Качество образования — тот показатель, который в период перехода к многоуровневой системе образования имеет наибольшую значимость для всех школ и вузов. Под качеством образования мы понимаем краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям.
Вспоминая слова А.Эйнштейна, что «истина — это то, что выдерживает проверку опытом», можно сделать вывод, что опытно-экспериментальная работа в школе и есть тот момент истины, который позволит дать новый импульс образовательному процессу, а именно качеству образовательного процесса. Как правило, экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образованием, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, использования новых учебно-методических комплексов, повышения профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.
В ходе подготовки к опытно-экспериментальной работе по повышению качества образования нами было предложено учителям заполнить в течение месяца план его проведения по следующей схеме:
– Hазвание темы эксперимента, позволяющей, по мнению участника эксперимента, повысить качество образования в школе и автор-исполнитель.
– Hазвание органа или лица, давшего разрешение на эксперимент и разделившего ответственность за его результаты.
– Краткое обоснование актуальности темы, цель, задачи, объект и предмет исследования.
– Гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т. е. то нововведение, за счет которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса).
– Методы и конкретные методики исследования (виды анкет, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы, формы организации учебного процесса).
– Сроки эксперимента (время начала, время проведения эксперимента).
– Этапы (сроки и содержание работы).
– Состав участников эксперимента.
– Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней.
– База (вся школа, параллель, отдельный класс, группа детей — оговорить экспериментальные и контрольные объекты).
– Формулировка критериев оценки ожидаемых результатов.
– Прогноз:
а) положительных результатов;
б) потерь, возможных негативных последствий;
в) продумывание компенсаций.
– Hаучный консультант эксперимента.
– Предложения по кандидатурам рецензентов программы (с указанием должности и места работы).
– Форма представления результатов эксперимента (письменный отчет, текст доклада, методические рекомендации, статья в журнал, диссертация и т. д.)
В качестве основных задач руководства школы мы выделили следующие:
– научно-методическая экспертиза педагогических проектов, выдвинутых методическим объединением учителей и отдельными педагогами;
– анализ инновационной педагогической деятельности, новизны и оригинальности педагогических технологий, уровня креативности учителей;
– консультативная помощь авторам проектов в организации опытно-экспериментальной работы; оценка хода и результативности эксперимента;
– обобщение опыта инновационной педагогической деятельности в школе и выработка рекомендаций по его распространению.
Прогнозируя конечные результаты, мы сделали вывод, что в ходе опытно-экспериментальной работы у обучающихся должен:
– отмечаться устойчивый интерес учащихся к учёбе вообще и к обучению по экспериментальным программам;
– повышаться качество знаний учащихся в классах, где работают педагоги-экспериментаторы, причём практически по всем предметам;
– расти творческая активность детей, утверждаться их собственная позиция;
– педагоги-экспериментаторы, как правило, после эксперимента становятся исследователями, новаторами, лидерами в своих коллективах;
– участие в экспериментальной работе способствует постоянному повышению профессиональных знаний и методического мастерства учителей.
Этапы проведения опытно-экспериментальной работы:
1 этап — пилотная подготовка — предусматривает апробацию новых учебных курсов; разработку методик обучения по разноуровневым программам; развитие школьной психологической службы; апробация клубных форм работы.
2 этап — становление — углубление дифференциации и интеграции в обучении; становление структуры связей между основным и дополнительным образованием;
3 этап — завершение эксперимента — имеет целью анализ функционирования учебно-воспитательной системы школы; разработку и апробацию инструментария для проведения мониторинга эффективности школьной системы; подведение итогов опытно-экспериментальной работы.
На наш взгляд, наличие всех звеньев организации опытно-экспериментальной работы, чёткий контроль за исполнением целей и задач, направлений, методики и технологий позволит повысить качество образования в школе.
Литература:
- Загвязинский В. И. Учитель как исследователь.М.,2005.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 2010.
- Методы педагогического исследования /под ред. В. И. Журавлёва. М., 2007.