Авторы: Моисеева Ирина Сергеевна, Анисимова Ольга Владимировна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.08.2017

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Моисеева И. С., Анисимова О. В. Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?») // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2681/ (дата обращения: 21.02.2018).



Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх.

Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеовопросами от детей, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, таблицы, маски.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Ход мероприятия:

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ.

Заставка «ТРИЗ».

− Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, нам хотелось бы немного с вами поиграть. Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть её в изменённом виде.

Каждый игрок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Один из игроков — хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный) и проводит с хозяином следующий диалог:

− Тук, тук, кто в теремочке живёт?

− Я, яблоко. А ты кто?

− А я вишня. Пустишь меня в теремок?

− Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. (Н-р: и у вишни и у яблока есть что-то внутри, оба растут на дереве, поспевают летом). После этого гость заходит в теремок. Вошедший гость становиться хозяином, а бывший гость уходит в «почтенные». Итак, пока все играющие примут участие.

Воспитатель:

− Скажите, трудно ли вам было нестандартно мыслить, выделять общие признаки путём сравнения.

Воспитатель:

− Что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ — расшифровка аббревиатуры: теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Воспитатель:

− Внастоящее время в детских садах с успехом используются приемы и методы ТРИЗ для развития у дошкольников внимания, логики, смекалки, мышления, творческого воображения.

Предлагаем вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.

Итак, игра «Что? Где? Когда?» начинается. Прежде, разделитесь на команды по цветам бантиков и займите места за столами.

Воспитатель:

− Нам поступили видеовопросы от детей нашей группы. Вопросы и задания будут появляться на слайде, ваша задача внимательно выслушать и ответить на вопрос.

1 вопрос от Вани Т.:

Он хочет знать«Книга это хорошо или плохо?»

Команда № 1 будет называть положительные стороны, а команда № 2 отрицательные стороны.

Картинка КНИГА — это:

Хорошо:

Можно читать интересные сказки, стихи;

Рассматривать красочные иллюстрации;

Дарить в подарок;

Узнавать много новой информации.

Плохо:

Может порваться, так как она бумажная;

Может быстро истрепаться;

Может потеряться;

Может намокнуть.

Вопрос от Арины С.:

Её очень интересует, как путешествуют земляничка и скворец по временам года, она просит зарисовать это в таблице (раздаются таблицы, в них родители зарисовывают рисунки).

3 задание от Ярославы С.:

Она дала шуточные имена-дразнилки картинкам, а родители должны угадать, о чём идёт речь и выбрать нужную картинку (раздаются картинки).

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки… — глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка… — лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка… — молоток.

Указывалки, предпреждалки, запрещалочки… -дорожные знаки.

4 вопрос задаёт Лилия Ш.:

Она предлагает вам попробовать загадать шуточные загадки к картинкам самостоятельно (картинки на слайде).

Команде № 1: -кошка. (Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…)

Команде № 2: -пылесос. (Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка…)

5 вопрос от Вадима А.:

Он интересуется, «Как будет наоборот?» (картинки на слайде)

Команде № 1:

горячий — холодный

большой — маленький

Северный полюс — Южный полюс

добрый — злой

Команде № 2:

радужный — (бесцветный)

колючий — (гладкий)

пустой — (полный)

старый — (молодой)

Омина Н. задала следующий вопрос:

Она хочет знать «Что умеет делать?» (картинки на слайде)

№ 1 команде: Рыба; Ветер.

№ 2 команде: Дождь; Листок.

Вопрос от Саши Г.:

Его очень интересует «Что бы это могло быть?»

(командам вручаются карточки с заданием)

№ 1 команде: мягкий + зелёный = (лист, трава, свитер, клубок …)

Колкий + холодный = (ёжик, снег, ёрш, ветер …)

№ 2 команде: пушистый + мягкий = (цыплёнок, котёнок, платок, носки…)

Ласковая + добрая= (мама, музыка, вода, солнце…)

11 слайд: задание от Тани К.:

Она просит, описать картинку, находящуюся в конверте, не называя ее, и не используя глаголы (раздаются конверты с картинками).

Команде № 1: Айболит

Команде № 2: Карлсон

Катя К. задаёт следующий вопрос:

«Знаете ли вы, что бывает?»

Команде № 1: — овальным и жёлтым? (конфеты, бусины, кубики, ягоды …)

Команде № 2: — холодным и гладким? (лёд, сосулька, снег, иголка…)

Соня С. приготовила следующее задание:

Игра «Одна загадка — сто разгадок».

Она предлагает подбирать слова к функции предмета.

Что такое?

Светилка — окно, солнце, свеча, фонарь, сот. телефон.

Хранилка — шкаф, сундук, карман, мешок, сейф.

Смотрилка — глаза, бинокль, очки, лупа, телескоп,

Варилка — кастрюля, скороварка, живот, чайник.

Горелка — костёр, свеча, пожар, зажигалка.

Возилка — тележка, велосипед, поезд, самолет, машина.

Мане П. просит назвать «Что лишнее» и объяснить почему? (картинки на слайде)

Команде № 1:

− Репа, море, небо, васильки.

(По цвету все синее, кроме репы).

− Лев, зебра, гиена, пингвин.

(По месту обитания все животные Африки, кроме пингвина)

Команде № 2:

− Муравей, снегирь, бабочка, синица.

(По способу передвижения все летающие, кроме муравья).

− Лимонад, лёд, коктейль, чай.

(По температуре все холодное, а чай горячий).

Заключительное задание от Игоря Ж.:

Он приготовил для вас вопросы, с помощью которых вы дома вместе с ребёнком придумаете свою сказку. Текст записываете и рисуете к ней иллюстрации. А мы поможем оформить большую книгу сказок.

Толя Б. шлёт привет от всех детей группы и детские работы по ТРИЗу!

Воспитатель:

− наша игра закончилась. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Воспитатель: в заключении хочу сказать, что нам было очень приятно работать с вами сегодня, а какое ваше мнение о нашей встрече? Выразите его с помощью масок. На столах у вас карандаши и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от сегодняшнего вечера.

До свидания! До новых встреч!

Литература:

  1. Димитрова Т. В. Сто фантазий в голове, Самара, 1996 г.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 г.
Основные термины (генерируются автоматически): технологии ТРИЗ, Развивающие игры ТРИЗ, использования приемов ТРИЗ, играми технологии ТРИЗ, различные приемы ТРИЗ, методы ТРИЗ, общие признаки, Вопросы дошкольной педагогики, удивительную технологию отечественный, хозяином следующий диалог, вечер уважаемые родители, старшей группе ДОУ, шуточные имена-дразнилки картинкам, познавательные способности детей, творческой деятельности дошкольников, чём идёт речь, форме интеллектуальной игры, признаки путём сравнения, фантаст Генрих Саулович, большую книгу сказок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос