Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: Педагогика детей раннего возраста
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2016
Статья просмотрена: 363 раза
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1565/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время государственные образовательные учреждения перешли на новые стандарты образования. Одной из базовых ценностей Федерального государственного образовательного стандарта является реструктурирование, поддержание и укрепление взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Важнейшей задачей обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, которое возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Практический опыт показывает, что образовательный уровень современных родителей довольно высок, многими специалистами отмечается тенденция к повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей. Однако и сегодня педагогами и специалистами обнаруживаются пробелы в психологических знаниях, педагогических умениях и навыках общения родителей с собственными детьми.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемые мероприятия, проекты, дни открытых дверей, а также разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство родительской общественности с достижениями и трудностями своих детей.
Одной из наиболее эффективных традиционных форм взаимодействия с семьей являются комплексные открытые занятия. Они призваны вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс, повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию и активную родительскую позицию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
При разработке конспекта открытого занятия перед нашими специалистами, как правило, ставятся следующие основные задачи:
- Формирование активной позиции родителей по отношению к воспитательному и образовательному процессу в рамках единого информационного «поля»;
- Развитие эмоционального общения, родительской эмпатии и психологической вовлеченности;
- Формирование навыков делового взаимодействия в детско-родительских парах;
- Обучение родителей различным методам и техникам организации игровых развивающих занятий;
- Всестороннее развитие детей раннего возраста через интеграцию разных видов деятельности.
Нашими педагогами разработан примерный алгоритм комплексного открытого занятия, по которому мы успешно проводим открытые мероприятия.
Структура открытого занятия
|
Направленность |
Ведущий |
Содержание работы |
1. |
Вводная часть |
Педагог-психолог Инструктор по физической культуре |
А). Приветствие; Б). Начальный «круг» |
2. |
Основная часть |
Педагог-психолог Воспитатель Инструктор по физической культуре |
А). Занятие по сенсорному развитию; Б). Творческая мастерская (художественно-эстетическая деятельность); В). Физическое развитие (подвижные игры) |
3. |
Завершающая часть |
Педагог-психолог Воспитатель |
Завершающий «круг», прощание |
Важный психологический компонент заключается в том, что родители впервые видят своего маленького ребенка в обстановке, отличной от домашней, наблюдают процесс его самостоятельного общения с другими детьми и взрослыми. В свою очередь, воспитателям и специалистам зачастую недостает знаний о проявлениях ребенка вне детского сада. Преодолеть такую односторонность взглядов возможно, если увидеть различные проявления ребенка в семье и в детском саду, согласовать ценностные основы воспитания, проблемные и ресурсные области в развитии детей, а также поведенческие воздействия в отношении ребенка.
Первостепенная задача педагогического коллектива — это создание у родителей потребности в диалоге с педагогом, в поиске новых способов взаимодействия и общения с ребенком. Основная психологическая трудность родителей заключается в восприятии своего ребенка «еще слишком маленьким», неготовым к формированию многих навыков самообслуживания, самостоятельного общения, делового взаимодействия. Ребенок, уже готовый к принятию разнообразных умений и навыков имеет широкую «зону ближайшего развития», которую должны учитывать как педагоги, так и родители.
Проведение открытых занятий с непосредственным и включенным участием родителей имеет особую значимость и для психологической службы образовательных организаций, поскольку дает специалистам уникальную возможность изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи, выявить актуальные проблемы и особенности развития отношений в триаде «родитель — ребенок — педагог».