Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Г. Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе / Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, А. Ф. Новикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 126-131. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1303/ (дата обращения: 16.12.2024).



«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н. И. Пирогов

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли людям, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия очень высока и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности.

Из этого следует, что у детей меняются нравственные ориентиры, что мы взрослые — не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают личное отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Данное явление непосредственно имеет отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что, когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности и защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век у взрослых все меньше и меньше времени остается на общение с детьми, а ребенок оказывается не защищенным от всего многообразия переживаний, окружающих его в современном мире, вследствие чего формируется неправильное отношение к поступкам и действиям людей, что в свою очередь приводит к негативным последствиям в виде агрессии, непонимания другого человека, незнания того, как лучше и правильно реагировать на боль другого человека.

С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. На наш взгляд, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода. Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний. [1, с. 3–4]

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25–30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе. [2, с. 15–16]

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).

Цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

− усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

− развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

− становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

− развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

− формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

− формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. [3, с.9]

Из ФГОС ДО следует, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначенными в ФГОС ДО в 3.2.5.:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

− непосредственное общение с каждым ребенком;

− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

  1. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников самостоятельной деятельности;

− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

  1. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе при надлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

− развитие умения детей работать в группе сверстников;

  1. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

− создание условий для овладения культурными средствами деятельности. [3, с. 17]

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к морально-этической жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на нравственное развитие детей.

Прежде всего, нами были изучены современные методики и технологии социализации дошкольников. Свой выбор мы остановили на следующих технологиях:

− Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» (особо отражены содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей, а также взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах эмоционального развития ребенка) [1];

− Е. В. Баринова «Учимся дружить» (включены разнообразные формы и виды деятельности детей, направленные на активное и творческое усвоение правил общения и поведения, норм речевого этикета, культурно-гигиенических навыков) [4];

− С. В. Конкевич «Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете» (практическое пособие) [5];

− В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» (представлены теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед) [6];

− И. А. Пазухина «Давай поиграем!» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей) [7].

Стараемся соблюдать принцип интеграции нравственного воспитания в различные виды детской деятельности:

игровую: проведение пальчиковых, дидактических, сюжетно-ролевых, словесных, подвижных, народных и хороводных игр, игр-забав,.

В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

В группах ДОУ воспитателями созданы центры социально-коммуникативного развития, где собран теоретический и практический материал:

− литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

− литература для родителей и педагогов;

− аудиокассеты и видеоматериалы:

− демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД;

− игры по нравственному воспитанию;

− иллюстрации.

Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.

Организуются открытые показы НОД (занятий), что позволяет нам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Одной из форм работы с детьми по социально-коммуникативному развитию являются «Уроки доброты».

Методическая разработка одного из уроков «Путешествие в Страну добра».

Цели:

− Формировать у детей навыки доброжелательного отношения к сверстникам, игрушкам;

− стремление совершать добрые поступки; замечать рядом тех, кому нужна помощь;

проявлять сопереживание и внимание.

Материал: кукла, мяч, иллюстрация «Мальчик целует девочке руку».

Предварительная работа:

− Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет…»

− Беседа о бережном отношении к игрушкам.

− Игровые ситуации с игрушками и детьми.

− Рассматривание иллюстраций из серии «Этикет. Приветствия».

Ход совместной деятельности.

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Тогда скорее садитесь в поезд. Какой длинный у нас получился поезд. Свисток. Поехали!

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чух-чух, чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Т. Волгина

Воспитатель. Вот и первая остановка. Кто нас встречает на остановке? (Девочка и мальчик). Посмотрите, как красиво приветствует мальчик девочку! А наши мальчики умеют так приветствовать девочек?

Давайте посмотрим, как Андрюша Верещага поприветствует Аню Тихонову. (Добрый день, Анечка! Я очень рад тебя видеть. Целует ей руку). Аня Т. отвечает: «Добрый день, Андрюша! Я тоже рада тебя видеть!». Андрюша берет ее за руку и ведет к стулу, говорит: «Садись, пожалуйста!». Кланяется. Потом остальные мальчики по очереди приветствуют девочек.

Воспитатель. Молодцы, мальчики! Вы очень красиво поприветствовали наших девочек.

Рис. 1.

А теперь, скорее, в поезд. Дети снова садятся в поезд и едут на следующую остановку.

Воспитатель. Ой, слышите, здесь кто-то плачет? Кто это? (Таня). Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

А. Барто

Воспитатель. Так почему же Таня плачет? (Уронила в речку мячик.). Кто хочет помочь Танюше? Дети по очереди успокаивают:

− Ребенок гладит по голове, ласково говорит «Не плачь Танечка! Я подам тебе мяч. Возьми, пожалуйста!»

Рис. 2.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень добрые, внимательные. Вы совершили очень добрый поступок — помогли Танечке. Она теперь улыбается. Отправляемся дальше в путь. Дети снова садятся в поезд и едут на следующую остановку.

Воспитатель. Кто нас здесь встречает? (Кукла Таня). Почему она опять грустит? (Потому что она одна, ей не с кем поиграть). Давайте поиграем с Таней. Дети выходят и приглашают куклу поиграть. («Не грусти, Таня, пойдем вместе поиграем» берет ее и играет). Так делают все дети по очереди.

Воспитатель. Умнички, ребята! Вы своей добротой подняли Тане настроение. Посмотрите, как она заулыбалась. А теперь снова в путь!

Дети снова садятся в поезд и едут на следующую остановку.

Рис. 3.

Воспитатель. Вот и последняя остановка. Выходите, давайте поиграем в игру «Ты и я».

Ты и я, ты и я! (дети показывают друг другу пальцем)

Мы с тобой — одна семья! (кладут руки друг другу на плечи)

Вместе читаем! (делают очки)

Вместе играем! (взявшись за руки, прыгают на двух ногах)

Вместе друзьям мы помогаем! (хлопают в ладоши).

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие на поезде. Вы все молодцы, проявили доброе отношение к кукле Тане, подняли ей настроение; мальчики красиво поприветствовали девочек.

Литература:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 96 с.
  2. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 184 с. — (Тропинки).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с. (Правовая библиотека образования).
  4. Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова. — Изд. 2-е, перераб., — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 89, [3] с. — (Сердце отдаю детям).
  5. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практ. пособие/С. В. Конкевич. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 80 с.
  6. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4–7 лет. / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 80 с. (представлены теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед).
  7. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3–4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И. А. Пазухина. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с.. ил.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная отзывчивость, нравственное воспитание, воспитатель, создание условий, взрослый, дошкольное детство, совместная деятельность, современный мир, социально-коммуникативное развитие.

Похожие статьи

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Создание мобильной и трансформируемой среды с применением картона, направленной на позитивную социализацию дошкольников

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Похожие статьи

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Создание мобильной и трансформируемой среды с применением картона, направленной на позитивную социализацию дошкольников

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Задать вопрос