Организация опытно-экспериментальной работы в школе как основа повышения качества образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 14.04.2020

Статья просмотрена: 1700 раз

Библиографическое описание:

Брянцева, Е. В. Организация опытно-экспериментальной работы в школе как основа повышения качества образования / Е. В. Брянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68770/ (дата обращения: 16.12.2024).



Качество образования — тот показатель, который в период перехода к многоуровневой системе образования имеет наибольшую значимость для всех школ и вузов. Под качеством образования мы понимаем краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям.

Вспоминая слова А.Эйнштейна, что «истина — это то, что выдерживает проверку опытом», можно сделать вывод, что опытно-экспериментальная работа в школе и есть тот момент истины, который позволит дать новый импульс образовательному процессу, а именно качеству образовательного процесса. Как правило, экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образованием, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, использования новых учебно-методических комплексов, повышения профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.

В ходе подготовки к опытно-экспериментальной работе по повышению качества образования нами было предложено учителям заполнить в течение месяца план его проведения по следующей схеме:

– Hазвание темы эксперимента, позволяющей, по мнению участника эксперимента, повысить качество образования в школе и автор-исполнитель.

– Hазвание органа или лица, давшего разрешение на эксперимент и разделившего ответственность за его результаты.

– Краткое обоснование актуальности темы, цель, задачи, объект и предмет исследования.

– Гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т. е. то нововведение, за счет которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса).

– Методы и конкретные методики исследования (виды анкет, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы, формы организации учебного процесса).

– Сроки эксперимента (время начала, время проведения эксперимента).

– Этапы (сроки и содержание работы).

– Состав участников эксперимента.

– Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней.

– База (вся школа, параллель, отдельный класс, группа детей — оговорить экспериментальные и контрольные объекты).

– Формулировка критериев оценки ожидаемых результатов.

– Прогноз:

а) положительных результатов;

б) потерь, возможных негативных последствий;

в) продумывание компенсаций.

– Hаучный консультант эксперимента.

– Предложения по кандидатурам рецензентов программы (с указанием должности и места работы).

– Форма представления результатов эксперимента (письменный отчет, текст доклада, методические рекомендации, статья в журнал, диссертация и т. д.)

В качестве основных задач руководства школы мы выделили следующие:

– научно-методическая экспертиза педагогических проектов, выдвинутых методическим объединением учителей и отдельными педагогами;

– анализ инновационной педагогической деятельности, новизны и оригинальности педагогических технологий, уровня креативности учителей;

– консультативная помощь авторам проектов в организации опытно-экспериментальной работы; оценка хода и результативности эксперимента;

– обобщение опыта инновационной педагогической деятельности в школе и выработка рекомендаций по его распространению.

Прогнозируя конечные результаты, мы сделали вывод, что в ходе опытно-экспериментальной работы у обучающихся должен:

– отмечаться устойчивый интерес учащихся к учёбе вообще и к обучению по экспериментальным программам;

– повышаться качество знаний учащихся в классах, где работают педагоги-экспериментаторы, причём практически по всем предметам;

– расти творческая активность детей, утверждаться их собственная позиция;

– педагоги-экспериментаторы, как правило, после эксперимента становятся исследователями, новаторами, лидерами в своих коллективах;

– участие в экспериментальной работе способствует постоянному повышению профессиональных знаний и методического мастерства учителей.

Этапы проведения опытно-экспериментальной работы:

1 этап — пилотная подготовка — предусматривает апробацию новых учебных курсов; разработку методик обучения по разноуровневым программам; развитие школьной психологической службы; апробация клубных форм работы.

2 этап — становление — углубление дифференциации и интеграции в обучении; становление структуры связей между основным и дополнительным образованием;

3 этап — завершение эксперимента — имеет целью анализ функционирования учебно-воспитательной системы школы; разработку и апробацию инструментария для проведения мониторинга эффективности школьной системы; подведение итогов опытно-экспериментальной работы.

На наш взгляд, наличие всех звеньев организации опытно-экспериментальной работы, чёткий контроль за исполнением целей и задач, направлений, методики и технологий позволит повысить качество образования в школе.

Литература:

  1. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь.М.,2005.
  2. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 2010.
  3. Методы педагогического исследования /под ред. В. И. Журавлёва. М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): опытно-экспериментальная работа, качество образования, инновационная педагогическая деятельность, образовательный процесс, школа.


Похожие статьи

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Подготовка педагога к реализации преемственности в системе дошкольного и начального образования

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Похожие статьи

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Подготовка педагога к реализации преемственности в системе дошкольного и начального образования

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Задать вопрос