Цель: Закрепление акустико-артикуляционного образа звука [О] и зрительного образа буквы О .
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— формировать умение находить новую букву среди других букв алфавита;
— развивать фонематическое восприятие — выделять 1-й гласный звук в словах;
— развивать умение делить слова на слоги;
— формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах;
— формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слова типа ГС;
— формировать навык чтения;
— учить писать букву О .
Коррекционно-развивающие:
— развивать фонематические процессы;
— развивать связную речь;
— формировать графомоторные навыки;
— развивать зрительный гнозис, конструктивный праксис;
— развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
— формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
— интерактивная доска;
— магнитная доска;
— фонетические карточки;
— графическое изображение буквы О;
— индивидуальные зеркала и салфетки;
— видеоигра «Артикуляционная гимнастика»;
— видеоигра «Музыкальная разминка»;
— интерактивная игра «Услышь звук [О]»;
— красные шнурки;
— таблица для чтения;
— картинки с изображением Смешариков;
— картина «Осень»;
— картина «Качели»;
— рабочие тетради по числу детей, карандаши;
— массажные мячики «Су-Джок»;
— звездочки-подарки.
Ход занятия
I. Организационный момент
Беседа
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие в страну Буквоград. А знаете кто с нами отправится в это путешествие? Вы узнаёте эту музыку? https://yandex.ru/video/preview/10331478705531221478 (28 секунд)
Ответы детей :
Педагог: Правильно! Это музыка из мультфильма «Смешарики». Как вы думаете, почему она звучит?
Ответы детей:
Педагог: Да, с нами в путешествие отправятся Смешарики. Смешарики приготовили для вас интересные задания. Отправляемся в наше путешествие!
Смешарики, смешарики — дружная семья,
смешарики, смешарики — весёлые друзья.
Любят приключения, радость, шутки, смех –
поэтому ребята их любят больше всех!
Ёжик и Совунья, Каркарыч и Бараш,
Крош, Пин и Нюша, Копатыч и Лосяш –
они такие разные, но добрые, прекрасные
круглые, как шарики, любимые смешарики.
(Наталья и Сергей Фетисовы , группа «Золотой Век» )
II. Основная часть
- Игра «Подбирай, называй»
Педагог: Задание от Кроша — Сядет на место тот, кто подберет слово со звуком [А] в начале слова.
Ответы детей :
- Артикуляционная гимнастика
Педагог : Задание от Ежика — Чтобы не скучать в дороге, выполним артикуляционную гимнастику.
https://yandex.ru/video/preview/4994286373366545063
- Введение в тему
Педагог : Задание от Нюши — Ребята, ответьте на вопрос: Какое время года на картине?
(Демонстрация картина на интерактивной доске)
Ответы детей :
Педагог : Назовите первый звук в слове осень .
Ответы детей :
Педагог : Как мы произносим этот звук? Какой это звук? Расскажите про звук [О] .
(Рассматривание артикуляции звука [о] в индивидуальных зеркалах и в графическом изображении на доске)
Ответы детей :
Педагог : Давайте споем этот звук, как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.
Педагог : Каким цветом мы будем его обозначать?
Ответы детей : Красным цветом.
- Игра «Подбери правильно»
Педагог: Задание от Бараша — Ребята, посмотрите на картину «Осень», найдите предметы, названия которых начинаются со звука [О].
(Рассматривание картины «Осень»)
Ответы детей: Озеро, остров, осень, обруч, окунь, овощи, окна, облако.
- Интерактивная игра «Услышь звук [О]»
Педагог : Задание от Копатыча — Ребята, перед вами яблоня с яблоками. Нужно щелкнуть дерево и с него упадет яблоко. Если вы услышите звук [О], то хлопните в ладоши.
(Опознавание звука [О])
- Физминутка (музыкальная разминка)
(Коррекция общей моторики через развитие динамической организации движений)
https://yandex.ru/video/preview/7324756521283643817
- Знакомство с буквой О
Педагог : Задание от Совуньи — Звук [О] обозначают гласной буквой О . Посмотрите на нее. На что похожа буква О ?
Ответы детей : На колесо, на кружок, на бублик, на спасательный круг.
Педагог : Возьмите красные шнурочки и сложите букву О .
(Выкладывание буквы из красного шнурка)
- Чтение слогов
Педагог: Задание от Пина — Атеперь давайте почитаем.
Ответы детей : О-о-о. О-о-о! о-о-о? оа, оу, ао, уо, оуа, уао, уоа, аоу.
(Чтение таблицы)
- Звуковой анализ слова ОП
Педагог: Задание от Лосяша — Ребята, ответьте на вопрос: Кого вы видите на картине? Что делают дети? Мальчик взлетает вверх на качелях и говорит: «Оп!». Сейчас вы выполните звуковой анализ слова ОП .
Педагог:
— Какой звук мальчик произносит первым? (Звук [О])
— Какой это звук: гласный или согласный? Квадратом какого цвета обозначим этот звук?
— Какой звук он произносит вторым? (Звук [П].)
— Какой это звук: гласный или согласный? Квадратом какого цвета обозначим этот звук?
— Возьмите квадраты и выложите схему слова ОП .
(Выполнение звукового анализа слогов с помощью фонетических карточек на доске и на столе)
- Пальчиковая гимнастика «Наши руки» (шарик Су-Джок)
Эта ручка — правая (шарик на ладошке),
Это ручка — левая (шарик на ладошке).
Я на шарик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем шарик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).
(Книга: «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. 4–6 лет», Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.)
- Работа в тетрадях
Педагог: Шестое задание от Кар-Карыча — А сейчас мы будем писать
букву О . Вначале заштрихуем букву О красным карандашом. Теперь напишем пять букв О прописных и пять букв о строчных.
(«Письмо» буквы О в воздухе, на доске педагогом, в тетради по точкам детьми)
Педагог: Ребята, посмотрите, какие предметы нарисованы на странице? Найдите предметы, названия которых начинаются со звука [О].
Ответы детей : окна, обруч.
Педагог: Эти предметы мы раскрасим позже.
12. «Телеграф»
Педагог: Ребята, Смешарики просят вас выполнить последнее задание — поиграть в игру «Телеграф», определить количество слогов в их именах.
Ответы детей : Крош (1 слог), Е-жик (2 слога), Ню-ша (2 слога), Ба-раш (2 слога), Ко-па-тыч (3 слога), Со-ву-нья (3 слога), Ло-сяш (2 слога), Пин (1 слог), Кар (1 слог)-Ка-рыч (2 слога).
III. Итог
Педагог: Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались! Молодцы!
С какой буквой вы познакомились? На что она похожа?
Какая это буква? На что она похожа? Какие слова на звук [о] вы запомнили?
Смешарики подготовили для вас много интересных заданий.
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание было самым сложным?
Смешарики награждают вас за хорошую работу звездочками.
(подарки-звездочки от Смешариков)
Литература:
- Смешарики 5 часов подряд. 1 часть. . URL: https://yandex.ru/video/preview/10331478705531221478
- Елена MUSICWAY. Артикуляционная гимнастика для детей. Вокал детям. Логопедические игры. Музыкальное развитие. URL: https://yandex.ru/video/preview/4994286373366545063
- Елена MUSICWAY. Разминка Музыкальная для детей. Физкультминутка. URL: https://yandex.ru/video/preview/7324756521283643817

