Авторы: Ефимова Ольга Николаевна, Шаповалова Ирина Петровна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.09.2017

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Ефимова О. Н., Шаповалова И. П. Здоровьесберегающие технологии в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2507/ (дата обращения: 22.02.2018).



Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии малышей.

Цельздоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья; сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

‒ улучшение памяти, внимания, мышления;

‒ повышение способности к произвольному контролю;

‒ улучшение общего эмоционального состояния;

‒ повышается работоспособность, уверенность в себе;

‒ стимулируются двигательные функции;

‒ снижает утомляемость;

‒ развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

‒ стимулируется речевая функция;

Что же такое здоровьесберегающие технологии и как мы применяем их в детском саду в различных видах деятельности:

‒ Пальчиковая гимнастика,

‒ гимнастика для глаз,

‒ дыхательная гимнастика,

‒ гимнастика для глаз,

‒ гимнастика после сна,

‒ гимнастика корригирующая,

‒ динамические паузы,

‒ релаксация,

‒ двигательная активность.

Что дает пальчиковая гимнастика детям? Во-первых, способствует овладению навыками мелкой моторики. Во-вторых, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга. А также развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность.

Пальчиковую гимнастику можно проводить с предметами и без них. Без предметов гимнастика сопровождается стихами и действиями согласно тексту.

C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (3)\DSC01491.JPG

Гимнастика для глаз.

Она необходима для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90 % информации поступает как раз через глаза, испытывая подчас колоссальную нагрузку.

Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты.

Необходимо: поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть налево, направо, вверх, вниз без поворота головы. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие упражнения необходимо делать не только в детском саду, но и дома.

C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (3)\DSC01500.JPG C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (3)\DSC01504.JPG

Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника. Занятия дыхательной гимнастикой, как правило, проводятся в форме увлекательных и веселых игр. Это помогает не только интересно организовать время ребенка, но и принести пользу его здоровью. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Эти упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, но и здоровым малышам. Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, что вдох важно делать лишь через нос. А вот плечи при этом поднимать не нужно. Выдох должен быть плавным и длительным.

C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (3)\DSC01484.JPG C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка\DSC01420.JPG

Гимнастика после сна.

‒ устраняет сонливость и вялость после пробуждения;

‒ улучшает настроение и самочувствие;

‒ повышает умственную и физическую работоспособность;

‒ улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и питательными веществами; оздоравливает весь организм.

Главное, чтобы все упражнения проводились в веселой, игровой форме и доставляли малышу удовольствие.

Ходьба по коррегирующим дорожкам.

Дорожки здоровья представляют собой массажный коврик с различными поверхностями, при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Ходьба по коврикам доставляет огромное удовольствие детям.

C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (2)\DSC01465.JPG C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (2)\DSC01463.JPG

Динамическая пауза (физминутка).

‒ Особое внимание уделяется отдыху детей во время образовательного процесса.

‒ По мере утомляемости малышей мы делаем специальные паузы, которые длятся 2–5 минут и сопровождаются текстом.

IMG_20160413_095111.jpg

Релаксация (расслабление)

Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Для этих целей можно включать звуки природы или спокойную классическую музыку. Нашим детям очень нравится упражнение «Снеговик». Сначала стоят прямо, как снеговики, руки смотрят в разные стороны. Постепенно они начинают таять, опускаются ручки, расслабляется шея, и они потихоньку превращаются в лужицу на полу.

Двигательная активность.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (2)\DSC01438.JPG C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (2)\DSC01432.JPG

Подвижные игры на прогулке, музыкальные занятия, и конечно занятия физкультурой. Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (2)\DSC01443.JPG C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка\Новая папка (2)\DSC01455.JPG

Литература:

  1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114–117.
  2. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист. -2005.-N4.-С.61–65.
  3. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей.
  4. Федоровская, О. М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / О. М. Федоровская // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 33–36.
Основные термины (генерируются автоматически): детском саду, пальчиковая гимнастика детям, здоровьесберегающие технологии, Дошкольное воспитание, простудных заболеваний, социальном благополучии малышей, огромное удовольствие детям, ребенку возможность сохранения, Охрана здоровья детей, подчас колоссальную нагрузку, полноценному дренажу бронхов, ребенка психические процессы, мере утомляемости малышей, дыхательная гимнастика, овладению навыками мелкой, работоспособность коры головного, энергетическая подпитка организма, навыки здорового образа, огромное количество нервных, Занятия дыхательной гимнастикой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос