Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 01.02.2019

Статья просмотрена: 2342 раза

Библиографическое описание:

Борутто, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А. Борутто. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56179/ (дата обращения: 16.12.2024).



Детство — это особый период жизни ребенка, именно в это время интенсивный рост, стремительное интеллектуально развивается и становление личности. В это время рядом с ним находятся самые главные люди в его жизни — родители.

Уровень развития ребенка зависит в первую очередь от атмосферы, которую создают родители в семье. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад семьи: взаимоотношение супругов, общий тон общения между родителями, привитие единых воспитательных требований к ребенку и трудолюбия. Ребенок должен понимать, что внимание и любовь не только ему одному нужны, а и другим членам семьи. Это помогает избежать развития эгоистических качеств в ребенке. Благодаря родителям дети овладевают базовыми представлениями об окружающем мире. Чтобы сформировать нравственно-волевые качества личности ребенка, нельзя подавлять его «Я сам». Нужно разговаривать с ребенком, объясняя ему, почему Вы просите его сделать как можно и нужно, а не иначе.

В современном обществе в последнее время увеличилось количество детей с особыми образовательными и социальными потребностями. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе имеющих особенности развития. Таковыми являются и дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Когда ребенок из домашних условий попадает в детский сад, ему необходимы особые условия для развития. В этой ситуации на помощь приходят различные специалисты дошкольного учреждения, такие как учителя — дефектологи, логопеды, психологи и многие другие профессионалы, которые помогут ребенку развиваться правильно.

Для детей с задержкой психического развития значимую роль играет учитель–дефектолог. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание специализированной помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций.

Учитель-дефектолог помогает ребенку адаптироваться и социализироваться к окружающему миру. Ведь если вовремя начать коррекцию дефицитарности или функциональной незрелости, то последствия можно минимизировать. Для успешного и результативного развития необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это подразумевает под собой сотрудничество, определенный характер взаимодействия родителя и специалиста, партнерство. Процесс этот является трудоемким и длительным.

Часто найти взаимопонимание с родителями гораздо сложнее, чем с детьми, ведь не все родители готовы принять тот факт, что в их семье растёт «особенный ребенок». Они упорствуют и пытаются справиться с проблемами в одиночку, или «вообще не видят» существующих проблем развития у своего ребенка. Зачастую у родителей возникают проблемы в понимании особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста. Возможно, это говорит о недостаточной педагогической информированности родителей или невозможности грамотно использовать психолого-педагогические знания при воспитании собственного ребенка. Такое положение вещей усложняет работу учителя-дефектолога. Ведь именно в семье раскрываются индивидуальные способности, создаются предпосылки для их формирования и актуализации. Вера родителей в возможности своего ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру.

Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в коррекционно-воспитательной работе, начинать общение с ними необходимо с объяснения им положительных особенностей их ребенка, его сильных сторон, на которых могут базироваться его успехи в дальнейшей жизни. Для этого педагогу надо быть грамотным психологом. Учителю-дефектологу нужно вместе с родителями найти эти сильные стороны и основывать на них коррекционную работу. Данная тактика общения с родителями позволяет сломать барьер непринятия родителями своего «особенного» ребенка», а иногда и помогает наладить взаимоотношения в семье и между родственниками. Это позволяет родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, и дает возможность помогать ему развиваться и адаптироваться в современном обществе. В ходе общения с учителем-дефектологом родители получают необходимую информацию о нарушении у ребенка с точки зрения специалиста, а также эмоциональную поддержку, Этим педагог располагает родителей к себе, а родители в свою очередь учатся необходимым приёмам обучения и общения со своим ребёнком.

Если семья настроена на сотрудничество с педагогом, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя увереннее и успешнее. Ещё немаловажный компонент успешности коррекционной работы — это обратная связь. Родитель всегда может обратиться за помощью к специалисту в случае сомнений или затруднений. Регулярное выполнение заданий учителя-дефектолога не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении познавательного материала лежит в основе всей коррекционной работы и создает базу для формирования азов учебной деятельности.

Как показывает практика работы, дети с ЗПР очень часто не умеют играть. Коррекционная работа учителя-дефектолога проходит в игровой форме и в ходе этих занятий дети развиваются, познают новое и учатся играть. Слыша от ребенка, что он играет с учителем-дефектологом, а не учится, родители очень настороженно и с опаской начинают относится к работе учителя-дефектолога. Но как известно, в дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Именно в игре происходит развитие ребенка и более эффективное усвоение познавательного материала. Именно в игре происходит развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков и расширение кругозора. Тем самым повышается мотивация ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, так как во время игры создается психологически комфортная обстановка для ребенка.

Чтобы показать эффективность данной работы, проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми в присутствии родителей. В ходе таких занятий создаются условия для объективной оценки родителем успехов своего ребенка. Происходит наглядное обучение родителей методам и формам работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, позволяют адекватно оценить реальные возможности своего ребенка. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся более объективно и позитивно относится к своему ребенку. Они видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.

Так же для достижения положительного результата в коррекционной работе с детьми ЗПР можно использовать метод проектной деятельности. Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на адаптацию ребенка-дошкольника к социальной жизни. Важной задачей для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, является вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизирует познавательные процессы, стимулирует проявление индивидуальности каждого ребенка. Метод проектной деятельности, на мой взгляд, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет привлекать родителей к работе над проектом. Работая над проектом с детьми, родители получают возможность не только стать источником информации своего ребенка и оказать помощь ему и педагогам группы, но и самим стать непосредственными участниками образовательного процесса для своего ребенка. Участие в проекте помогает родителям получить свой, новый педагогический опыт и испытать чувство сопричастности к успехам своего ребенка. Совместный успех всегда кажется более значительным и значимым.

Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — это деятельность, направленная на активизацию компенсаторных ресурсов ребенка. Это позволяет создавать соответствующее коррекционно-развивающее пространство, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к собственному ребенку. Хороших результатов при таком сотрудничестве можно добиться лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, находясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая его в сложных периодах. В грамотно организованном сотрудничестве всегда можно добиться большего!

Литература:

  1. Взаимодействие с родителями в детском саду. Г. А. Прохорова Практическое пособие. М.: АЙРИС-ПРЕС, 2009.
  2. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 2010.
  3. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 2008.
  4. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии. А. А. Сагдуллаев. — Дефектология. 1996. № 5
  5. Педагогические знания — родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. — № 1.
  6. Психокоррекционнная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. В. В. Ткачева. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  7. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. — № 6.
  8. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. А. И. Баркан. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  9. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  10. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Сост. З. П. Антонова, У. В. Косарёва, Н. Н. Матвеева; Под ред. Е. Я. Когана, В. А. Прудниковой. — Самара: ООО «Офорт», 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, коррекционная работа, окружающий мир, психическое развитие, семья, дошкольный возраст, образовательный процесс, познавательный материал, проектная деятельность.


Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников в целях повышения качества образования

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями в группе компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) в рамках проектной деятельности

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников в целях повышения качества образования

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями в группе компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) в рамках проектной деятельности

Задать вопрос