Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 6 до 8 лет на тему «Буква Ф, звуки [Ф]-[Ф’]» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кондратенко, Н. В. Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 6 до 8 лет на тему «Буква Ф, звуки [Ф]-[Ф’]» / Н. В. Кондратенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9211/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель : формирование представлений о букве Ф, звуках ф, фь.

Задачи :

Образовательные:

  1. Закреплять графический образ буквы Ф.
  2. Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.
  3. Совершенствовать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги.
  4. Продолжать совершенствовать умение выделять заданную букву среди других букв.

Развивающие:

  1. Развивать тактильные ощущения, сенсорное восприятие.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Развивать конструктивный праксис и зрительный гнозис.
  4. Развивать мышление, воображение, речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать активность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, ждать, радоваться достигнутому результату.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».

Виды детской деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная.

Оборудование : конверты, пазлы «Буква Ф» на каждого ребенка, «волшебный» мешочек, объемные буквы, «звуковая дорожка» на каждого ребенка, маленькие игрушечные машинки, предметные картинки (звуки ф, фь), листы с зашумленными картинками на каждого ребенка.

Ход совместной образовательной деятельности

Этапы занятия

Содержание

Учитель-логопед

Воспитанники

I Мотивационный этап

«Приветствие»

— Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга. Для этого я предлагаю вам выбрать карточку с тем способом знакомства, который вам понравится.

— Дети посмотрите, а что это лежит у меня на столе?

— Вы совершенно правы, это конверт. Посмотрите, есть ли еще в кабинете конверты.

— Отлично, вы нашли все конверты, на них есть цифры и в них что-то лежит.

— А как вы думаете, что можно сделать с этими конвертами?

— Какой конверт вы должны открыть первым?

— Вы отлично придумали, открыть конверты по очереди.

— Приступим?

Действия выполняются в зависимости от выбора карточки ребенком. Работа выполняется с каждым ребенком.

Ответы детей:

Конверт.

Дети находят все конверты в кабинете.

— Конверты можно открыть и посмотреть, что там лежит.

— Конверт с номером один, потом открыть остальные конверты по очереди.

II Основной этап

Игровое упражнение «Собери пазл»

(закрепление графического образа буквы, развитие

конструктивного праксиса и зрительного гнозиса)

— Ребята, тут тоже конверты. Интересно, а что же находится в них?

— Что с ними можно сделать?

— Какие вы молодцы! Ловко справились с этим заданием. Что у вас получилось?

— Совершенно верно. Давайте вспомним, буква Ф гласная или согласная? Почему? (при необходимости логопед помогает детям наводящими вопросами).

Отлично, переходим к следующему конверту

Воспитанники открывают первый конверт и достают оттуда маленькие конверты на каждого ребенка.

Каждый ребенок берет себе по конверту и находит там пазл с картинками на звук [ф].

Ответы детей:

— Здесь лежат пазлы (разрезные картинки).

— Их нужно собрать.

Дети выполняют задание, в результате получается буква Ф.

— Получилась буква Ф.

— Согласная.

— Воздух встречает преграду во рту.

Далее дети дают характеристику букве Ф и звукам [ф], [фь]. Убирают раздаточный материал

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

(развитие тактильных ощущений, сенсорного восприятия)

— Ребята, назовите, какие буквы вы достали из мешочка.

— Как вы думаете, как можно поиграть с мешочком и с буквами?

— Хорошая идея. Мы можем буквы не просто доставать из мешочка, а угадывать их на ощупь. Попробуем?

— Супер. Вы отгадали и назвали почти все буквы. Нас ждет следующий конверт

Воспитанники открывают второй конверт и достают оттуда «волшебный мешочек» с объемными буквами.

Дети называют буквы.

Ответы детей:

— Можно буквы доставать из мешочка.

— Да. Далее дети по очереди нащупывают буквы и называют их

Игровое упражнение «Звуковая дорожка»

(развитие слухового восприятия, совершенствование умения определять место звука в слове)

— Ребята, что вы нашли в этом конверте?

— Это «звуковые дорожки». Давайте вспомним, как с ними играть. Логопед показывает детям первую картинку. Что нарисовано на этой картинке?

— Где находится звук ф в слове светофор?

— Совершенно верно. На какую клеточку вы должны поставить машинку? Если красная клеточка — это начало слова, желтая — середина, а зеленая — конец слова.

— Вы отлично справились с этим заданием. Продолжаем

Воспитанники открывают третий конверт, находят там «звуковые дорожки» и картинки со звуками [ф], [фь].

Ответы детей:

— Машинки, картинки и цветные полоски.

— Светофор.

— Звук ф находится в середине слова.

— На желтую клеточку.

Аналогичная работа проводится со всеми картинками

Игровое упражнение «Раздели слова на слоги»

(развитие слухового восприятия, формирование умения делить слова на слоги)

— Ребята, что вы нашли в этом конверте?

— Прикрепите вагончики по порядку на доску.

— Вот еще есть картинки. Что мы можем с ними сделать?

— Хорошая идея. Что нарисовано на этой картинке?

— Посчитайте, сколько слогов в слове фартук.

— В какой вагончик мы «поселим» эту картинку?

— Правильно.

— Все картинки на своих местах. А у нас остался последний конверт

Воспитанники открывают четвертый конверт, находят там вагончики с цифрами 1, 2, 3 и картинки со звуками [ф], [фь].

Ответы детей:

Вагончики с цифрами и картинки.

Дети прикрепляют вагончики.

Назвать их.

— Фартук.

— Два.

— Во второй вагончик.

Аналогично проводится работа со всеми картинками.

Игровое упражнение «Зашифрованное послание»

(закрепление графического образа буквы, развитие мелкой моторики, мышления, воображения)

— Ребята, вы нашли какое-то зашифрованное послание. Что нужно с ним сделать?

— Верно, нужно разукрасить фрагменты с буквой Ф.

— Кто у вас получился?

Отлично!

Воспитанники открывают пятый конверт, находят там зашумленные картинки на каждого ребенка.

Ответы детей:

— Разукрасить.

Дети выполняют задание.

— Сова, филин

III Заключительный этап

Рефлексия

Ребята, мы сегодня с вами продолжали знакомство с какой буквой?

— А как вы думаете, для чего мы с вами учим буквы?

— А какое задание для вас было самым трудным? Почему? Какое задание понравилось больше всего? Почему?

Ответы детей:

С буквой Ф.

— Чтобы научиться писать и читать. Чтобы пойти в школу и т. п.

— Найти место звука в слове и т. п.

— Рисовать, собирать пазлы и т. п

Похожие статьи

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Конспект подгруппового логопедического занятия в группе детей компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 8 лет «Кубань — родимая земля»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Буква Р. Звуки [Р], [Р']»

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дифференциация звуков С — Ш»

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психического развития 6–7 лет

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Похожие статьи

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Конспект подгруппового логопедического занятия в группе детей компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 8 лет «Кубань — родимая земля»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Буква Р. Звуки [Р], [Р']»

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дифференциация звуков С — Ш»

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психического развития 6–7 лет

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Задать вопрос