Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми
Автор: Щукина Екатерина Петровна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 23.09.2016
Статья просмотрена: 213 раз
Библиографическое описание:
Щукина, Е. П. Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми / Е. П. Щукина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1271/ (дата обращения: 17.12.2024).
Любой ребенок, особенно дошкольник, по природе исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Его интересует все, что его окружает, с чем непосредственно взаимодействует, и то, непосредственное взаимодействие, с чем не возможно в силу объективных причин.
С самого рождения детей окружают различные явления не живой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, — предметы и явления не живой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры.
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из ведущих потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потребность позже трансформируется, преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает, как база для развития других потребностей ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития интенсивной поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Познание мира живой и не живой природы, установление причинно — следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментальной.
Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, которая играет огромную роль во всестороннем и, прежде всего интеллектуальном, развитии дошкольника.
Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность существенно отличается от любой другой в первую очередь тем, что образ цели ее определяющей, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В процессе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят побуждающий характер. Специфичность побуждающих действий заключается в том, что ребенок готов к любому неожиданному результату, что позволяет эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Вот почему экспериментирование следует рассматривать как эффективный способ обучения детей.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывающаяся на интересах самого ребенка, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия для решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Работа по опытно- экспериментальной деятельности воздействует на развитие познавательной активности детей. Развивает логическое мышление, потребность в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного чувственного опыта, интеллектуальную инициативу. Формирует умение ставить перед собой задачу, предлагать варианты ее решения, планировать работу по реализации замысла, планировать результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Организуя опытно-экспериментальную деятельность, педагог решает сразу несколько важных задач:
‒ Развивать у дошкольников познавательный интерес к природе, логическое мышление;
‒ Познакомить со свойствами некоторых объектов не живой природы (воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней);
‒ Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении объектов и явлений не живой природы;
‒ Формировать у детей умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы;
‒ Воспитывать понимание значения для человека объектов и явлений природы.
Кроме того, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы формируется познавательная активность; расширять детский кругозор, активный и пассивный словарь детей. Дети учатся ставить перед собой задачу и практическим путем решать ее; воспитывается позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Основная задача родителей и воспитателей — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерения, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к миру.
Всю работу по опытно — экспериментальной деятельности условно можно разделить на несколько этапов исходя из объекта, изучаемого детьми на каждом из них:
1. Опыты с водой.
- Опыты с воздухом.
- Опыты с песком и глиной.
- Опыты с почвой.
- Опыты с солнцем.
- Свойства предметов.
- Простейшая физика.
Организуя самостоятельное экспериментирование, обеспечивающее его развитие, возможно при выполнении педагогом важного условия — стать реальным, полноправным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, осуществляемый ребенком эксперимент.
Начинать такую работу можно и нужно, начиная с 3-х лет. Малышам уже в этом возрасте доступны простейшие исследовательские действия. Но здесь особенно важна роль взрослого, так как ребенок только учится исследовать, взаимодействовать с природными объектами. И задача педагога направлять его.
В этом возрасте наиболее доступны для детей опыты с водой. Ребенок в ходе практической деятельности знакомится с ее свойствами: отсутствием цвета, вкуса, запаха, формы; прозрачностью, способностью приобретать вкус, цвет и запах тех веществ, которые в ней растворены.
К 4-м годам объем знаний о воде можно расширять, знакомить с новыми свойствами: температурой и ее изменением, наличием в ней воздуха, процессом ее испарения, агрегатными состояниями воду и их зависимостью от температуры, способностью растворять одни вещества и не растворять другие, способностью проводить звуки и другими.
Кроме того, 4-х летним детям будет интересно познакомиться со свойствами воздуха, песка, почвы, некоторых предметов (плавучесть, вес, скорость нагрева)
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть определенный объем знаний об окружающем и сформирован определенный навык исследовательской деятельности, для опытно –экспериментальной деятельности дошкольников берутся уже более сложные природные объекты и явления: солнце (сушит предметы, образование радуги, как возникает солнечный зайчик, какие предметы быстрее нагреваются: светлые или темные, образование теней), простейшая физика (отражение, что такое электрический заряд, свойство линзы изменять предмет, знакомство с атмосферным давлением, магниты и т. д.)
Уголок для опытно-экспериментальной деятельности, организованный в группе, всегда привлекает к седее детей. Дошкольники с огромным удовольствием осуществляют свою исследовательскую деятельность, как в ходе специально организованной деятельности, так и в свободное время.
Организация опытно — экспериментальной деятельности в группе не требует особых материальных затрат. Многое из того, что можно использовать в качестве оборудования, легко найти в быту: прозрачные пластиковые стаканчики разных размеров, пластиковые тарелки, фольга, ложечки, лопатки, формочки, мерные стаканчики, целлофановые пакеты, любые палочки, маленькие пластиковые бутылки из которых можно самим сделать фильтры для воды, любые мелкие предметы (ракушки, камешки), салфетки, кусочки ткани, флажки, шарики. Единственное, на чем хочется здесь заострить внимание: все материалы и оборудование должны быть полностью безопасны для детей.
Впрочем, здесь не обойтись без некоторого специального оборудования. Но его объем минимален: лупы, воронки, маленькие зеркальца, магниты, соломинки для коктейля, вертушки, воздушные шарики, вертушки, компасы, губки. Зато совершенно бесценен тот опыт, те знания, которые приобретает ребенок в процессе опытно — экспериментальной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте некоторое оборудование дети могут изготавливать сами (те же флажки, фильтры, вертушки), что делает ребенка, действительно полноправным исследователем, дает ему почувствовать свою важность в процессе деятельности.
Кроме плановых экспериментов, не возможно обойтись и без случайных наблюдений и эксперимента, а также экспериментов, как ответов на детский вопрос.
Спонтанные наблюдения и эксперименты подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той или иной ситуации, которая сложилась, когда детей что-то заинтересовало в природе.
Работа по опытно — экспериментальной деятельности проводится как в группе, так и на прогулке, и может быть разнообразной и интересно.
От педагога требуются хорошие познания в биологии и постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное.
Главное, чтобы педагог был не формально, а действительно заинтересован, ибо отношение взрослого к такой деятельности может как стимулировать, так и тормозить познавательную активность дошкольников.
Литература:
- Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.- СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2011.-128 с.
- Рыжова И. А. Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методический комплекс: Методическое пособие и CD-диск. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.- 176 с., ил.