На современном этапе развития актуализировалась внимание к проблемам образования и значительно возросло понимание того, что обновление образовательного процесса должно начинаться с более ранних ступеней воспитания и затем, сохраняя принцип преемственности, распространяться на все последующие периоды.
Образование в Республике Таджикистан рассматривается в качестве фактора, обеспечивающего продвижение общества по пути демократических преобразований и вхождение Таджикистана в международное образовательное пространство. В качестве одного из важных шагов в реформировании системы образования рассматривается “Концепция перехода на новую систему образования в Республике Таджикистан». Основными принципами в концепции являются нацеленность на повышение качества образования, повышение степени доступности образования, обеспечение непрерывного образования.
Именно дошкольное образование выступает той важной ступенью, которая призвана на поиск реальных путей осуществления преемственных связей с начальной школой в общей системе непрерывного образования.
Республика Таджикистан, как это обозначено в «Концепции перехода на 12-летнее образование в РТ», готовится к принятию модели перехода на 12-летнее образование 5 + 5 + 2. Это значит, что обучение в школе предполагается начать с 6-летнего возраста. Начало обучения с 6 лет призвано снизить нагрузку в начальной школе, обеспечить для ребенка плавный, комфортный переход от дошкольного этапа развития к школьному и обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Обучение детей 6-летнего возраста имеет свою специфику. В познавательном плане ребенок к 6 годам может достигнуть достаточного уровня развития, обеспечивающего свободного включения в учебно-познавательную деятельность. Это выражается, прежде всего, в его психологической готовности к школе, т.е развития познавательных процессов - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Кроме того, у ребенка к 6 годам формируются личностные качества, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности (продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность, познавательная деятельность).
Успешность включения в познавательно-учебную деятельность предполагает, что у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него развита на достаточном уровне. Для этого ребенку необходимо содействие взрослых, окружение, способствующее развитию ребенка. От того, насколько качественным будет образование в первом классе по своему содержанию и по своей организации, во многом зависит качество образования на последующих этапах обучения
В российской современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б.С.Гершунский, С.М.Годник, Ю.А.Кустов, А.А.Мерк и др.). Результаты этих исследований позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.
В работах, посвященных изучению преемственности ДОУ и начальной школы, выявлены некоторые особенности ее осуществления, изучены содержания воспитательно-образовательной работы и своеобразию психического развития детей 6-7 лет (Н.Ф.Виноградова, Т.А.Ерахтина, Р.А.Должикова, В.Т.Кудрявцев, В.Я.Лыкова, Т.С.Комарова и др.).
В свете современных психолого-педагогических подходов к реализации преемственности дошкольного и начального образования, исследованы теоретические положения и технологические аспекты процесса формирования у студентов дошкольных отделений и факультетов вузов формирования профессиональной готовности к обеспечению преемственности в работе ДОУ и начальной школы. Подчеркивается, что успех организации этого процесса во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от его готовности к реализации преемственных связей (Гончарова И.И., Соколова Е.В., А.Г. Асмолов, В.В. Зайко, О.А. Куревина, В.Я. Лыкова).
Педагогическая деятельность по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования должна быть подчинена логике развития и саморазвития ребенка в переходный период 6-7 лет и направлена на создание условий, обеспечивающих становление его основных психологических новообразований и оказание помощи в разрешении возникающих общих и индивидуально-личностных проблем.
Сегодня действующие учебные планы и программы в системе начального образования не предусматривают профессиональной подготовленности учителя в обучении шестилетних детей. Снятие возникшего разрыва в содержании подготовки учителя начальных классов и задачами, вытекающими из «Концепции перехода на 12-летнее образование» возможно благодаря введению элективного курса по специфике обучения детей 6-летнего возраста.
Элективный курс - это специально организованный курс по выбору, предусмотренный учебным планом. С одной стороны, элективный курс, как вид аудиторного занятия, «поддерживает» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, с другой - обеспечивает внутрипрофильную специализацию. Этим объясняется актуальность данного курса.
Данное пособие представляет опыт проведения тренингов для педагогов как одной из наиболее перспективных форм повышения квалификации и перехода на инновационные методы в профессиональной подготовке будущих специалистов. Оно предназначено тренерам тренингов для преподавателей педагогических колледжей по подготовке студентов к обучению детей 6-летнего возраста. Пособие включает в себя компонент, связанный с формированием у студентов общепрофессиональных компетенций, и компонент, раскрывающий особенности специальной подготовки студентов к обучению детей 6-летнего возраста.
В пособии представлены теоретические сведения, тренинговые материалы, дополнительные материалы, которые позволят тренерам самостоятельно разрабатывать и проводить тренинги на базе своих колледжей. Он нацелен на углубление знаний и профессиональных компетенций, формируемых в связи с изучением этих дисциплин, и ориентирует на специфику обучения детей 6-летнего возраста.
Следует отметить, что данный курс связан с изученными ранее предметами по общепрофессиональной и специальной подготовке будущего учителя начальных классов: возрастная психология, возрастная физиология, педагогика, образовательные технологии, методика преподавания математики, методика преподавания родной речи, методика преподавания природоведения.
В рамках данного курса акцентируется внимание на необходимость создания специальной обучающей среды для обучения детей 6-летнего возраста, применения эффективных приемов выстраивания конструктивного общения с ребенком и его родителями. Использования инновационных методов содействуют:
- укреплению здоровья ребенка;
- формированию положительной мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности;
- развитию навыков учебной деятельности;
- развитию внимания, памяти, мышления;
- воспитанию личных качеств, таких как ответственность, самостоятельность.
Курс включает 5 тематических модулей: «Психологические особенности детей 6-летнего возраста», «Специфика адаптации ребенка 6-лет к школе», «Осуществление связи семьи и школы», «Развитие познавательной деятельности ребенка», «Формирование коммуникативных способностей ребенка». Курс нацелен на формирование профессиональных компетенций у будущего учителя в работе с детьми 6-летнего возраста.
Цели, задачи учебной программы элективного курса ориентирована на то, чтобы студент знал:
- психологические особенности детей 6 летного возраста: особенности развития мышления, памяти, формирования основных видов деятельности, связанных с обучением в школе;
- особенности личностного развития ребенка 6-лет;
- все виды адаптации к школе детей 6-летного возраста: физиологические, социальные, его интересы и потребности;
- обучающие и развивающие цели в первом классе детей 6-летного возраста;
- инновационные технологии развития ребенка 6-летнего возраста;
- формы и виды работы с родителями;
- умел:
- организовать основные виды деятельности учащегося в школе с учётом возрастных особенностей ребёнка;
- создать условия для успешной адаптации ребенка к школе;
- планировать, организовать и проводить занятия (определять цели, задачи занятия, конструировать его) с учётом особенностей развития детей 6-летного возраста;
- налаживать контакт и выстраивать конструктивное общение с родителями.
Также разработано пособие для студентов по элективному курсу «Обучение детей 6-летнего возраста в первом классе». Оно является частью учебно-методического комплекса для элективного курса по специфике развития детей шестилетнего возраста в 1-ом классе. В пособии представлены материалы для самостоятельного чтения, дидактический материал для работы с детьми шестилетнего возраста, примеры интегрированных занятий и другие справочные материалы. Оно призвано помочь внедрить инновационные подходы в подготовке будущих учителей в образовательный процесс педагогических колледжей.
Курс ориентирован, прежде всего, на совершенствование раннее сформированных профессиональных компетенций, что предполагает углубление знаний, связанных со спецификой обучения детей 6-летнего возраста, и включение студентов в активную практическую, творческую работу во время аудиторных занятий. Занятия по данному курсу строятся таким образом, чтобы аудиторная работа естественным образом нашла свое продолжение в самостоятельной работе студента. Она связывается с активной работой над информацией, разработкой фрагментов занятий, подбора дидактического материала, разработкой проектов. Курс нацелен на развитие способности будущих учителей к педагогической рефлексии.
Таким образом, анализ состояния позволил выявить необходимость подготовки педагогов к осуществлению преемственных связей дошкольного и начального школьного образования. Определены организационно-методические условия, обеспечивающие формирование профессиональной готовности студентов педагогических колледжей к реализации преемственности в системе дошкольного и начального образования.
Литература:
- Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е. Журовой. 2_е изд., перераб. и доп. — М.: Вентана_Граф, 2004.
- Гончарова И.И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования Автореф.... д-ра пед. наук : 13.00.08 : М., 2004.
- Пособие для студентов по элективному курсу «Обучение детей 6-летнего возраста в первом классе» /Сост. Н.П.Задорожная, И.Абдуллоев, А.Гулов, Х.Юсупова, И.Гафурова, С.Рабиев, З.Шодиева, Х.Солиева, Х.Ходжаева, Н.Муродов, С.Хамроева, Душанбе, 2012.
- Программа элективного курса«Обучение детей шестилетнего возраста в первом классе» / Сост. Н.П.Задорожная, И.Абдуллоев, А.Гулов, Х.Юсупова, И.Гафурова, С.Рабиев, З.Шодиева, Х.Солиева, Х.Ходжаева, Н.Муродов, С.Хамроева, Х.Юсупова, А.Чориев, Душанбе, 2012.
- Как подготовить ребенка к школе/Сост.Л.Иматова. Метод.пособие, Душанбе, 2006.
- Соколова Е.В. Формирование готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе "ДОУ - начальная школа" /Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук, Барнаул, 2003.
- Учебно-методические рекомендации по элективному курсу «Обучения детей 6-летнего возраста в первом классе»/ Сост. Сост. Н.П.Задорожная, И.Абдуллоев, А.Гулов, Х.Юсупова, И.Гафурова, С.Рабиев, З.Шодиева, Х.Солиева, Х.Ходжаева, Н.Муродов, С.Хамроева, Х.Юсупова, А.Чориев, Душанбе, 2012.