Здоровье детей в наших руках | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.07.2016

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Владимирова, Н. А. Здоровье детей в наших руках / Н. А. Владимирова, Т. Е. Хаустова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1175/ (дата обращения: 26.04.2024).



Выдающийся ученый, философ, древнегреческий врач Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека».

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.

Существуют разнообразные комплексы, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Закаливание — важнейший компонент здоровья. Сомнений в пользе нет, все согласны. А дело не двигается. Главная причина — страх перед простудой. Стоит ребенку переболеть насморком — все, никакой доктор уже не решается советовать холодные купания, прогулки без шапки и шарфа. Вот этот страх надо преодолеть — заболевания неизбежны, потому что они вызываются микроорганизмами, и в любом людном месте их достаточно. Иммунная система у детей еще слаба, и они заражаются легко, но при хорошем здоровье так же легко выздоравливают. Если начать кутать, этим открывается путь для новых простуд.

Принципы закаливания давно известны. Если соблюдать осторожность, т. е. постепенность и систематичность, то опасности нет никакой. В руководствах по уходу за детьми даны различные режимы для воздушных и водных процедур. К сожалению, мало, кто способен выдержать систему — измерять температуру воды и воздуха, отмечать минуты.

У Никитиных вопрос закаливания решается просто: для самых маленьких — воздушные ванны и прохладная вода; как начинают ходить — только босиком и в трусиках, дома и на улице, разумеется, если не очень холодно. При всех условиях — очень легкая одежда. Думается, что самое главное — не одевать детей «профилактически», не напяливать излишнюю одежду, но иметь возможность прибавить, если окажется, что холодно. Не жалуется — значит, достаточно тепло, значит, и вреда не будет. Даже если немного и замерзнет, то тоже не беда — пусть побегает и нагреется. Это самая естественная реакция на охлаждение, которую совсем забыли. Дети после трех лет, начиная играть со сверстниками, склонны сбрасывать лишние одежки — препятствовать им не нужно.

Единственное, чего следует избегать, это мокрого холода, а сухой не страшен. Еще совет: после перенесенного заболевания начинать закаливание постепенно, отступив назад на половину достигнутого ранее, но вдвое ускорив темп в уменьшении одежды.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

Закаливание детей в детском саду предусматривает нахождение детей в помещении в облегченной одежде. Нужна специальная утренняя гимнастика в хорошо проветренном помещении. Также, совершенно необходимо приучать детей при дневном сне спать без маек при температуре в спальной комнате не выше 18 градусов. При этом температура под одеялом должна быть приблизительно 39 градусов. Подобная разница температур — прекрасная тренировка для терморегуляционного аппарата. Вполне можно для закалки иногда предлагать ребенку пройти по полу босиком. Умывание прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, с постепенным понижением температуры воды также являются эффективным средством профилактики простудных заболеваний.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего вида деятельности и погодных условий. На прогулке дети в достаточной степени могут реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Но мы и не должны забывать о психическом здоровье ребенка. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого.

Данная система включает в себя комплекс эффективных лечебно-профилактических мер. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Достижение данной цели возможно только в случае объединения усилий педагогов, медиков и родителей. Совместная деятельность детей и взрослых, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

– Приобщение детей к физической культуре.

– Использование развивающих форм оздоровительной работы.

В основе здоровьесберегающих технологий лежат принципы психологии и педагогики: природосообразности, индивидуальной обусловленности, культуросообразности, гуманизма и т. д.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на три подгруппы:

  1. Организационно-педагогические, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
  2. Психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
  3. Учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению детей и родителей заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Опыт показывает, что одни и те же профилактические процедуры в детском саду могут давать разный эффект зависимости от того, как они проводятся. Ведь одно дело — просто закаливающий душ, другое — «рисование» им на себе картинок и даже целых «полотен»… Сила воображения, эмоциональный настрой способствует высвобождению скрытых ресурсов детского организма. Отсюда — вывод: оздоравливать, развивая.

Литература:

  1. Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребенка.//Знание. Москва.1979.- 95с.
  2. Балашова В. А., Степаненко В. П., Бекетова JI. M. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. 2000. — № 4. — с. 65.
  3. Волосникова Т. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. Диссертация канд. пед. наук. Санкт — Петербург, 1999.-137с.
  4. Выготский JI. C. Развитие игры в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. — № 6.
  5. Гудонис В. П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. Москва — Воронеж. 2000. — № 1.-е. 108–121.
  6. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. — № 1. — С.60.
  7. Павлова М. А. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. — М.: Изд. Учитель -186 с.
  8. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 11. С.57.
  9. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: Линке — Пресс, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья воспитанников, воспитательно-образовательный процесс, детский сад, повседневная жизнь, прохладная вода, физическая культура.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

В то же время совершенно недостаточно источников, в которых затрагиваются вопросы формирования здорового образа жизни у воспитанников образовательного комплекса «Детский сад — школа».

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей.

Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое...

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного...

Все сведения по гигиене прививаются в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима

Исаева С.А. «Уроки здоровья», Мурманск, 1996. Здоровый малыш «Программа оздоровления детей в ДОУ» З.И. Беренева.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, задача, дидактическая игра, здоровье, игра, игровое упражнение, орган чувств, здоровье человека.

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая...

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

В то же время совершенно недостаточно источников, в которых затрагиваются вопросы формирования здорового образа жизни у воспитанников образовательного комплекса «Детский сад — школа».

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей.

Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое...

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного...

Все сведения по гигиене прививаются в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима

Исаева С.А. «Уроки здоровья», Мурманск, 1996. Здоровый малыш «Программа оздоровления детей в ДОУ» З.И. Беренева.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, задача, дидактическая игра, здоровье, игра, игровое упражнение, орган чувств, здоровье человека.

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая...

Задать вопрос