Музыкальные сюжетно-ролевые игры
Авторы: Глухих Ирина Анатольевна, Казанцева Елена Владимировна, Васильева Мария Георгиевна, Исламова Асия Гакифовна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 03.10.2016
Статья просмотрена: 15334 раза
Библиографическое описание:
Глухих, И. А. Музыкальные сюжетно-ролевые игры / И. А. Глухих, Е. В. Казанцева, М. Г. Васильева, А. Г. Исламова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1321/ (дата обращения: 19.11.2024).
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое для взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре
А. С. Макаренко
Основным источником накопления необходимого опыта для дошкольника являются сюжетно-ролевые игры, которые, наряду с традиционными, могут быть и музыкальными.
Музыка используется детьми в разных играх. В сюжетно-ролевых играх можно очень широко использовать знакомые песни и мелодии: можно спеть колыбельную кукле или поплясать, напевая веселую мелодию, аккомпанируя себе на бубне, помаршировать с барабаном под соответствующую песню или, отправляясь в далекое путешествие, спеть о пароходе, поезде, самолете, машине и т. д. Песня организует действие, придает выразительность, ритмичность движения, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры.
Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в настольном, кукольном театре. Песней пользуются и как считалкой перед распределением ролей в игре.
В раннем возрасте в период развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра только зарождается, особое внимание следует уделить созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли. На этапе образно ролевой игры в 2–2,5 года следует учить детей перевоплощению, передачу образов предметов, животных, и действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой, поплавать и полетать и т. д. с этой целью организуют образные (игровые упражнения имитационного характера, элементарные игры-драматизации, игры-перевоплощения про ведущей роли педагога.
Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку, однако, для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания.
Воспитателю необходимо вдумчиво и проникновенно готовиться к работе над любой игрой данного вида, а именно, тщательно изучить необходимый музыкальный материал, детально проработать образы, структуру игры, что поможет активизировать творческий процесс детей, участвующих в игре. И наконец, вне зависимости от итога игры, воспитатель обязательно должен подбодрить, воодушевить и поблагодарить детей за старание, потому что дети должны привыкнуть получать удовольствие, прежде всего, а не стремиться к успеху любой ценой.
Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
Показателем успешности проведения музыкальных сюжетно-ролевых игр являются:
− Увлечённость музыкально — игровой деятельностью.
− Степень осознания творческого замысла.
− Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих задач.
− Умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление.
− Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.
− Воспитание коммуникативных качеств и уважительного партнёрского отношения с родителями.
Таблица 1
Игра «Путешествие в деревню» |
|
Цель |
Формирование у детей творческих способностей в процессе создания музыкальных образов на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности (пения, движений) Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласила к себе в гости, в деревню, бабушка. Хотите к ней в гости? А на чем мы поедем (на поезде). Строят из стульчиков поезд Едут на поезде (сидят, изображают движение колес, машинист дает гудок, едут, поют (Песня «Паровоз» Н. Метлова, «Паровоз» З. Компанейца, «Паровоз» Г. Эрнесакса) Приехали на станцию. Воспитатель: Мы приехали на станцию, но до деревни еще путь не близок. Дальше мы отправимся на чем? (слушают в записи звукоподражание (и-го-го, би-би), звуки окружающего мира (лошадь, машина), Дети отгадывают и выполняют образные движения (лошадки, машина) Приехали. Бабушка (воспитатель надевает платок) встречает. Экскурсия по двору бабушки (Образные движения. Игры «Курочки и петушки», «Васька-кот», «Кот и мыши», «Вот сидит лохматый пес», «Густ-гуси») Бабушка угощает (Песня «Пирожки», «Ладушки» Пальчиковые игры) Возвращаются домой. |
Игровые действия |
|
Предметно-игровая среда, оборудование |
Стульчики, руль, платок для бабушки, игрушки, картинки, шапочки животных, Музыкальные записи (звуки окружающего мира) |
Подготовка к игре |
Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки. Беседы о домашних животных, рассматривание иллюстраций. |
Игровые роли |
Машинист, бабушка, домашние животные. |
Игра «Музыкальный радиоспектакль» |
|
Цель |
Развитие творческой активности, инициативы, сообразительности. |
Игровые действия |
Воспитатель: Ребята, нам поступил заказ с радиостанции «Киндер-FМ» на запись музыкальной сказки. Если это музыкальная сказка, мы должны ее рассказать музыкальным языком. А это значит, в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Давайте решим, какую сказку (или песенку) мы будем озвучивать. Дети выбирают знакомую сказку (песню), вспоминают ее (проговаривают или пропевают), затем они определяют, какому герою подходит по тембру тот или иной музыкальный инструмент. Выбирают детей-музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных инструментах того или иного героя; певцов, которые будут исполнять песенки персонажей; и, если нужно, рассказчика. Дети готовят свои инструменты. Проводят репетицию. Воспитатель: Я думаю, мы вполне готовы. Теперь нам нужно обустроить радиостудию. Как вы думаете, какая аппаратура нужна для записи сказки? (микрофоны, наушники, колонки, ноутбук, магнитофон, пульт управления звуком) Дети готовят оборудование (если есть, или предметы-заменители). Обустраивают радиорубку. Выбирают звукорежиссера, диктора (по считалке, стрелочкой, по желанию и т. д.) В первый раз роль звукорежиссера может взять на себя воспитатель. Начинают играть. Звукорежиссер занимает место у пульта, дает команду: «Внимание! Запись!» Диктор:Добрый день, уважаемые радиослушатели. Предлагаем вашему вниманию сказку (название) в исполнении ребят из детского сада № … Дети начинают исполнять музыкальную сказку. (В это время воспитатель может поставить на запись магнитофон или диктофон. В конце игры дает детям прослушать сказку в их исполнении). |
Рекомендуемый репертуар |
Для постановки музыкальной сказки по ролям можно использовать любую сюжетную песню, например: − «Про козлика» Г. Струве, − «Теремок», рус. нар. песня обр. Т. Попатенко, − «Веселые музыканты» Е. Тиличеевой, − «Где был, Иванушка» рус. нар. песня обр. М. Иорданского, − «Как у наших у ворот», рус. нар. песня обр. В. Агафонникова, − «Во кузнице» рус. нар. Песня, − «На мосточке» А. Филиппенко, − Или (если дети достаточно подготовлены) придумать сказку-оперу на сюжет знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Кошкин дом» и т. д.) |
Предметно-игровая среда, оборудование |
Микрофоны, магнитофон, звуковой пульт, наушники, колонки, ноутбук, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты |
Подготовка к игре |
Разучивание песен на музыкальном занятии, игра в шумовом оркестре, знакомство с жанром опера, прослушивание фрагментов, экскурсия на радиостанцию, беседа о профессиях работников радио (звукооператор, диктор). |
Игровые роли |
Звукооператор, диктор, роли по сюжету песни или сказки, музыканты. |
Литература:
- И. Г. Галянт «Орфей». Программа музыкального развития детей».
- Н. Михайленко, Н. Короткова. «Организация сюжетной игры в детском саду».