание следует уделить организации непосредственно образовательной деятельности. Это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Структуру образовательной деятельности можно выразить через деятельность воспитателя и детей.

Деятельность воспитателя — мотивация предстоящей деятельности; изложение учебного материала; закрепление учебного материала; подведение итогов, индивидуальная оценка ребенка; определение новых целей.

Деятельность ребенка соответственно — возникновение интереса к деятельности, готовность к восприятию; восприятие изложенного материала; осмысление заданного материала; возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью; возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание ее.

Наиболее эффективно непосредственно образовательная деятельность проходит, если организована в форме игры. Это могут быть интерактивные игры, игры-викторины, игры в школе «Юных математиков», игры с блоками, «веселый счет», графический диктант и т. д. Игры познавательного характера позволяют организовать сложный процесс освоения знаний более эффективно.

В самостоятельной познавательной деятельности совершенствуются и расширяются представления детей о числах и размерах, о разнообразии геометрических форм и временных отрезков, о пространственных отношениях. Здесь развивающая среда выступает в роли движущей силы в математическом развитии дошкольников. Занимательный и познавательный материал используется с целью активизировать умственную деятельность, заинтересовывать детей, развивать ум, расширять математические представления. Таким образом, наша развивающая предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, развитию детского творчества и экспериментирования.

Цель взаимодействия ДОО ишколы — обеспечение преемственности, четкости понимания заказа школы, обсуждение трудностей в достижении оптимального портрета выпускника. Это достигается через применение разнообразных форм работы. Традиционные формы — педагогический совет, педагогический ринг, семинар-практикум, тренинг и т. д. Новые формы — творческий час, банк идей, аукцион идей и т. д. Новейшие формы — коучинг-сессия, «аквариум», союз единомышленников и т. д. Основная ценность такого взаимодействия — обеспечение обратной связи, формирование положительного отношения между сотрудниками.

В ходе осуществления преемственности между детским садом и школой возможно возникновение рисков.

Риски ипути их преодоления:

  1. Недостаточный или некачественный уровень сотрудничества педагогов ДОУ и начального звена общего образования.

Выход — проведение совместных мероприятий (педагогических советов, дебатов, дискуссий и т. д.)

  1. Низкая или недостаточная информированность родителей о целях дошкольного и школьного образования.

Выход — проведение просветительных и консультативных мероприятий (родительских собраний, круглых столов, дней открытых дверей и т. д.)

  1. Разное представление у взрослых на разных уровнях образования о конечном результате (выпускнике).

Выход — четкость запроса к портрету выпускника на каждой уровне образования. Обеспечение преемственности.

  1. Разные уровни стартовых возможностей детей на разных уровнях образования.

Выход — индивидуальный подход, работа в зоне ближайшего развития, психологическое сопровождение всех участников педагогического процесса.

На современном этапе дошкольного и школьного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, компетентности и качеств личности, обеспечивающих социальную успешность будущего первоклассника. Так, на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

– ребенок обладает развитым воображением; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Наш опыт работы доказывает, что решение проблемы преемственности возможно при реализации единой линии развития ребенка на всех этапах образования. При этом педагогическому процессу придается целостный, последовательный и перспективный характер.

Таким образом, создание единой системы воспитания и образования подрастающего поколения предусматривает неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев системы образования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагогический процесс, детский сад, вид деятельности, обеспечение преемственности, образовательная деятельность, познавательная деятельность, положительное отношение, уровень образования, познавательная активность.

Похожие статьи

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Особенности организации музыкально-образовательной среды как необходимого условия для развития способностей и компенсации нарушенных функций у детей с особыми образовательными потребностями

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Похожие статьи

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Особенности организации музыкально-образовательной среды как необходимого условия для развития способностей и компенсации нарушенных функций у детей с особыми образовательными потребностями

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Задать вопрос