Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 24.04.2015

Статья просмотрена: 5222 раза

Библиографическое описание:

Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С. Д. Епифанова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7964/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

 

Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобрела особую значимость. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введения в действие ФГОС ДО.

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены воспитанием детей. Тем более что без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.

Проблема взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения остается актуальной до сих пор. Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада направлены на повышение их педагогической культуры.

Адаптация ребенка в первом классе — особый и сложный период в его жизни. Он входит в новый коллектив, осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности, меняется уклад его жизни. В такой сложный для ребенка период ему особенно нужна помощь со стороны родителей — главных воспитателей и помощников.

При поступлении в первый класс многие дети сталкиваются с трудностями. Анализ педагогической литературы и опыта позволили определить основные проблемы адаптации первоклассников:

-          сложное привыкание к новому режиму;

-          нежелание идти в школу;

-          сильное утомление, нервозность, капризы;

-          проблемы общения со сверстниками, учителем;

-          высокий уровень заболеваемости на фоне стресса и др.

Для предупреждения возможных трудностей адаптации детей к школе очень важно организовать взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, учителей начальных классов и родителей. Можно определить ряд направлений и форм взаимодействия педагогов и семьи, реализация которых способствует успешной адаптации первоклассников в школе.

Установление и формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогами и родителями. Определяющую роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют педагоги. Достижение этой цели возможно, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит родителей к пониманию проблемы и побуждает их к ее решению.

Проведенное изучение семей воспитанников показывает, что во многих семьях родители не всегда уделяют должное внимание школьной готовности. Чаще всего это происходит из-за недостаточной педагогической грамотности родителей. Во многих семьях забота о материальном благополучии не оставляет родителям времени и сил на воспитании у детей интереса к школе, своевременное развитие специальной готовности, воспитание трудолюбия и усидчивости. В результате такой ребенок показывает более слабые результаты своей учебной деятельности, чем его сверстники. И только хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает совместно найти оптимальный вариант решения проблемы подготовки ребенка к школе.

Взаимодействие педагога и родителей с целью оказания помощи ребенку в решении его проблем.

Правильно воспитывать, взаимодействовать с ребенком, так как все семьи разные, у каждой свои трудности, Осуществляя педагогическое сопровождение семей при подготовке детей к школе, педагоги и специалисты дошкольного учреждения не могут дать универсальный совет, необходим индивидуальный подход к каждой семье. Здесь многое зависит от умения педагога собрать и изучить информацию об особенностях каждой семьи, принять правильное решение в выборе способов и средств помощи родителям в конкретной ситуации.

Основная задача педагогов и родителей — организовать своевременную помощь будущему ученику с целью предупреждения возможных проблем в процессе адаптации к обучению в школе. Реализация этой задачи предполагает проведение индивидуальных консультаций, бесед с родителями по самым различным вопросам:

-          Разрешению конфликтов, связанных с авторитарной позицией родителей, разумностью запретов, ограничений самостоятельности ребенка;

-          Преодолению грубости, давления родителей на своего ребенка, защите от морального и физического насилия со стороны родителей;

-          Учетов интересов детей, а не только своих собственных, умению стать на позицию ребенка;

-          Решению проблем, связанных с недостаточным развитием социально важных и личностно значимых качеств;

-          Самоутверждению ребенка, развитию его активности, участия в общественной жизни и т. д.

-          Приобщению родителей к важным событиям для ребенка, его пддержке в ситуациях успеха и неудач.

Развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье. Данное направление предусматривает комплекс действий:

-          Изучение взаимоотношений в семье (наблюдение, рисунки детей, составление рассказов «Моя семья» и т. д.);

-          Привлечение к сотрудничеству педагога-психолога;

-          Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к родителям;

-          Организация поздравлений родителей, бабушек и дедушек с праздниками (подготовка подарков, сюрпризов);

-          Включение в повседневные события обсуждений «Как помочь родителям», «Чем порадуем родителей?» и т. д.;

-          Знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми

-          Пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье.

Организация совместной деятельности детей и родителей. Для решения этой задачи целесообразно следующее:

-          Совместное обсуждение проблемы подготовки детей к школе; Проведение совместных дел для детей и родителей (дни здоровья, праздники, выставки совместных работ, экскурсии, уборка и озеленение участка и т. д.);

-          Проведение открытых занятий «Как я могу помочь родителям?», «Для чего учиться в школе?» и др.

-          Проведение семейных конкурсов;

-          Празднование дней рождений детей;

-          Создание семейных творческих клубов;

Развитие самоуправления в родительском коллективе с целью формирования субъективной позиции родителей в решении проблем ребенка, предоставление родителям реальных правы в обсуждении вопросов воспитания и обучения детей в школе. Для этого важно совместно с родителями разработать конкретный план подготовки детей к школе.

Для решения этих задач используются как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия с родителями.

Родительские собрания остаются самой распространенной формой взаимодействия. Не случайно именно эта форма работы является востребованной как педагогическим коллективом, так и родителями, ведь она позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Педагоги заранее планируют темы таких встреч, однако, очень важно в начале учебного года провести анкетирование родителей с целью выяснения тех проблем, которые для них наиболее актуальны. В этом случае встречи пройдут наиболее плодотворно и принесут положительные результаты. Родители с большим интересом и желанием посещают те мероприятия, на которых они могут обсудить волнующие их вопросы.

Очень важно взаимодействие всех специалистов ДОУ с родителями: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей.

Помимо общих собраний, очень важны индивидуальные консультации с родителями. Не всегда родители готовы обсуждать проблему публично. Бывают ситуации, когда ситуацию можно разрешить только индивидуально.

Важно наделить всех родителей организаторскими функциями, а для этого создавать советы дел из числа родителей для проведения мероприятий и решения конкретных проблем. Для формирования причастности родителей к делам детей, их воспитания полезно поочередное участие микрогрупп в организации жизни детского коллектива. Необходимо предоставить родителям возможность высказывать свои предложения, давать оценку деятельности педагогического коллектива, администрации дошкольного учреждения, используя для этого, в том числе, и сайт ГБДОУ. В то же время целесообразно проводить коллективный анализ деятельности органов родительского самоуправления.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Решение проблем воспитания ребенка, подготовки его к обучению в школе напрямую зависит от уровня педагогической культуры родителей. Как показывают исследования ученых, педагогов и психологов, уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей не высокий, что, разумеется, сказывается на результатах их воспитательной деятельности. Поэтому необходимо формирование у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые благоприятные условия для воспитания и образования ребенка.

Совместная работа специалистов и воспитателей обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах подготовки детей к школе, делает родителей полноправными участниками педагогического процесса.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на возникающие образовательные потребности семьи и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы дошкольного учреждения с семьей. Поэтому, наряду с традиционными, рекомендуется использовать и новые формы работы с родителями:

-          Защита семейных проектов «Наша школа». В данном проекте предлагается родителям вместе с детьми порассуждать о том, какой должна быть школа и чего в ней не должно быть. Итог такого проекта может быть представлен в виде выставки работ детского творчества, а для родителей проведения «Родительского клуба», на котором можно обсудить предложенные родителями варианты школьного режима, содержание работы группы продленного дня, интерактивные формы взаимодействия с учителем. На такие встречи целесообразно приглашать школьных педагогов.

-          Проведение творческих конкурсов: «Семейные игры для подготовки к школе», «Тайна школьного портфеля», «Уголок школьника в нашем доме» и т. д.

-          Родительская конференция «В первый класс не в первый раз», на которой родители могут обменяться опытом подготовки к школе старших детей, его положительные, отрицательные и спорные моменты.

-          «Модернизация школьного обучения» — рекомендации учителей по подготовке к школе в рамках реализации новых государственных образовательных стандартов.

В результате планомерной и грамотной работы всего коллектива повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

Совместная подготовка сближает детей и родителей, повышает внимание родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период детства. Родители знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ученикам, получают рекомендации по развитию у детей необходимых для обучения в школе умений и навыков. Система педагогического взаимодействия ДОУ и семьи сможет обеспечить формирование качеств, необходимых будущему школьнику. Очень часто нежелание учиться, трудное вхождение ребенка в новый коллектив — это результат родительских ошибок и просчетов, тех жизненных ориентаций, которые царят в семье.

Хорошие результаты дает анкетирование родителей для понимания уровня их знаний о подготовке ребенка к обучению в школе. Анализ результатов анкетирования родителей показывает, что уровень их представлений по большинству вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе, достаточно низкий, значительная часть родителей (25 % респондентов) вообще не видят проблем. Они не могут определить особенности адаптации ребенка к школе, имеют поверхностные представления о возрастных особенностях современного первоклассника и путях поддержки его психического и физического здоровья. Особенно актуальными оказались проблемы в области взаимодействия родителей с детьми, наибольшую потребность родители испытывают в общении с психологом. Целесообразно разделить родителей на мини группы для решения схожих проблем. В конце проделанной работы можно провести встречу в «Родительском клубе», на которой родители смогут поделиться приобретенным опытом, достижениями, приобретенным опытом.

Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтом задача ДОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.

 

Литература:

 

1.    Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003

2.    Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Москва, 2006

3.    Менетова Н. М. Родительские собрания. Ярославль, 2009

4.    Балл Г. А. понятие адаптации и его значение для психологии личности, 1989

5.    Видт Е. И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл. Педагогика, 2002

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, школа, дошкольное учреждение, ребенок, семья, педагог, проблема, детский сад, педагогическая культура родителей, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ