Авторы: Никитина Наталья Васильевна, Макарова Дарья Александровна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Никитина Н. В., Макарова Д. А. Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 120-123. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1738/ (дата обращения: 25.02.2018).



Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать — одна из сложнейших задач для старших дошкольников.

Поскольку обучение детей математике немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений, мы решили включить компьютерные игры в работу с детьми.

Изучив методическую литературу, по данной теме мы подобрали игровой комплекс (ряд компьютерных игр и игровых упражнений) по развитию количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Использование игрового комплекса в ДОУ возможно при соответствующем техническом оснащении:

‒ использование ноутбука с подгруппой детей, (анимация, видео, аудиоряд помогают педагогу мотивировать детей к деятельности);

‒ использование монитора большого размера (при этом возможна демонстрация на экране тематической презентации, либо игрового средства).

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников ИКТ обладает рядом преимуществ:

1) Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

2) Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

3) Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не владеют техникой чтения и письма;

4) Компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

Но при внедрении ИКТ в ДОУвозникают следующие проблемы:

‒ влияние игры на состояние психического и физического здоровья,

‒ сколько времени ребенок находится за компьютером и телевизором,

‒ возникновение ранней компьютерной зависимости.

Чтобы избежать негативных последствий использования ИКТ в ДОУ должны учитываться жесткие требования [1, c.48]:

  1. Мониторы должны быть на жидких кристаллах.
  2. Правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
  3. Компьютер или телевизор должны устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
  4. Хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
  5. Время, проводимое за компьютером и телевизором не должно превышать 15 минут в неделю.

Важно помнить — компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса детского сада. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

При выборе игр необходимо учитывать следующие условия:

— «Помоги, но не навреди!» — главное условие, которому нужно следовать, внедряя ИКТ в обучение детей.

— Игры должны соответствовать возрасту.

Информационные технологии в дошкольном образовании повышают качество воспитания, способствуя развитию ребёнка как творческой личности. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

НОД по развитию количественных представлений посредством информационно-коммуникативных технологий встаршей группе

Тема: «Как ребята Маше помогали»

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, чувство ответственности, не оставлять маленьких детей в опасности, чувство отзывчивости, взаимопомощи при преодолении трудностей, доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

Развивать внимание, логическое мышление, воображение, память, любознательность. Развивать самоконтроль в процессе работы; мелкую моторику; познавательный интерес к математике.

Обучающие:

‒ Закрепить представление детей о количественном составе числа из единиц, умение увеличивать каждое из чисел на единицу.

‒ Упражнять детей в решении арифметических задач.

Закрепить с детьми счет в пределах 10 с опорой на наглядный материал.

Закрепить навыки конструирования из геометрических фигур.

Речевые задачи:

Совершенствовать умение детей внимательно слушать воспитателя и правильно отвечать на вопросы обдумывая ситуацию, давать полные ответы.

Материал кзанятию:

Демонстрационный:Слайды с изображением героев сказки: «Гуси — лебеди»; слайды с летящими гусями; изображение печки; яблони с яблоками; корзины с примерами; изображение речки; дощечки для мостика с цифрами; волк; игрушка би-ба-бо Машенька и Ваня; избушка.

Раздаточный: Цифры от 1–10, геометрические фигуры — круги 10 штук, пирожки (бумажные) с примерами; тесто; геометрические фигуры — треугольники.

Предварительная работа: Чтение сказки «Гуси — лебеди».

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встречи здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

У нас в зале много улыбчивых лиц

Скажем им «Доброе утро!»,

И улыбнемся.

(Звучит плач из телевизора).

Воспитатель: Кто это там плачет?

(Слайд 1.Появляется Машенька.)

Воспитатель: Что ты плачешь, девочка?

Машенька: Гуси унесли моего брата — Ванечку к Бабе Яге.

Воспитатель: Ребята, вы узнали эту девочку? Из какой она сказки?

Дети: Из сказки«Гуси — лебеди».

Машенька: Ребята, вы можете мне помочь найти Ваню, а то мне одной идти по лесу страшно, да и дорогу я не знаю.

Воспитатель: Мы сможем помочь Машеньке? А как?

Дети: Мы поможем Машеньке найти дорогу.

Воспитатель: Нам придется идти в лес. Гуси-Лебеди Ваню унесли, потому что их Баба-Яга заколдовала, злыми сделала. Чтобы они нас не схватили их надо расколдовать — сосчитать. Считать гусей мы будем за столами. А чтобы узнать, кому куда сесть я попрошу вас взять по одному шарику. На шариках карточки — сумма и разность предметов. Сосчитайте предметы на карточках. У кого ответ получится число 5 — сядут на правый ряд, а у кого получится число 6 — сядут на левый ряд.

(Выполняют задание).

Посмотрите, у вас на столах лежат круги. Вам нужно отложить столько кругов, сколько гусей сосчитаете. Внимание на экран.

(Слайд 2.Гуси по очереди прилетают на поляну.)

Один гусь летит над нами,

И один за облаками,

Один с правой стороны,

Один с левой стороны.

Один спустился на ручей,

Сколько было всех гусей?

Дети: Пять гусей.

Воспитатель: Давайте проверим.

(На слайде появляется правильный ответ).

Воспитатель: Правильно. Теперь можно отправиться в дорогу. Только вот дороги то мы не знаем. Кто нам поможет? Вспомните ребята, у кого Машенька в сказке подсказку просила?

Дети: Маша просила помочь печку.

(Слайд 3.Появляется печка.)

Воспитатель: Здравствуй печка. Печка, печка, помоги — нам Ванюшеньку найти.

Печка: Помогу я вам, только и вы мне помогите. Испеклись мои ржаные пирожки. Вытащите их.

Воспитатель: Ребята, но пирожки не простые — на них задание написано. Слева — фишки от домино с разным количеством точек, а справа цифры. Вам нужно сосчитать точки на фишках и соединить их с соответствующей цифрой.

Делать нечего, придется сосчитать, иначе без подсказки нам Ваню не найти. Я предлагаю вам взять по одному пирожку и сесть за стол.

Воспитатель: Задания у всех разные и ответы будут тоже разные.

(выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Положите пироги обратно на жаровню. Печка нам уголек оставила, куда он покатится — туда и пойдем.

(Бросают уголек).

Воспитатель: Давайте посмотрим, куда это уголек нас привел.

Дети: Уголек привел нас к яблоне.

(Слайд 4.Появляется яблоня.)

Воспитатель: Давайте яблоню попросим о помощи. Яблонька, яблонька помоги нам Ванюшеньку найти.

Яблонька: Хорошо я помогу вам, только и вы помогите мне. Сорвите спелые яблочки с моих веток.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а какие на яблоне яблоки? (Ответы детей).

Под яблоней корзины с цифрами стоят. Одну корзину я дам команде под цифрой 5, а другую команде под цифрой 6. Команда под цифрой 5, вы догадались, сколько яблок надо положить в эту корзину?

Дети: Да, 5 яблок.

Воспитатель: Акакого они должны быть цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Команда под цифрой 6, вы догадались, сколько яблок надо положить в эту корзину?

Дети: Да, 6 яблок.

Воспитатель: Акакого они должны быть цвета?

Дети: Желтого.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Сколько яблок вы сорвали?

Дети: Мы сорвали 5 (6) яблок.

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли яблоне. А дорогу нам укажет яблочко, куда оно покатится — туда и пойдем.

(Бросают яблочко).

(Слышится рычание.)

(Слайд 5.Появляется волк).

Волк: Кто это тут идет? Как много детей? Вы тоже идете к бабушке.

Дети: Нет. Мы идем Ваню выручать.

Воспитатель: Ребята, а разве в сказке «Гуси-Лебеди» есть волк?

Дети: Нет

Воспитатель: А в какой сказке волк девочку к бабушке провожал?

Дети: Всказке «Красная Шапочка».

Воспитатель: Пропусти нас волк.

Волк: Выполните задание мое, тогда пропущу.

Воспитатель: Хорошо. Чтобы выполнить задание я попрошу вас сесть за столы. Посмотрим, какое задание для нас приготовил волк?

(Слайд 6.)

Воспитатель: Посмотрите: на экране домик с цифрами. Но одна цифра пропущенная. Подумайте, какая это цифра и напишите ее, не пользуясь карандашом.

Подумайте, чем еще можно записать цифру?

Дети: Слепить из теста.

Волк: Все правильно, молодцы. За то, что вы такие сообразительные я пропущу вас. А сам пойду Красную Шапочку искать.

Воспитатель: Ребята, вы устали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Авот глазки наши устали. Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

Мы поднимем пальчик вверх

И опустим его в низ,

Влево, вправо повернем-

И по кругу обведем.

Вместе с вами поморгаем,

На секундочку уснем.

Дружно глазки открываем,

Их ладошами потрем.

Воспитатель: Теперь можем отправляться дальше.Посмотрите, а вот и речка.

(Слайд 5.Появляется речка.)

Дети: Речка, речка, помоги — нам Ванюшеньку найти.

Речка: Я вам помогу, только и вы мне помогите. Посмотрите, в моей речке нет ни одной рыбки, и мостика через речку нет. Запустите рыбок в речку и постройте мост из дощечек. По мостику вы сможете перебраться на другой берег и отправиться дальше.

Воспитатель: Поможем речке? Из чего же нам сделать рыбок?

Дети: (предлагают варианты ответов). (В тарелочке лежат треугольники, квадраты и круги.)

Воспитатель: Каждая рыбка должна состоять из трех треугольников одного цвета. Около речки лежат дощечки, из которых нужно построить мост. Команда под цифрой 5 — будут запускать рыбок, а команда под цифрой 6 — строить мост.

(Выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, рыбок запустили, мостик построили. Теперь, по мостику мы сможем перебраться на другой берег и идти дальше.

(Переходят речку, встречают Машу).

Маша: Как хорошо, что вы меня нашли, я знаю, куда идти дальше, я видела куда

прилетали Гуси-Лебеди, впереди избушка Бабы-Яги.

(Воспитатель надевает игрушку Машу на руку)

Воспитатель: Машенька, мы тебе поможем Ваню найти, пойдем с тобой дальше.

Вот мы и добрались до избушки Бабы Яги.

(Слайд 8- Баба Яга.)

Дети: Баба Яга, отпусти Ванюшу.

Баба Яга: Хитренькие какие. Сначала задачки мои решите.

1) Пять гусей пустились в путь.

Один решил отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами. (4)

Баба Яга: Какие вы сообразительные. Придется вам отдать Ванюшу.

(Воспитатель надевает игрушку — Ваню на другую руку).

Воспитатель: Ну что ребята, Ванюшу мы вручили — теперь нам пора возвращаться обратно, а путь наш неблизкий. Давайте покушаем и тронемся обратно в путь.

Воспитатель: Какое доброе дело мы с вами сделали? Кому помогли?

Дети: Мы помогли Машеньке выручить Ванюшу.

Воспитатель: Анам легко было найти дорогу к Ванечке? Какие задания пришлось решать? Что для вас было самым трудным, а какое задание было самым интересным?

Уточнить, что нельзя оставлять маленьких детей без присмотра).

Ребята, Маша и Ваня говорят вам спасибо, за то, что вы помогли им.

Литература:

  1. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей Волгоград, 2010.
  2. Горвиц Ю. М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
  3. Дурова А. И. Современные технологии в учебном процессе./ А. И. Дурова, А. А. Вахрушев. // Начальная школа. — 2005. — № 12.- С.49.
  4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года № 91 (СанПиН 2.4.1.2660–10).
Основные термины (генерируются автоматически): Баба Яга, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, обучение детей, Молодцы ребята, дошкольном образовании, количественных представлений, геометрические фигуры, компьютерные игры, количественных представлений детей, детей математике немыслимо, соответствующей цифрой, сказке волк девочку, детей огромный интерес, обучения дошкольников ИКТ, соответствующем техническом оснащении, Развитие количественных представлений, экране тематической презентации, Вопросы дошкольной педагогики, последствий использования ИКТ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос