Мастер-класс «Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми в контексте ФГОС ДОО»
Авторы: Кузнецова Екатерина Яковлевна, Русанова Валентина Александровна, Провоторова Маргарита Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.
Дата публикации: 12.04.2016
Статья просмотрена: 729 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Е. Я. Мастер-класс «Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при взаимодействии с тревожными детьми в контексте ФГОС ДОО» / Е. Я. Кузнецова, В. А. Русанова, М. Н. Провоторова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/858/ (дата обращения: 19.11.2024).
Цель мастер-класса: создание условий по формированию психолого-педагогической компетентности у педагогов при взаимодействии с тревожными детьми в контексте ФГОС ДОО.
Задачи:
1) познакомить педагогов с психологическим феноменом «тревожность», раскрыть причины ее появления;
2) отработать с педагогами навыки по работе с тревожными детьми;
3) познакомить педагогов со способами профилактики тревожности в детском коллективе.
Контингент участников: педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты ДОУ)
Основные научные идеи — деятельностный, личностно-ориентированный, рефлексивный подходы.
Оборудование: карточки с описанием портрета «особого» ребенка, листы, ручки, корона, искусственная роза.
План проведения мастер-класса:
-
Теоретическая часть
- Актуальность выбранной проблемы.
- Что такое тревожность?
-
Практическая часть
- Разминка. Коммуникативная игра «Найди пару»
- Упражнение «Портрет «особого» ребенка
-
Обучение педагогов способам по снижению тревожности у дошкольников
- Игра- комплимент «Волшебная роза»
- Игра «Король на троне»
- рекомендации педагогам
- Подведение итогов. Рефлексия
Ход мастер-класса
- Теоретическая часть
Цель: Раскрыть актуальность мастер-класса, дать теоретическое представление о тревожности и причинах ее появления.
1.1. Актуальность выбранной проблемы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Проблема создания благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении, которая бы способствовала укреплению психического здоровья дошкольников на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155. Данный пункт стандарта не только предъявляет требования к условиям пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого уровня компетенции. В частности, в последние годы отмечается значительный рост тревожных детей дошкольного возраста.
1.2. Что такое тревожность?
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Причины возникновения тревожности:
Биологические |
Социально-психологические 1.Перегрузки 2.Неспособность справляться с интеллектуальной нагрузкой 3.Неадекватные ожидания родителей, чаще всего завышенные требования 4.5.Неблагоприятные отношения с воспитателем, чаще всего негативные требования, предъявляемые к ребенку, которые могут унизить его или поставить в зависимое положение |
1.Природные |
|
2.Нервно-психические |
-
Практическая часть.
- Разминка. Коммуникативная игра «Найди пару»
Цели:
ранжирование участников мастер-класса на пары;
способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
Участники расходятся по комнате.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»
Двигаются по комнате произвольно.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».
Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.
Мишка с другом покружился…
Кружатся.
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.
Гладят друг друга по голове.
Спины звери почесали…
Поворачиваются друг к другу спинами.
Вправо, влево, вверх и вниз.
Трутся спинами.
И немного потолкались.
Слегка толкаются.
Крепко-крепко обнялись.
Обнимают друг друга.
2.2. Портрет «особого» ребенка (Приложение № 1)
(возраст 4–6 лет)
Цель: тренировка навыков выявления тревожных детей в детском коллективе.
Оборудование: карточки с описанием портрета «особого» ребенка, листы, ручки.
Педагогам предлагается карточки с описанием портрета «особого» ребенка, имеющего нарушения в эмоционально-личностной сфере (гиперактивность, агрессивность, тревожность). В течении 1 минуты педагогам необходимо выбрать те критерии, которые относятся к тревожному ребенку.
- Имеет завышенную самооценку (самомнение)
Часто теряет контроль над собой
Опасается вступать вновые контакты, игры ит.д.
Постоянно контролирует свое поведение
Не понимает чувств и переживаний других людей
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
- Часто спорит или ругается со взрослыми
Руки обычно холодные ивлажные.
Создает конфликтные ситуации
Смущается чаще других.
Суетлив, беспокоен в движениях
Имеет мускульное напряжение вобласти лица, шеи
- Имеет заниженную самооценку
Плохо координирует движения
Совершает стереотипные механические движения
Сваливает вину на других
Имеет соматические жалобы (на боли вживоте, горле, голове ит.п.)
Робко здоровается
Вопрос педагогам: осуществляете ли вы индивидуальный подход в работе с тревожными детьми? В чем он заключается? (примеры из практики).
2.3. Обучение педагогов способам по снижению тревожности удошкольников.
Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1) повышение самооценки;
2) снятие мышечного и эмоционального напряжения.
3) Обучение детей умению управлять своим поведением.
Конечно же, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причём ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребёнка.
В раздевалке на шкафчике каждого ребёнка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре фотография ребёнка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребёнка, которыми он гордится. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребёнок в течение дня, каковы его успехи. Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей для установления взаимопонимания между ними.
2) С тревожными детьми необходимо проводить игры, направленные на формирование у них чувства уверенности и снятие мышечного и эмоционального напряжения. (Приложение 2)
2.3.1. Игра- комплимент «Волшебная роза»
(Цель: повышение самооценки, положительный настрой)
Сейчас мы с вами будем передавать розу друг другу и постараемся увидеть что- то хорошее в каждом из нас. Это может касаться не только внешности, но и особенностей внутреннего мира! Нужно посмотреть в глаза друг другу и улыбнуться. Не забудьте поблагодарить за добрые слова.
В круг друзья вы стали
Розу в руки взяли,
Розу надо передать
Добрые слова сказать!
Вопрос педагогам: в чем ценность использования этой игры в работе с тревожными детьми?
2.3.2. Игра «Король на троне»
(Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми).
Выбирается «король». Остальные присутствующие друг за другом подходят к королю, делают реверанс и говорят «Его величеству» комплимент. «Ваше величество, у вас замечательные глаза, они светятся как изумруды», «Ваше величество, вы очень добры», «Ваше величество вы прекрасны, как майская роза» и т. д. На протяжении всего этого времени, король сидит на троне и выслушивает и после каждого комплимента отвечает: «Да, это так!» Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Возможно Использование элементов массажа и даже простое растираиние.
Обучение детей умению управлять своим поведением
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.
Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Так же можно использовать прием отработки конкретного навыка. Ребенок представляет себя в роли какого-либо сказочного героя в тревожащей для него ситуации.
2.4. Рекомендации педагогам
- Обращаться к тревожному ребенку нужно по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, подбадривать «У тебя обязательно получиться».., «Молодец!» и отмечать их в присутствии других детей;
- 2 нельзя детей сравнивать друг с другом. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад;
- при обращении к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня глаз взрослого;
- в работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, можно просто погладить ребенка по голове, обнять его, посадить на колени.
- полезно снизить количество замечаний;
Вопрос педагогам: какие рекомендации, советы вы можете дать родителям тревожного ребенка? (Обсуждение по заданному вопросу, примеры из практики).
- Подведение итогов. Рефлексия
Раздать информационные материалы (буклеты, памятки, тесты).
Задать вопросы: Что нового вы узнали? Что (не) понравилось в проводимом мероприятии? Будете ли вы использовать полученную информацию в практической деятельности?
Какие есть предложения, пожелания, отзывы?
Спасибо за внимание!