Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 6 до 8 лет на тему «Буква Ф, звуки [Ф]-[Ф’]»
Автор: Голяк Наталья Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 19.05.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Голяк, Н. В. Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 6 до 8 лет на тему «Буква Ф, звуки [Ф]-[Ф’]» / Н. В. Голяк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9211/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель : формирование представлений о букве Ф, звуках ф, фь.
Задачи :
Образовательные:
- Закреплять графический образ буквы Ф.
- Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.
- Совершенствовать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги.
- Продолжать совершенствовать умение выделять заданную букву среди других букв.
Развивающие:
- Развивать тактильные ощущения, сенсорное восприятие.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать конструктивный праксис и зрительный гнозис.
- Развивать мышление, воображение, речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать активность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, ждать, радоваться достигнутому результату.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Виды детской деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная.
Оборудование : конверты, пазлы «Буква Ф» на каждого ребенка, «волшебный» мешочек, объемные буквы, «звуковая дорожка» на каждого ребенка, маленькие игрушечные машинки, предметные картинки (звуки ф, фь), листы с зашумленными картинками на каждого ребенка.
Ход совместной образовательной деятельности
Этапы занятия |
Содержание |
|
Учитель-логопед |
Воспитанники |
|
I Мотивационный этап «Приветствие» |
— Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга. Для этого я предлагаю вам выбрать карточку с тем способом знакомства, который вам понравится. — Дети посмотрите, а что это лежит у меня на столе? — Вы совершенно правы, это конверт. Посмотрите, есть ли еще в кабинете конверты. — Отлично, вы нашли все конверты, на них есть цифры и в них что-то лежит. — А как вы думаете, что можно сделать с этими конвертами? — Какой конверт вы должны открыть первым? — Вы отлично придумали, открыть конверты по очереди. — Приступим? |
Действия выполняются в зависимости от выбора карточки ребенком. Работа выполняется с каждым ребенком. Ответы детей: — Конверт. Дети находят все конверты в кабинете. — Конверты можно открыть и посмотреть, что там лежит. — Конверт с номером один, потом открыть остальные конверты по очереди. |
II Основной этап Игровое упражнение «Собери пазл» (закрепление графического образа буквы, развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса) |
— Ребята, тут тоже конверты. Интересно, а что же находится в них? — Что с ними можно сделать? — Какие вы молодцы! Ловко справились с этим заданием. Что у вас получилось? — Совершенно верно. Давайте вспомним, буква Ф гласная или согласная? Почему? (при необходимости логопед помогает детям наводящими вопросами). Отлично, переходим к следующему конверту |
Воспитанники открывают первый конверт и достают оттуда маленькие конверты на каждого ребенка. Каждый ребенок берет себе по конверту и находит там пазл с картинками на звук [ф]. Ответы детей: — Здесь лежат пазлы (разрезные картинки). — Их нужно собрать. Дети выполняют задание, в результате получается буква Ф. — Получилась буква Ф. — Согласная. — Воздух встречает преграду во рту. Далее дети дают характеристику букве Ф и звукам [ф], [фь]. Убирают раздаточный материал |
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (развитие тактильных ощущений, сенсорного восприятия) |
— Ребята, назовите, какие буквы вы достали из мешочка. — Как вы думаете, как можно поиграть с мешочком и с буквами? — Хорошая идея. Мы можем буквы не просто доставать из мешочка, а угадывать их на ощупь. Попробуем? — Супер. Вы отгадали и назвали почти все буквы. Нас ждет следующий конверт |
Воспитанники открывают второй конверт и достают оттуда «волшебный мешочек» с объемными буквами. Дети называют буквы. Ответы детей: — Можно буквы доставать из мешочка. — Да. Далее дети по очереди нащупывают буквы и называют их |
Игровое упражнение «Звуковая дорожка» (развитие слухового восприятия, совершенствование умения определять место звука в слове) |
— Ребята, что вы нашли в этом конверте? — Это «звуковые дорожки». Давайте вспомним, как с ними играть. Логопед показывает детям первую картинку. Что нарисовано на этой картинке? — Где находится звук ф в слове светофор? — Совершенно верно. На какую клеточку вы должны поставить машинку? Если красная клеточка — это начало слова, желтая — середина, а зеленая — конец слова. — Вы отлично справились с этим заданием. Продолжаем |
Воспитанники открывают третий конверт, находят там «звуковые дорожки» и картинки со звуками [ф], [фь]. Ответы детей: — Машинки, картинки и цветные полоски. — Светофор. — Звук ф находится в середине слова. — На желтую клеточку. Аналогичная работа проводится со всеми картинками |
Игровое упражнение «Раздели слова на слоги» (развитие слухового восприятия, формирование умения делить слова на слоги) |
— Ребята, что вы нашли в этом конверте? — Прикрепите вагончики по порядку на доску. — Вот еще есть картинки. Что мы можем с ними сделать? — Хорошая идея. Что нарисовано на этой картинке? — Посчитайте, сколько слогов в слове фартук. — В какой вагончик мы «поселим» эту картинку? — Правильно. — Все картинки на своих местах. А у нас остался последний конверт |
Воспитанники открывают четвертый конверт, находят там вагончики с цифрами 1, 2, 3 и картинки со звуками [ф], [фь]. Ответы детей: — Вагончики с цифрами и картинки. Дети прикрепляют вагончики. — Назвать их. — Фартук. — Два. — Во второй вагончик. Аналогично проводится работа со всеми картинками. |
Игровое упражнение «Зашифрованное послание» (закрепление графического образа буквы, развитие мелкой моторики, мышления, воображения) |
— Ребята, вы нашли какое-то зашифрованное послание. Что нужно с ним сделать? — Верно, нужно разукрасить фрагменты с буквой Ф. — Кто у вас получился? Отлично! |
Воспитанники открывают пятый конверт, находят там зашумленные картинки на каждого ребенка. Ответы детей: — Разукрасить. Дети выполняют задание. — Сова, филин |
III Заключительный этап Рефлексия |
— Ребята, мы сегодня с вами продолжали знакомство с какой буквой? — А как вы думаете, для чего мы с вами учим буквы? — А какое задание для вас было самым трудным? Почему? Какое задание понравилось больше всего? Почему? |
Ответы детей: С буквой Ф. — Чтобы научиться писать и читать. Чтобы пойти в школу и т. п. — Найти место звука в слове и т. п. — Рисовать, собирать пазлы и т. п |