Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Звук [О] и буква О»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Поделиться
Библиографическое описание
Баскова, С. В. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Звук [О] и буква О» / С. В. Баскова, Е. А. Баскова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2026. — № 1 (93). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/311/10664.


Цель: Закрепление акустико-артикуляционного образа звука [О] и зрительного образа буквы О .

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— формировать умение находить новую букву среди других букв алфавита;

— развивать фонематическое восприятие — выделять 1-й гласный звук в словах;

— развивать умение делить слова на слоги;

— формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах;

— формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слова типа ГС;

— формировать навык чтения;

— учить писать букву О .

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематические процессы;

— развивать связную речь;

— формировать графомоторные навыки;

— развивать зрительный гнозис, конструктивный праксис;

— развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

— формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

— интерактивная доска;

— магнитная доска;

— фонетические карточки;

— графическое изображение буквы О;

— индивидуальные зеркала и салфетки;

— видеоигра «Артикуляционная гимнастика»;

— видеоигра «Музыкальная разминка»;

— интерактивная игра «Услышь звук [О]»;

— красные шнурки;

— таблица для чтения;

— картинки с изображением Смешариков;

— картина «Осень»;

— картина «Качели»;

— рабочие тетради по числу детей, карандаши;

— массажные мячики «Су-Джок»;

— звездочки-подарки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Беседа

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие в страну Буквоград. А знаете кто с нами отправится в это путешествие? Вы узнаёте эту музыку? https://yandex.ru/video/preview/10331478705531221478 (28 секунд)

Ответы детей :

Педагог: Правильно! Это музыка из мультфильма «Смешарики». Как вы думаете, почему она звучит?

Ответы детей:

Педагог: Да, с нами в путешествие отправятся Смешарики. Смешарики приготовили для вас интересные задания. Отправляемся в наше путешествие!

Смешарики, смешарики — дружная семья,

смешарики, смешарики — весёлые друзья.

Любят приключения, радость, шутки, смех –

поэтому ребята их любят больше всех!

Ёжик и Совунья, Каркарыч и Бараш,

Крош, Пин и Нюша, Копатыч и Лосяш –

они такие разные, но добрые, прекрасные

круглые, как шарики, любимые смешарики.

(Наталья и Сергей Фетисовы , группа «Золотой Век» )

II. Основная часть

  1. Игра «Подбирай, называй»

Педагог: Задание от Кроша Сядет на место тот, кто подберет слово со звуком [А] в начале слова.

Ответы детей :

  1. Артикуляционная гимнастика

Педагог : Задание от Ежика Чтобы не скучать в дороге, выполним артикуляционную гимнастику.

https://yandex.ru/video/preview/4994286373366545063

  1. Введение в тему

Педагог : Задание от Нюши Ребята, ответьте на вопрос: Какое время года на картине?

(Демонстрация картина на интерактивной доске)

Ответы детей :

Педагог : Назовите первый звук в слове осень .

Ответы детей :

Педагог : Как мы произносим этот звук? Какой это звук? Расскажите про звук [О] .

(Рассматривание артикуляции звука [о] в индивидуальных зеркалах и в графическом изображении на доске)

Ответы детей :

Педагог : Давайте споем этот звук, как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.

Педагог : Каким цветом мы будем его обозначать?

Ответы детей : Красным цветом.

  1. Игра «Подбери правильно»

Педагог: Задание от Бараша — Ребята, посмотрите на картину «Осень», найдите предметы, названия которых начинаются со звука [О].

(Рассматривание картины «Осень»)

Ответы детей: Озеро, остров, осень, обруч, окунь, овощи, окна, облако.

  1. Интерактивная игра «Услышь звук [О]»

Педагог : Задание от Копатыча Ребята, перед вами яблоня с яблоками. Нужно щелкнуть дерево и с него упадет яблоко. Если вы услышите звук [О], то хлопните в ладоши.

(Опознавание звука [О])

  1. Физминутка (музыкальная разминка)

(Коррекция общей моторики через развитие динамической организации движений)

https://yandex.ru/video/preview/7324756521283643817

  1. Знакомство с буквой О

Педагог : Задание от Совуньи — Звук [О] обозначают гласной буквой О . Посмотрите на нее. На что похожа буква О ?

Ответы детей : На колесо, на кружок, на бублик, на спасательный круг.

Педагог : Возьмите красные шнурочки и сложите букву О .

(Выкладывание буквы из красного шнурка)

  1. Чтение слогов

Педагог: Задание от Пина Атеперь давайте почитаем.

Ответы детей : О-о-о. О-о-о! о-о-о? оа, оу, ао, уо, оуа, уао, уоа, аоу.

(Чтение таблицы)

  1. Звуковой анализ слова ОП

Педагог: Задание от Лосяша — Ребята, ответьте на вопрос: Кого вы видите на картине? Что делают дети? Мальчик взлетает вверх на качелях и говорит: «Оп!». Сейчас вы выполните звуковой анализ слова ОП .

Педагог:

— Какой звук мальчик произносит первым? (Звук [О])

— Какой это звук: гласный или согласный? Квадратом какого цвета обозначим этот звук?

— Какой звук он произносит вторым? (Звук [П].)

— Какой это звук: гласный или согласный? Квадратом какого цвета обозначим этот звук?

— Возьмите квадраты и выложите схему слова ОП .

(Выполнение звукового анализа слогов с помощью фонетических карточек на доске и на столе)

  1. Пальчиковая гимнастика «Наши руки» (шарик Су-Джок)

Эта ручка — правая (шарик на ладошке),

Это ручка — левая (шарик на ладошке).

Я на шарик нажимаю

И зарядку делаю:

Будет сильной правая (сжимаем шарик в правом кулачке),

Будет сильной левая (в левом),

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

(Книга: «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. 4–6 лет», Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.)

  1. Работа в тетрадях

Педагог: Шестое задание от Кар-Карыча — А сейчас мы будем писать

букву О . Вначале заштрихуем букву О красным карандашом. Теперь напишем пять букв О прописных и пять букв о строчных.

(«Письмо» буквы О в воздухе, на доске педагогом, в тетради по точкам детьми)

Педагог: Ребята, посмотрите, какие предметы нарисованы на странице? Найдите предметы, названия которых начинаются со звука [О].

Ответы детей : окна, обруч.

Педагог: Эти предметы мы раскрасим позже.

12. «Телеграф»

Педагог: Ребята, Смешарики просят вас выполнить последнее задание — поиграть в игру «Телеграф», определить количество слогов в их именах.

Ответы детей : Крош (1 слог), Е-жик (2 слога), Ню-ша (2 слога), Ба-раш (2 слога), Ко-па-тыч (3 слога), Со-ву-нья (3 слога), Ло-сяш (2 слога), Пин (1 слог), Кар (1 слог)-Ка-рыч (2 слога).

III. Итог

Педагог: Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались! Молодцы!

С какой буквой вы познакомились? На что она похожа?

Какая это буква? На что она похожа? Какие слова на звук [о] вы запомнили?

Смешарики подготовили для вас много интересных заданий.

Какое задание вам больше всего понравилось?

А какое задание было самым сложным?

Смешарики награждают вас за хорошую работу звездочками.

(подарки-звездочки от Смешариков)

Литература:

  1. Смешарики 5 часов подряд. 1 часть. . URL: https://yandex.ru/video/preview/10331478705531221478
  2. Елена MUSICWAY. Артикуляционная гимнастика для детей. Вокал детям. Логопедические игры. Музыкальное развитие. URL: https://yandex.ru/video/preview/4994286373366545063
  3. Елена MUSICWAY. Разминка Музыкальная для детей. Физкультминутка. URL: https://yandex.ru/video/preview/7324756521283643817
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный