Метод проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 01.03.2022

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, Е. А. Метод проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста / Е. А. Карпенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89148/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по формированию элементарных математических представлений, который будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.

Ключевые слова: метод проектов, познавательная активность, формирование элементарных математических представлений, дидактические игры и упражнения.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование математических представлений.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным .

Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их — обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр через проектную деятельность.

Вашему вниманию представляю игровой, среднесрочный (1 месяц) проект «Математика в гостях у ребят» для средней группы

Цель нашего проекта:развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения с математическим содержанием.

Сформулированы для детей следующие задачи проекта:

– Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр и упражнений математического содержания.

– Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.

– Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались различные дидактические средства обучения и воспитания: печатные; аудио -,видео материалы, — наглядные плоскостные;- демонстрационный, также в ходе проекта использовалось большое количество дидактических игр: как словесных, так игр с предметами и настольно-печатных.

В ходе реализации проекта, который затрагивал все основные виды детской деятельности, было оптимально подобрано ресурсное обеспечение.

Что касается психолого-педагогических условий, то в ходе реализации проекта были использованы формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка.

Проект реализовывался на трех этапах:

На подготовительном этапе мы создали условия, стимулирующие активность детей и родителей для участия в проведении данного проекта. Нами составлен план работы и подобрано методическое обеспечение, вместе с родителями изготовлены дидактические игры. Подготовлен изобразительный материал для продуктивной деятельности. В группе созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей с дидактическими играми математического содержания.

В практической части проекта вся деятельность представлена в пяти образовательных областях. В ходе проекта дети проявляли инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми.

Физическое развитие происходило через игры разной активности и закаливание (математического содержания) — формировали ориентировку в пространстве, упражнялись в порядковом и количественном счете. (п/и «Найди своё место», «Найди свой домик» и др.)

Развивались коммуникативные способности через беседу «Для чего нужна математика»; совместное занятие с родителями и детьми «Путешествие в страну Математики»; наблюдения на участке за предметами ближайшего окружения: «Сосчитай-ка», «Сравни», «Чего больше».

Художественно-эстетическое развитие шло через продуктивные виды деятельности: аппликацию «Укрась салфетку», рисование «Красивая салфетка», работу с бисером «Собери паучка» — дети закрепляли умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги, упражнялись в счете.

Также дети развивали речь через дидактические игры «Помоги героям сказок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» закрепляли полученные знания по теме, а также обогащали активный и пассивный словарь. Развивали связную речь.

Образовательная область по Познавательному развитию помогла еще больше развить любознательность у детей через игры: «Весёлые фигуры», «Больше — меньше», «Подбери по форме», «Всё для счёта», «Весёлая логика», «Цифры», «Сосчитай — сравни», «Собери малину» и «Тренажёр для развития пространственных представлений».

На заключительном этапе. Организована выставка дидактических игр. Проведено итоговое занятие «Поможем пчелке» с целью закрепить полученные знания, а также создания положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. На педагогическом совете прошла презентация проекта. Подводя итог, необходимо отметить, что метод проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, память, внимание, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как все дошкольное детство строится на игре, то широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Необходимо помнить, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Для нас данная тема остается актуальна и перспективе разработать проекты по старшему дошкольному возрасту и методические рекомендации для коллег ДОУ.

Литература:

  1. Ерофеева Т. И. «Математика для дошкольников». — М.: Просвещение 1992 г.
  2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Математика для детей 4–5 лет.
  3. Козина Л. Ю. «Игры для дошкольников по математике». — Москва 2008 г.
  4. Кутецкий В. А. «Психология математических способностей дошкольников» — Москва-Кноус 2005 г.
  5. Математика от трёх до семи / учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. — М.: 2001 г.
  6. Метлина Л. С. «Математика в детском саду». — М.: Просвещение 1984 г.
  7. Новикова В. П. «Математические игры в детском саду». — Москва Мозаика- Синтез 2011 г.
  8. Петрова, М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». — М.: 1996 г.
  9. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений». — Москва. Мозаика-Синтез 2016 г.
  10. Смоленцева, А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». — М.: Просвещение, 1987 г.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, математическое содержание, ребенок, представление, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, метод проектов, ходя проекта, ходя реализации проекта.


Похожие статьи

Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться...

Практико-ориентированный проект «Формирование представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста»

В статье автором разработан и представлен проект по формированию представлений о времени, который будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.

Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов

В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...

Похожие статьи

Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться...

Практико-ориентированный проект «Формирование представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста»

В статье автором разработан и представлен проект по формированию представлений о времени, который будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.

Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов

В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...

Задать вопрос