Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 22.03.2017

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Долгая М. А. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 22-23. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2138/ (дата обращения: 23.10.2018).



В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, культурные ценности, народный фольклор,элементарные математические представления, познавательные задачи

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающей мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Духовно-нравственное воспитание интегрировано во всю организованную образовательную деятельность. Вот как решаются вопросы элементарных математических представлений. Современные дети развиваются и живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях развитие элементарных математических представлений дошкольников не может сводиться к обучению счета, измерению и вычислению.

Особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, привлечению детей к оказанию помощи товарищу при решении задач. Математика призвана отшлифовать интеллект, помочь обрести четкость мыслительных процессов.

На занятиях по математике знакомя детей с элементами математических представлений, мы также ставим нравственные задачи: воспитание взаимопомощи, справедливости, терпения и честности. При обучении детей делению предмета на части решаем и нравственную задачу (разделим яблоко так, чтобы мы могли угостить двух медвежат), здесь мы воспитываем честность и справедливость.

В духовно-нравственном воспитании задача воспитателя не просто научить бессмысленному счету, а наполнить раздел количества и счета нравственным содержанием. В игре «Найди домик» наряду с обучением, решаем нравственные задачи: оказание помощи, забота о животных (животные заблудились, им нужна помощь, чтобы найти свой домик).

В своей работе используем игру в парах, что помогает воспитанию дружбы, понимания, налаживается непринужденное общение с другими детьми. Предлагаем детям такие игры: «Что вокруг нас?», «Что стало не так?», «Что длиннее?», «Найди свое место» и др.

Выполнение некоторых заданий и проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения. Тогда объединяем детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет каждому конкретизировать знания и умения, контролировать способы выполнения и результаты не только своей деятельности, но и деятельности друзей, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимовыручку.

Использование на занятиях народного фольклора (загадки, скороговорки, считалки) обогащает знания по развитию элементарных математических представлений, помогает обогатить образование дошкольника. Считалки и скороговорки разучиваем в свободное от занятий время. Считалки используем в различных ситуациях, они также помогают воспитанию уважения друг к другу.

Загадки используем, в зависимости от целей познавательного общения на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. Мы подводим детей к размышлению над загадкой, руководим и направляем поисковую деятельность, наталкиваем на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

Знакомя детей с особенностями величины, прежде всего, даем почувствовать ребенку единство и совершенство мира. Сравнивая деревья по высоте, считая цвета на поляне, или сколько птиц на одной веточке дерева. Решаем, по какой дорожке дойдем до дома быстрее (по длинной или короткой), даем понять, что все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым мы дышим, и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и, наконец, людей, то есть, нас самих — все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие. Поэтому все, что нас окружает, надо беречь и любить, любить друг друга.

При обучении математике основные наши усилия направлены на то, чтобы дети с интересом и удовольствием занимались на занятиях, стремились преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, и желать достижения познавательных целей: создаем условия, в которых воспитываем духовные чувства: любовь, добро, справедливость.

Важно помнить народную мудрость: «Ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления», также важно помнить, что у каждого человека есть душа. В душе есть ум, который мыслит, рассуждает, имеет свойство обобщать, формировать мировоззрение. В душе человека заложена нравственность. И мы стараемся сеять нравственные зерна на всех видах занятий.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк, 2010.
  2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.
  3. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. М: Владос, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, ребенок, занятие, народный фольклор, оказание помощи, организованная образовательная деятельность, представление.

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание, культурные ценности, культурные ценности, народный фольклор, элементарные математические представления, познавательные задачи

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества.

Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего

Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

С помощью народных песенок...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая

Главная задача в этом направлении — вызвать интерес у ребенка к народному творчеству...

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной форме

На занятиях дети поют народные песни, водят хороводы, через народные игры, танцы идут к пониманию народной жизни.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып.1, 1991г.” Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа. М., «Современник», 1998 г.

Устное народное творчество как средство...

Духовно-нравственное направление является значимым звеном в общей системе воспитательно-образовательной деятельности школы.

Они так же помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле.

Нацеливать детей на созидательную и творческую деятельность.

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами... Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества.

Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего

Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

С помощью народных песенок...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая

Главная задача в этом направлении — вызвать интерес у ребенка к народному творчеству...

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной форме

На занятиях дети поют народные песни, водят хороводы, через народные игры, танцы идут к пониманию народной жизни.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып.1, 1991г.” Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа. М., «Современник», 1998 г.

Устное народное творчество как средство...

Духовно-нравственное направление является значимым звеном в общей системе воспитательно-образовательной деятельности школы.

Они так же помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле.

Нацеливать детей на созидательную и творческую деятельность.

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами... Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос