Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы)
Автор: Люлина Юлия Федоровна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 03.10.2017
Статья просмотрена: 98 раз
Библиографическое описание:
Люлина, Ю. Ф. Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы) / Ю. Ф. Люлина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2739/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
- Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет формы, нет цвета.
- Закрепить знания детей о правилах поведения при посещении леса.
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
- Развитие связной речи; упражнять детей отвечать на вопросы полными, развернутыми предложениями; обогащение словарного запаса детей.
- Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения в лесу, наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, демонстрация опытов.
Практические: исследование предметов.
Оборудование: веер, листы бумаги, кусочек апельсина, (чеснока), полиэтиленовые пакеты по количеству детей, проектор для демонстрации слайдов, магнитофон, записи звуки леса.
I. Вводная часть: Звучит музыка, дети становятся в круг, совершают ритуал приветствия.
Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки, на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.
Здравствуй солнце золотое, (Касаются большие пальцы друг друга)
Здравствуй, небо голубое, (Касаются указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок, (Касаются средние пальцы)
Здравствуй, синий ручеёк, (Касаются безымянные пальцы)
Все живём в одном краю, всех я вас приветствую! (Касаются мизинцы обеих рук и ладошки открываются).
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои лучезарные улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.
II. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, в каком краю мы живем? (на Белгородчине). Да, ребята, наша Белгородчина богата природой: лесами и полями и реками. Сегодня мы с вами пойдём гулять в весенний лес. Что такое лес?
(много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).
— Зачем люди ходят в лес?
(отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).
— Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух?
(чтобы не болеть, быть здоровыми).
— Лес — это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. Звучит ауди запись «Звуки леса».
Воспитатель: Но лес нас не хочет пускать в свой дом, пока мы не вспомним правила поведения.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображены модели. Дети называют правила и проходят на лесную полянку. (Нельзя разорять птичьи гнёзда, нельзя ловить насекомых, нельзя брать из леса диких животных, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разбрасывать мусор и др.)
Воспитатель: Ребята, для чего нам с вами нужен воздух? (Воздух нужен, чтобы дышать). Сделаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней). А без воздуха? (не больше 5 минут).
Вспомните, чем пахнет в лесу? (В лесу пахнет грибами, ягодами, цветами, растениями, соснами, животными). Правильно, значит можно сказать, что воздух принимает запах других веществ или продуктов. А чтобы это доказать, проведем эксперимент.
Опыт №1 «Узнай по запаху»
Цель: доказать, что воздух невидим и не имеет запаха.
Детям предлагается помахать возле лица веером. Мы воздух видим? (Нет, но чувствуем). Чем пахнет воздух? Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсин, чеснок, духи). Что вы чувствовали? (запах апельсина, чеснока и духов). Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагала понюхать. Значит, воздух принимает запах других веществ или продуктов.
Вывод: воздух невидим и не имеет своего запаха. (Демонстрируется слайд со схемой «Свойства воздуха»)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух есть везде или нет? (ответы детей). Чтобы доказать, что воздух есть повсюду, проведем следующий эксперимент.
№ 2 Опыт: «Что внутри»
Цель: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Ребята, возьмите в руки пакетики, и посмотрите, что внутри? (Там ничего нет, пусто.)
А теперь возьмите пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, и закрутите края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух.
Давайте проверим, что там действительно воздух.
Воспитатель прокалывает свой пакет и струю направляет на себя.
А теперь, вы сделайте тоже самое.
Что вы чувствуете? (Как будто ветерок в лицо подул).
Что было в пакете? (В пакете был воздух.)
Правильно воздух.
Мы его видим? Нет.
Вывод: Воздух невидимый, но его можно обнаружить. (Демонстрируется слайд со схемой «Свойства воздуха»)
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Бывает — не бывает». Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить так бывает или нет. Если бывает — вы хлопаете в ладоши, а если не бывает — топаете.
‒ Воздух бывает теплый? (Бывает).
‒ Воздух бывает чистый? (Бывает).
‒ Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
‒ Воздух бывает легкий? (Бывает).
‒ Воздух бывает грязный? (Бывает).
‒ Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
‒ Воздух бывает холодный? (Бывает).
‒ Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
‒ Воздуху бывает жарко? (…).
Заключительный этап:
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в весенний лес. Вам понравилось? Что вам понравилось?
‒ Какие правила нужно соблюдать при посещении леса?
‒ А что вы узнали сегодня нового о воздухе?
‒ Почему в лесу воздух чище?
‒ А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о воздухе?
Молодцы! Вот теперь вы о воздухе знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может воздух мы узнаем в следующий раз.
Ну а нам пора возвращаться домой(звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Рефлексия: На память о нашем путешествии, мы возьмем с собой листики и сделаем из них волшебное дерево. Если вам было интересно и понравилось наше путешествие — возьмите с собой желтого цвета листики. Если вам было грустно и не интересно — возьмите зеленого цвета листики.
Литература:
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 128 с.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель, 2014. — 333 с.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. — 128 с.
- Материалы интернет сайтов.