Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет)
Автор: Мандрыкина Галина Александровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 06.01.2017
Статья просмотрена: 88 раз
Библиографическое описание:
Мандрыкина, Г. А. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет) / Г. А. Мандрыкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1855/ (дата обращения: 16.12.2024).
Тема: «Сравнение по объёму»
Цель: Формировать представления об объёме жидких и сыпучих веществ.
Задачи:
- Сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки.
- Закрепить представление о сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.
- Закрепить понятие о том, чем больше мерка, тем меньше результат измерения.
- Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.
- Развивать воображение, логическое и вариативное мышление, внимание, память, тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия.
Методы и приёмы:
- Словесные методы: беседа, вопросы, художественное слово.
- Наглядно-иллюстративный метод.
- Слуховой метод.
- Игровой метод: дидактические игры.
- Поисково-исследовательский метод: эксперимент с крупой.
- Рефлексивный метод.
Материалы к занятию:
Демонстрационные: чайник с водой; две кастрюли одинакового объёма, но разной формы; 2 куклы; 3 стакана; столовая и чайная ложка; картинки воробья, голубя; крупа.
Раздаточные: две тарелки, чайная ложка, крупа,
Аудиоресурсы: запись чириканья воробья.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
(Воспитатель собирает детей около себя):
— Доброе утро ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку. Вот такое настроение мы оставим на весь день.
— Ребята, в нашем детском саду трудится много сотрудников. Скажите, кто готовит пищу для детей всего детского сада?
— Что вам больше всего нравится кушать в детском саду?
— Вы знаете, ребята, куклы Маша и Даша решили сварить себе на завтрак кашу, а как это сделать, они не знают.
— Хотите помочь накормить кукол (Да).
— Сможете это сделать? (Наверное).
2. Актуализация знаний
Игра «Разные кастрюли»
Дидактические задачи: актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму с помощью переливания, развивать внимание и память, коммуникативные качества.
(Дети подходят к столу, на котором находятся две кастрюли одинакового объёма, но разной высоты, чайник с водой и чашка)
— Каши надо сварить одинаковое количество для Маши и для Даши, но Маша любит манную кашу, а Даша — пшеничную. Можно ли это сделать в одной кастрюле? (Нет).
— Правильно, разные каши нужно варить и в разных кастрюлях.
— Знаете ли вы, как варят кашу?
Выслушиваются все ответы детей
— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать, равны ли кастрюли по объёму?
(Дети предлагают свои варианты и решают налить из чайника воду в одну кастрюлю до краёв, перелить её во вторую)
—Что можем сказать? Равны ли кастрюли по объёму? (Равны)
— Почему вы так решили? (Воды в них поровну).
— Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объёму? (Если вторая кастрюля тоже наполнится до краёв)
— А если во второй кастрюле останется место? (Тогда объём второй кастрюли больше).
— А если вода из первой кастрюли не вместиться во вторую? (Тогда больше объём первой кастрюли).
3. Затруднение в ситуации
Игра «Разные кастрюли» (продолжение).
— Но ведь в кастрюлю надо будет ещё положить крупу и что тогда произойдёт?
— Надо ли воду в кастрюлю для того, чтобы сварить кашу, наливать до самого края? (Нет)
— Смогли ли вы правильно налить воду для варки каши? (Нет, не смогли)
— Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отмерить воды поровну.)
4. Открытие нового знания
— Как это узнать? (Попробовать придумать самим, узнать у взрослых).
— А может стакан нам поможет? Это не простой стакан, он называется мерным стаканом. Мерный стакан с делениями, эти деления обозначают объём жидкости, которая в нём налита. А если мерного стакана нет, то можно взять мерную кружку, которая поможет отмерять не только жидкость, но и сыпучие вещества: сахар, муку, крупы.
— Чтобы приготовить любое блюдо, что нам нужно знать? (Рецепт).
— Что такое рецепт?
— Чтобы каша для Маши и Даши получилась вкусной, есть тоже рецепт: два стакана воды и четыре чайные ложки крупы.
(Воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки и проделывает названные действия с проговариванием)
— Сначала в кастрюлю нальём воду. Надо наполнить стакан водой до краёв и вылить в кастрюлю.
— Необходимо считать количество стаканов, которые вылили в кастрюлю. Такое же количество таких же стаканов надо вылить в другую кастрюлю.
— Смогли мы правильно налить воду? (Да)
—Что теперь нужно сделать? (Отмерить крупу).
—Правильно. Немного отдохнём и отправимся на кухню.
Физминутка.
5. Включение нового знания в систему знаний
5.1. Игра «Повара».
Дети подходят к столам, на которых находится две ёмкости с крупой, две тарелочки и мерка на каждого.
— Какая крупа находится на ваших столах? (Манная крупа и пшеничная)
—Как будет называться сваренная вами каша для кукол? (манная, пшеничная)
— Чем можно отмерить нужное количество крупы?
— Можно ли мерять горстью? (Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.)
Педагог предлагает на выбор ложку, блюдечко.
— Как вы думаете, чем удобнее отмерить крупу?
В процессе обсуждения приходят к выводу, что ложкой удобнее. Маша и Даша решили вам помочь отмерить крупу чайной ложкой. Маша насыпала вот столько манной крупы (ложка «с горкой», а Даша — вот столько пшеничной (неполная ложка, а я насыпала вот столько манной крупы (полная ложка «по края»).
— Скажите, равное ли количество крупы мы отмерили? (Нет)
— Почему?
В процессе обсуждения детей подводят к требуемой технике отмеривания: чтобы у всех крупы было одинаково, наполнять мерку надо «по край», как у воспитателя.
— Чем куклам служила чайная ложка? (Меркой)
— Вы помните, что по рецепту для каши надо положить 4 чайные ложки крупы. Насыпьте в каждую из тарелочек по четыре мерки крупы.
Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:
‒ взять мерку;
‒ решить, сколько мерок крупы будет высыпано в каждую тарелочку (чтобы не забыть, можно выложить фишки);
‒ наполнить мерку доверху, лишнюю крупу счистить лопаткой;
‒ насыпать сначала в одну тарелочку нужное количество мерок манной крупы;
‒ насыпать в другую тарелочку столько же мерок пшеничной крупы.
— Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.
— Отнесём наши тарелочки с крупой на поднос, а в конце занятия попросим наших поваров помочь сварить вкусную кашу. Теперь Маша и Даша знают, как правильно отмерить воду и крупу для каши.
5.2. Игра «Накормим птичек».
— Сегодня к нам прилетел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?
— Давайте я дам вам подсказку. (Включается звук чириканье воробья)
— Эту птицу каждый знает.
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайся поскорей
Всех торопит: (воробей).
— Воробей прилетел к нам не просто так! Сегодня утром было так холодно, и ему очень захотелось покушать. К нему подошла девочка и дала мешочек с пшеницей. Он был очень рад этому.
— Как мы можем узнать сколько воробьёв можно накормить этой пшеницей, если один воробей может съесть 1 чайную ложку пшеницы? Что для этого надо сделать?
(Измерить пшеницу чайной ложкой).
— Да, мы с вами будем измерять пшеницу с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка. (По желанию выходит ребёнок и проводит измерения).
— Сколько всего получилось ложек? (Ответ детей).
— Представьте, что к кормушке прилетели голуби. Как вы думаете, кто съест больше пшеницы: воробей или голубь? (Голубь).
— Почему вы так думаете? (Потому что, голубь больше воробья).
— Давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством пшеницы, если предположить, что один голубь может съесть одну столовую ложку.
(Измеряем пшеницу и узнаем количество столовых ложек.) На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).
— Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить? (10 > 5).
— А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество пшеницы?
(Чем больше мерка, тем меньше число измерений мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше получится результат.)
— Молодцы! У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыплем угощение в неё для птиц.
6. Итог
Воспитатель собирает детей около себя.
— Чем вы сегодня занимались? Кому сегодня помогли?
— Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для кукол? (Потому что мы научились сравнивать объём с помощью мерки).