Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Автор: Теплова Ирина Сергеевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 20.06.2017
Статья просмотрена: 544 раза
Библиографическое описание:
Теплова, И. С. Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями / И. С. Теплова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2572/ (дата обращения: 22.11.2024).
Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.
Максим Горький
В последнее время появляется много детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с ЗПР, дошкольников со сложными (комплексными) недостатками развития. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей данной категории.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья имеет не маловажную роль не только в жизни ребенка, но так же и в жизни общества в котором он находиться.
Создание условий для полноценного обучения с ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, реализуются в процессе домашнего обучения ребенка инвалида.
Для этого используется программа обучения. Программа обучения составлена в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Для обучения ребенка с ОВЗ на домашнем обучении составляется:
Учебный план ребенка-инвалида.
На период обучения, в котором максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки соответствует Сан Пин.
К учебному плану прикладывается:
- Тематический план, с темами непосредственной — образовательной деятельности (по изучаемым разделам)
- Календарно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности (по изучаемым разделам)
- План работы с родителями
В основе программы по обучению ребенка инвалида на домашнем обучении лежат следующие принципы:
‒ максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,
‒ творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
‒ единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
В программе предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, а так же самостоятельной деятельности ребенка не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в образовательном взаимодействии с семьёй.
Используемые формы работы с родителями ребенка с ОВЗ находящемся на домашнем обучении.
Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, лучшего понимания педагогами особенностей развития ребенка с ОВЗ
К таким формам относятся:
‒ беседы с родителями,
‒ консультации,
‒ посещение родителями занятий в детском саду, посещение мероприятий в детском саду совместно с ребенком.
‒ подготовка заданий и рекомендаций для ребенка на выходные и праздничные дни,
‒ переписка с родителями по интернету.
Беседы и консультации проводятся с родителями и другими членами семьи. Такое общение дает возможность получить полные ответы на возникшие вопросы. От педагога требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяжело переживают нарушения у своего ребенка.
Выполнение программы обучения должно способствовать:
‒ углубленному психолого-педагогическому изучению ребенка с ОВЗ в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;
‒ максимальному созданию оптимальных условий для обучения, в домашних условиях; для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовки ребенка с ОВЗ к дальнейшему обучению в школе.
‒ социально-личностному, познавательному, речевому развитию ребенка;
‒ осуществлению психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии ребенка с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей обучаемого ребенка;
Целью домашнего обучения является обеспечение всестороннего развития ребенка с ОВЗ. В соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Домашнее обучение должно обеспечивать: познавательное, социально-личностное, речевое и коммуникативное, эстетическое развитие.
Социально-личностное развитие дошкольника с ОВЗ связано с формированием социально — бытовой ориентировки, овладением ребенка нормами поведения в быту, в различных общественных учреждениях; развитии доброжелательного отношения к взрослым и детям и налаживания партнерских отношений, овладении различными формами и средствами взаимодействия со сверстниками, формировании положительных самоощущений и самооценки. Работа по социально-личностному развитию ребенка пронизывает всю коррекционно-педагогическую деятельность и происходит в повседневной жизни, в процессе ознакомления с окружающим миром на занятиях и вне их, акцентировании внимания на социальных отношениях в сюжетно-ролевых играх, изобразительной деятельности, труде; специально подобранных играх по формированию межличностных отношений детей и развитию эмоциональной сферы; на занятиях по развитию речи путем обогащения словаря и обучения ребенка различным видам коммуникативных высказываний, обучения речевому общению.
Познавательное развитие ребенка с ОВЗ является одной из важных составляющих системы коррекционно-педагогической работы. Оно предполагает целенаправленное сенсорное воспитание ребенка, развитие мышления (наглядно-действенного, образного, элементов логического), внимания, образной и словесной памяти, воображения; формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения); развитие речи. Важным аспектом умственного воспитания является расширение представлений детей об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, жизни природы. Познавательное развитие ребенка осуществляется: в дидактической игре, в процессе использования игр на всех занятиях, в процессе ознакомления с окружающим миром; на занятиях по формированию элементарных математических представлений; в различных видах труда; в ходе обучения изобразительной и конструктивной деятельности; на занятиях по развитию речи, развитию слухового восприятия.
Для успешного воспитания и обучения ребенка с ОВЗ важно: обеспечить единство в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей ребенка. Эти специалисты осуществляют разностороннее обучение и воспитание дошкольника, в тесном взаимодействии, практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Учебная деятельность ребенка инвалида с ОВЗ находящемся на домашнем обучении направлена на обеспечение познавательного, социального и эстетического развития. Она является важной составной частью воспитательно-образовательной и коррекционной работы.