Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Динамичная технологизация и всеобъемлющая информатизация – процессы, требующие от образования в целом и дошкольного образования в частности новых подходов к определению образовательной парадигмы.
Педагогический коллектив МДОУ «Улыбка» поставил целью своей деятельности решение частной проблемы в сфере интеллектуального развития своих воспитанников – юных жителей посёлка городского типа Харп в Ямало-Ненецком автономном округе. Актуальность интеллектуального развития определяется современным заказом общества для дошкольной организации, который всё больше касается требований не к конкретным знаниям, а к развитию ключевых компетенций дошкольника. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Образование периода дошкольного детства является начальным звеном непрерывного образования и направлено на обеспечение условий для самореализации ребенка и его социализации. И ответственность за это берёт на себя каждый отдельно взятый педагогический коллектив.
Среди образовательных организаций посёлка Харп выстраивается чёткая линия преемственности в развитии интеллектуального потенциала детей поселения:
- МДОУ «Улыбка» – закладывает начала проектно-исследовательской деятельности дошкольника, что способствует развитию активной и ищущей личности;
- начальная школа – продолжает линию развития, позиционируя каждый свой кабинет как «центр науки», тем самым позволяя реализовывать индивидуально-личностный подход к каждому обучающемуся исходя из реальных интересов ребёнка;
- средняя школа – концентрирует интеллектуальный потенциал в школьных научных сообществах, где подросток имеет возможность тесного общения с наукой и единомышленниками и может претендовать на реализацию собственного исследовательского интереса.
Одним из направлений формирования интеллектуального потенциала детей в нашей дошкольной организации стало логико-математическое развитие дошкольников. Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Этим же документом обозначены задачи развития математического образования в РФ. Для системы дошкольного образования определено приоритетное направление реализации Концепции: создание условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни (прежде всего это предметно-пространственная и информационная среда, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка).
В процессе поиска путей решения поставленной перед собой проблемы мы пришли к осмыслению таких ключевых понятий как «математическая культура ребёнка дошкольного возраста» и «формирование математической культуры ребёнка дошкольного возраста» [1].
Математическая культура дошкольника – это личностное интегративное качество, представляющее собой соответствующий особенностям детского возраста результат взаимодействия компонентов, которые характеризуются соответствующим возрасту уровнем cформированности ценностного отношения к получаемым математическим знаниям (ценностно-оценочный компонент), задаваемого обществом объёма математических знаний и умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к процессам социальной коммуникации (когнитивный компонент), развития способности к рефлексии процесса (рефлексивно-оценочный компонент), практического применения в самостоятельной деятельности математических знаний и умений (действенно-практический компонент).
Формирование математической культуры ребёнка происходит в ходе его математического образования и является систематическим и целенаправленным процессом.
Планомерная работа позволяет педагогическому коллективу учреждения достичь следующих целей:
- Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через освоение логико-математических представлений и способов познания.
- Овладение дошкольниками умением применять полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности, в конструировании и техническом творчестве, в работе с компьютерной техникой.
- Формирование и развитие рефлексивных умений по отношению к себе и собственным результатам познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитание у детей ценностного отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
В содержании мы чётко выделяем алгоритмическую линию, которая ясно просматривается на деле: в ходе режимных моментов, игр, образовательных ситуаций возникает практическая деятельность, которая тесно связна с процессом построения алгоритма. Именно так формируется представление о взаимосвязанных и последовательных операциях и возникает необходимость использовать алгоритмы в самостоятельной деятельности.
Образовательный процесс основан на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми. Мы используем такие традиционные организационные формы, как занятия по математическому развитию, в том числе и по обучению дошкольников компьютерной грамотности. Кроме этого практикуем экспериментально-исследовательскую деятельность, моделирование, экскурсии, наблюдения, ознакомление к детской художественной литературой, конструирование и техническое творчество. Фундаментом для всех форм организации детской деятельности, конечно, служит игра. Органично привлечь к образовательному процессу родителей воспитанников позволяет проектная деятельность.
При выборе методов взаимодействия взрослого и детей мы опираемся на следующие классификации:
- По источнику приобретения знаний (словесный, наглядный, практический);
- По способу приобретения знаний (объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемно-ситуативный, исследовательский, репродуктивный);
- По характеру движения мысли от незнания к знанию (дедуктивный, индуктивный, традуктивный).
Одним из условий математического развития дошкольников в образовательной организации является создание предметно-пространственной и информационной среды.
Предметно-пространственная среда как условие и возможность развития, воспитания и социализации дошкольников является структурным компонентом образовательной среды наряду с комплексом образовательных технологий и межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса. [2]
При создании и развитии образовательной среды в нашем учреждении мы руководствуемся следующими принципами, которые помогают не только формировать личность и развивать способности дошкольников, но и обеспечивают психологическую защищённость ребёнка:
- информативность, подразумевающая широкую тематику материалов и оборудования, а также активность дошкольников при взаимодействии с имеющимся предметным окружением;
- вариативность, которая позволит раскрыть содержание воспитания, культурные и художественные традиции и так далее;
- полифункциональность, обеспечивающая все составляющие воспитательного и образовательного процессов и дающая возможность использовать элементы предметно-развивающей среды в различных комбинациях;
- интегративность образовательных областей, позволяющая использовать материалы и оборудование одной образовательной области при освоении других предметных областей;
- педагогическая целесообразность, обеспечивающая необходимое и достаточное наполнение образовательной среды;
- трансформируемость, благодаря которой появляется возможность изменить образовательную среду таким образом, чтобы в полной мере использовать ту или иную функцию образовательного пространства;
- динамичность и стабильность образовательной среды, в которой сочетаются привычные и неординарные элементы;
- разделение образовательной среды на зоны, облегчающее трансформацию оборудования и обеспечивающее полифункциональность его использования.
Образовательная среда ДОУ является совокупностью образовательных пространств. Любое образовательное пространство – это комплекс специально организованных средовых условий (люди, окружающая культурная среда и разнообразие форм детской деятельности), которые позволяют ребёнкудвигаться по своей собственной траектории развития. Каждое образовательное пространство имеет такие свойства, как
- открытость и насыщенностьпространства предлагают дошкольникам широкие возможности для выбора и варианты развития сценариев собственной деятельности;
- безопасность пространства в данном случае подразумевает наличие определённых рамок и правил (например, поведения, общения, безопасности др.).
С целью создания условий для логико-математического развития наших воспитанников в детском саду организован интеллект-центр «Совёнок», который включает в себя:
- Студию математического моделирования.
- Мобильный компьютерный класс.
- LEGO-центр.
- Клуб юных шахматистов.
Предметное содержание интеллект-центра «Совёнок» представлено играми, игровым материалом, познавательными книгами математического содержания и рабочими тетрадями. В распоряжении детей находятся логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, развивающие игры Воскобовича, игры и головоломки Б.П. Никитина, шашки, шахматы, настольно-печатные игры, LEGO-конструктор, персональные компьютеры, а также разнообразный игровой материал: кубики, шары, счётные палочки, мелкий счётный материал, пирамидки, вкладыши, матрёшки и т. д.
Кроме этого интеллект-центр имеет возможность для организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников в области математики и традиционных занятий по развитию математических знаний.
Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического образования осуществляется математическое развитие ребёнка, развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребёнком математического содержания в детском саду и школе, способствует его умственному и личностному развитию.
Содержание предлагаемых материалов – это опыт работы педагогов МДОУ «Улыбка» в области математического образования дошкольников. Материалы могут применяться педагогами дошкольных учреждений как для подготовки занятий по математике, так и для организации игровой, исследовательской, самостоятельной деятельности детей, будут содействовать улучшению качества математического развития детей дошкольного возраста.
Литература:
- С.А. Новосёлов, Л.В. Воронина. «Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства». Ж. «Педагогическое образование», №3, 2009г.
- В.А. Ясвин. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.