Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лукьянова, С. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО / С. Е. Лукьянова, Е. В. Земцова, Т. Е. Панина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1613/ (дата обращения: 16.12.2024).



С каждым годом растёт количество детей с проблемами развития,имеющими отставание (искажение) психического развития вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, речевого, слухового, двигательного) или обусловленного органическим поражением центральной нервной системы. Среди них отмечается большое число детей с последствиями органического поражения ЦНС, которые рано выявляются врачами-неврологами и нуждаются в комплексном психолого-медико-педагогическом воздействии. Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и т. д.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а «набор» дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностическое обследование в начале учебного года дает возможность выявить уровень и особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-личностной зрелости, уровень общего развития, потенциальных возможностей ребёнка, а также характер и причины отклонений в развитии. Результаты диагностики позволяют определить “зону ближайшего развития” ребенка, и на основе рекомендаций психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк), разработать индивидуальную программу реабилитации и сопровождения для каждого воспитанника, определить для него ведущего специалиста. ПМПк два раза в год осуществляет мониторинг развития детей и собирается по мере необходимости или запросу родителей и воспитателей.

В течение года каждый ребенок получает 3–4 курса массажа. Применение массажа создает благоприятный фон для занятий физическими упражнениями. Регулярно проводятся занятия ЛФК, которые улучшают общее физическое и психическое состояние детей, общую моторику, совершенствуют жизненно необходимые двигательные навыки. Занятия ЛФК проводятся малыми группами, а с особо тяжелыми детьми индивидуально. Важную роль в лечении последствий перинатальной патологии ЦНС играютфизиотерапевтические процедуры.

В ДОУ создана такаякоррекционная предметно-развивающая среда, которая соответствует “зоне актуального развития” самого слабого и “зоне ближайшего развития” самого сильного ребенка. Предметно-развивающая среда групп и кабинетов узких специалистов богата по содержанию, обеспечивает вариативность коррекционной помощи и систему разнообразных видов деятельности. Также администрация детского сада создает все условия для комплексной коррекции последствий перинатального поражения ЦНС; создает условия для творческой деятельности работников, повышения их профессионального мастерства; организует руководство и контроль по выполнению коррекционных программ развития ребёнка.

Все участники коррекционно-образовательного процесса для полноценного взаимодействия ставят перед собой ряд общих и частных задач. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с речевыми нарушениями: диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи наиболее специфичны для каждого из участников.

Бесспорно, что ключевые позиции в организации коррекционной работы в группах для детей с речевыми нарушениями принадлежит логопеду.

Логопедическая коррекция ведётся по разным направлениям, в соответствии с индивидуальной программой, составленной на каждого ребенка по итогам диагностики и в соответствии с рекомендациями врачей. Работа строится на полном взаимодействии и преемственности действий всех специалистов и родителей дошкольников. Все усилия педагогов направлены на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их гармоничного развития.

Каждое утро в группах начинается с артикуляционной и пальчиковой гимнастики в игровой или сказочной форме, с использованием игрушек или забавных картинок. До четырёх раз в неделю, в зависимости от возраста детей, учителями-логопедами проводятся занятия по развитию речи с использованием различных коррекционных методик и творческих находок педагогов.

Физическое воспитание в нашем детском саду своеобразно тем, что специфические особенности моторики детей с патологией ЦНС требуют разработки особых методов и приемов физического воспитания. Двигательные нарушения, в большинстве случаев имеющиеся у наших детей, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания детей с патологией ЦНС, сочетающее в себе коррекцию их психического развития, лечение и обучение, способствует адаптации их в обществе и предупреждению тяжелой инвалидности.

В комплексную систему физического воспитания в ДОУ входит;

‒ утренняя гимнастика,

‒ физкультурные занятия,

‒ ЛФК

‒ гимнастика после сна

‒ подвижные игры,

‒ спортивные упражнения на прогулках,

‒ малые формы физического воспитания,

‒ физкультурные праздники и вечера развлечений.

Музыкальный руководитель не просто сопровождает физкультурное занятие, а благодаря творческому подходу создает в начале занятия соответствующий ассоциативный фон, дети организуются, повышается их внимание, сосредоточенность, стимулируется их двигательная и эмоциональная активность.

На занятиях используются элементы логоритмики, психогимнастика, релаксационные паузы, артикуляционная гимнастика, слушание музыки с опорой на образно-игровое погружение, разнохарактерное звукоизвлечение в пении и передача образа в движении. Разработанные совместно с узкими специалистами коррекционные занятия, способствуют развитию мышечного тонуса, пальцевой моторики, вокально-слуховой координации, развитию психомоторных функций.

Широко используются средства русского народного фольклора, в детском саду создан мини-музей “Русская изба”, который стал центром изучения традиций, культуры русского народа.Дети активно участвуют в театрализованных фольклорных праздниках, театральных постановках и театрализованных представлениях.

Для осуществления театрально-игровой деятельности в каждой группе имеются разнообразные виды театров: пальчиковый, теневой, кукольный, настольный, необходимые костюмы и атрибуты для игр и драматизаций.

В учреждении постоянно работает психологическая служба.

Вся работа с детьми строится педагогом-психологм на основе диагностики, выводов МПК, запросов родителей и воспитателей. Регулярно проводятся индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, консультации с родителями (по их запросу), заседания “Школы молодого родителя”, заочные консультации, индивидуальные собеседования с родителями.

Коллектив нашего учреждения продолжает творчески, на высоком профессиональном уровне осуществлять и совершенствовать свою работу, направленную на всестороннее развитие личности ребенка и сохранение его физического и психического здоровья, что в конечном итоге имеет значение для здоровья населения России.

Литература:

  1. Ю. И. Барашнев “Перинатальная неврология”, Москва,2005, “Триада-Х”
  2. Брязгунов И. П., Знаменская Е. И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. — № 4. — 1980. — 87 с.
  3. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М., 1982. — 101 с.
  4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1985. — 32 с.
  5. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, — 1980. — 50 с.
  6. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», — 2005. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, запрос родителей, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие.

Похожие статьи

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос