Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 19.03.2016

Статья просмотрена: 1273 раза

Библиографическое описание:

Костюк, Г. А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Г. А. Костюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 783-784. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26632/ (дата обращения: 23.04.2024).



Устное народное творчество — первые и блестящие попытки

русской народной педагогики, и никто не может состязаться

с педагогическим гением народа.

К. Д. Ушинский

Духовно-нравственное направление является значимым звеном в общей системе воспитательно-образовательной деятельности школы. Одним из средств духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы является устное народное творчество.

Фольклор — уникальная самобытная культура наших предков и осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучать его традиции, усваивать морально-нравственные нормы поведения в обществе.

Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую народную мудрость, легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений.

Фольклорный материал для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбирается с учетом их возрастных и психофизических возможностей. Самыми доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, считалки, пословицы, поговорки, короткие сказки.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации обучающихся к школе. Правильно подобранные потешки помогают воспитателю установить с ними контакт, пробудить чувство симпатии, так как их ласковый говорок, выражает заботу и нежность. Потешки воспитывают дружелюбие, доброжелательность.

Только после того, когда будет установлен эмоциональный контакт и создана положительная атмосфера в классе, можно развивать представления обучающихся о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, дружбе, представления о правилах поведения. Этим нравственным категориям посвящена большая часть пословиц и поговорок. Их называют жемчужиной народного творчества, так как они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития младших школьников и оказывают воздействие не только на разум, но и на их чувства. Названные жанры обучают детей в игровой форме и без излишней назидательности. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Каждый жанр русского народного творчества — кладезь народной мудрости. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности обучающихся начальной школы с ОВЗ являются сказки. Из них дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

Сказки способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказки — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказки — творение народа, они воздействует на душу ребенка. В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, их быт. Из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки — это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Г. Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Младшие школьники осмысленно воспринимают сказки, понимают, что сказки не только развлекают, но и учат, наставляют, убеждают в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Дети воспринимают сказку как реальность, поэтому она оказывает огромное влияние на формирование их нравственности.

Нельзя не сказать о считалках. Они так же помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств. Считалки — это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости, честный жребий. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.

В заключение хочется сказать, что народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей с ОВЗ к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.

Литература:

  1. Акинин В. П. К мудрости ступенька: о русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2010.
  3. www.maam.ru/obrazoanie/nachalnye-klass
  4. http://infourok.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, устное народное творчество, народное искусство, начальная школа.


Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Влияние устного народного творчества на формирование...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для познавательной активности, самостоятельности

Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, настроиться...

Устное народное творчество как фактор социального...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования. Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей.

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших...

Фольклорхудожественное народное искусство, художественная творческая

Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно...

Использование устного народного творчества в работе со...

художественное творчество — волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки

Среди форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию устного народного творчества Ракитянского района выделяются как...

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Влияние устного народного творчества на формирование...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для познавательной активности, самостоятельности

Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, настроиться...

Устное народное творчество как фактор социального...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования. Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей.

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших...

Фольклорхудожественное народное искусство, художественная творческая

Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно...

Использование устного народного творчества в работе со...

художественное творчество — волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки

Среди форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию устного народного творчества Ракитянского района выделяются как...

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Влияние устного народного творчества на формирование...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для познавательной активности, самостоятельности

Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, настроиться...

Устное народное творчество как фактор социального...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования. Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей.

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших...

Фольклорхудожественное народное искусство, художественная творческая

Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно...

Использование устного народного творчества в работе со...

художественное творчество — волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки

Среди форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию устного народного творчества Ракитянского района выделяются как...

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Влияние устного народного творчества на формирование...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для познавательной активности, самостоятельности

Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, настроиться...

Устное народное творчество как фактор социального...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования. Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей.

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших...

Фольклорхудожественное народное искусство, художественная творческая

Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы

Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно...

Использование устного народного творчества в работе со...

художественное творчество — волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки

Среди форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию устного народного творчества Ракитянского района выделяются как...

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

Задать вопрос