Развивающие игры-аппликации для детей раннего возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 1417 раз

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Развивающие игры-аппликации для детей раннего возраста / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1564/ (дата обращения: 16.11.2024).



Использование самых разнообразных материалов в играх с детьми раннего возраста способствует наиболее успешному развитию психомоторной, речевой и эмоциональной сферы. А применение разных игровых приемов стимулирует детскую любознательность, познавательную и творческую активность. Наряду с такими техниками изобразительной деятельности, как лепка и рисование, детей с самого раннего возраста необходимо знакомить и со свойствами бумаги. Это очень важная составляющая комплексного развития малышей, ведь бумага несет в себе богатейший развивающий потенциал.

Педагогам и психологам давно известно, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Скатывая, разрывая, сминая и скручивая кусочки бумаги, малыш тренирует мышцы пальцев рук, развивает дифференцированность и соотнесенность их движений.

В данной статье представлены некоторые игровые приемы, используемые нами на подгрупповых и индивидуальных развивающих занятиях. Некоторые из них были модифицированы и дополнены нами, а некоторые придуманы самостоятельно, в ряде случаев благодаря игровой импровизации и инициативе самих малышей. Каждое из упражнений рекомендуется предварительно проводить вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а часто и действуя по принципу «рука в руке».

Наши комплексные игровые занятия всегда содержат в себе часть, посвященную приобщению детей к художественно-эстетической деятельности, куда входит масса интересных развивающих приемов и техник работы с бумагой: элементы бумагопластики, аппликация с элементами рисования и на основе рисунка, аппликация-заполнение и выкладывание готовых форм, моделирование, рисование и лепка с элементами аппликации, а также коллективная композиция.

Таким образом, мы расширяем творческие возможности и умения малышей. На игровых занятиях наши малыши знакомятся с самыми разными видами бумаги, активно ощупывая мягкие салфетки, гофрированную, цветную бумагу и картон, бархатную, глянцевую, оберточную и даже упаковочную, получая новый тактильный и сенсорный опыт. Малыши учатся действовать с бумагой посредством таких простейших приемов изготовления аппликации, как комкание, отрывание, скатывание, выкладывание деталей на листе бумаги, намазывание их клеем и приклеивание. Конечный результат всегда приводит в восторг малышей, ведь из плоских кусочков бумаги вдруг получаются самые настоящие цветы, бабочки, ягоды, рыбки, птенчики и даже жирафы!

Игровые занятия проходят в подгрупповом режиме. Дети располагаются вокруг стола, воспитатель или педагог-психолог садится рядом с ними. Чтобы вызвать интерес малышей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой-либо сюжет. Ниже представлены несколько игровых сеанса, содержащие в себе разные элементы и техники работы с бумагой и проводящиеся по единому алгоритму действий. Такая организация работы максимально удобна для малышей, поскольку позволяет детям предугадать дальнейшие этапы действий, проявить самостоятельность и инициативность.

Игровое занятие «Цветочная поляна»

Материалы: кусок искусственной травы (для газона), маленькие бабочки и цветы, листы белой бумаги с нарисованными стеблями цветочков, вырезанные бабочки разных цветов, вырезанные зеленые листочки, гофрированная бумага желтого, синего и красного цвета, нарезанная небольшими кусочками (4ˣ4 см.).

F:\Ксения\ФОТОГРАФИИ\Работа-фото\ДОУ №690 ЦИПР 2011-2012\DSC05061-2.jpg

Ход игры:дети садятся за стол, педагог кладет на стол кусок искусственной травы и сажает на нее цветы. Затем спрашивает малышей, кто же любит сидеть на красивых цветочках? Дети отвечают (бабочки). Педагога сажает на цветы небольших бабочек. Далее проводится разминочное упражнение для рук, педагог читает стишок про цветок: сначала руками делается «бутон» — основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх.

Солнце поднимается — цветочек распускается! (основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны — «цветок распускается»).

Солнышко садится — цветочек спать ложится (возвращаемся в первоначальное положение). Затем педагог показывает, как из ручек можно сделать бабочку и как она летает.

Детям раздаются листы белой бумаги с нарисованными стеблями цветочков, в лоточках лежат вырезанные бабочки разных цветов, вырезанные зеленые листочки и гофрированная бумага желтого, синего и красного цвета, нарезанная небольшими кусочками (4ˣ4 см.). Педагог показывает, как расположить и приклеить зеленые листочки к стеблю, как смять и приклеить комочек гофрированной бумаги; рассказывает из чего состоит цветок — желтая серединка и несколько лепестков, расположенных вокруг нее. Последний этап — это приклеивание бабочек из цветной бумаги. Для начала бабочка складывается пополам, принимая форму буквы «V». Клеем намазывается только одно крылышко, создавая эффект объемной картинки. Когда работа закончена, педагог вывешивает их на стенд, а малышам предлагается узнать свои работы. Все вместе хлопают в ладоши. Аппликацию можно проводить и с целью изучения основных цветов спектра, сделав бабочек соответственно цветам цветочков и попросить малышей найти каждой бабочке ее домик (желтая бабочка живет в желтом цветочке, красная — в красном и т. д.).

Игровое занятие «Жираф»

Материалы: заготовки из цветной бумаги желтого цвета в форме жирафа, листы белой бумаги, клей-карандаш и небольшие кусочки бумаги коричневого тона.

Ход игры: Педагог включает веселую мелодию «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде…» Е. Железновой. Малыши вместе играют в веселую игру под песенку, подражая действиям педагога. Затем дети садятся за стол. Педагог рассказывает, что сегодня к деткам в гости пришел очень необычный персонаж: шея у него длинная-длинная, ножки тонкие-тонкие, а все тело в коричневых пятнышках. Дети пробуют угадать, кто же сегодня к ним пришел. Педагог ставит на стол крупную фигурку жирафа. Малыши ее изучают, рассматривают, показывают пятнышки на боках жирафа. Педагог раздает детям листы бумаги и заготовки из бумаги пастельного желтого цвета в форме жирафа. Затем педагог показывает, как нужно расположить на листе жирафа, как его аккуратно приклеить. Педагог спрашивает детей, чего не хватает у жирафов? Дети отвечают: «пятнышек!». Педагог хвалит малышей за сообразительность и показывает, как нужно делать пятнышки. От небольшого кусочка цветной бумаги коричневого цвета пальцами отрываются маленькие кусочки и приклеиваются на заготовку в форме жирафа. Крупные пятна располагаются на боках, а более мелкие на шее и ногах жирафа. Когда аппликация закончена, персонаж обходит всех малышей, и они показывают ему свои работы. Жираф радуется, хвалит детей и прощается с ними, а педагог вывешивает аппликации на доску или стенд. Все вместе хлопают в ладоши, а малышам предлагается узнать свои работы.

Игровое занятие «Ягоды для птички»

Материалы: красивая фигурка птицы, засушенная веточка, заготовки в виде нарисованных веточек, клей ПВА в блюдцах, небольшие кусочки гофрированной бумаги (алая).

Ход игры: Педагог ставит на стол вазу с засушенной веткой и говорит детям, что сегодня к ним в гости прилетит красивая птичка. Нужно только ее позвать. Дети зовут птичку, она прилетает и садится на веточку. Педагог рассказывает, что птицы очень любят клевать не только зернышки, но вкусные красные ягодки. Но где же нашей птички найти такие ягодки? Давайте мы с вами сделаем их для нашей гостьи.

Детям раздаются листы белой бумаги с нарисованными веточками, в лоточках лежат нарезанные кусочки красной гофрированной бумаги. Педагог показывает, как смять, окунуть в клей, расположить и. надавив, приклеить комочки гофрированной бумаги. Когда гроздь ягод готова, прилетает птичка. Дети показывают ей ягоды, птичка их клюет, радуется, хвалит детей и прощается с ними, педагог вывешивает аппликации на стенд. Все вместе хлопают в ладоши, а малышам предлагается узнать свои работы.

Также нами успешно проводятся дидактические игры, посредством которых детьми изучается цвет, форма, величина предметов, осваивается навык простого счета, развивается мыслительные операции и внимательность.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, ребенок, гофрированная бумага, малыш, белая бумага, цветная бумага, бабочка, форма жирафа, искусственная трава, красный цвет.
Задать вопрос