Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Случай в осеннем лесу» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
03.12.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Сергеева, О. В. Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Случай в осеннем лесу» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности / О. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10637.


Цель : активизация интереса к математике в процессе организованной образовательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

– Закрепить очередность времён года.

– Упражнять в назывании частей суток.

– Упражнять в сравнении предметов по количеству с применением знаков равенства и неравенства.

– Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении на слух.

– Упражнять в умении решать задачи в уме.

– Упражнять в счёте в пределах 10.

– Закрепить знание о геометрических фигурах.

– Закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «справа», «слева», местоположение предметов на листе бумаги.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к учебной деятельности, умение не мешать товарищам, заниматься сообща.

– Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в группе.

– Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

– Воспитывать интерес к занятию математикой.

Развивающие:

– Развивать память, внимание, тактильную чувствительность, воображение, любознательность.

– Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.

– Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Использованные технологий:

– Игровые технологии. ТРИЗ.

– Технология деятельностного подхода.

– Технология личностно - ориентированного взаимодействия с детьми.

– Здоровьесберегающие технологии.

Материал к занятию: корзинка с осенними листьями (заданиями), осенние листья с буквами, картинки — части суток, счётные палочки, математические наборы с цифрами, схемы осеннего леса, фломастеры, клей.

Предварительная работа:

– Решение примеров на сложение и вычитание.

– Понятие логических задач.

– Проведение дидактических игр на изучение состава числа.

– Дидактические игры: «Продолжи счёт».

– Дидактические игры на формирование понятий «слева», «справа», «по середине».

Ход занятия:

Воспитатель созывает детей в круг при помощи колокольчика.

Воспитатель :

—Колокольчик наш звенит

Всех сюда позвать велит!

— Ребята, как ваше настроение? У всех оно хорошее? Давайте тогда улыбнёмся друг другу.

Воспитатель обращает внимание на погоду.

Воспитатель :

— Ребята, посмотрите, как изменилась погода у нас за окном. Ещё недавно деревья стояли словно золотом облитые в лучах яркого солнышка, а сейчас всё чаще льёт дождик и всё меньше становится листьев.

— Напомните, какое у нас сейчас время года? ( осень) Осень сменит? (зима) А за зимой последует? ( весна) А за весной придёт…? (лето) Сколько всего времён года? (4) (Ответы детей)

Как вы думаете, осень — это хорошо или плохо? (Ответы детей)

Д/игра «Хорошо — плохо» (ТРИЗ)

(дети продолжают фразы «Осень — это хорошо, потому что…», «Осень — это плохо, потому что…»)

Воспитатель :

— Всё верно вы сказали! Как и у любого времени года у осени есть и положительное, и отрицательное, и как нельзя кстати фраза «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать!».

Воспитатель :

— Ребята, а кто - то из вас гулял в осеннем лесу? Правда осенью лес особенно красивый своими яркими листьями на деревьях? В выходные я тоже гуляла в лесу. И увидела что - то очень необычное и красивое, что можно увидеть только осенью. Как вы думаете, что же я там увидела? А вот что это, просто так я вам не скажу. Вы сможете узнать разгадку только после того как выполните все задания. А как вы думаете кто для вас их приготовил? (Осень)

За каждое выполненное задание вам будет открываться одна или несколько букв. Когда вы пройдёте все задания и получите все буквы, то узнаете, что же меня так удивило в осеннем лесу.

— Ну что, ребята, постараетесь выполнить все задания? (Ответы детей)

(из корзинки достаётся первый осенний листочек с заданием)

Задание 1 (кленовый листочек)

Листочек первый показался!

Каким он чудом оказался!

Ярче солнышка горит

Всё круглое в группе найти велит!

Д/игра «Что бывает круглым, квадратным, треугольным?»

Ребята, а что бывает круглым? Квадратным? И треугольным? (Ответы детей)

— Ребята, найдите в группе любые предметы, похожие на круглую, квадратную и треугольную форму и положите все круглые предметы на стол, где увидите жёлтый листочек, все квадратные предметы туда, где красный листочек, а все треугольные предметы туда, где нет ни жёлтого и ни красного листочка. Куда вы положите все треугольные предметы? (Ответы детей).

Ребята, первое задание вы выполнили, необходимо найти соответствующий листочек, возможно под ним вы увидите первые буквы, только посмотрите внимательно, какой у меня листочек в руках? (Кленовый).

Выполнив первое задание, дети ищут буквы, под кленовым листочком находят две буквы «Л», «И», после чего прикрепляют их на доску.

Ребята за первое выполненное задание какие буквы вы получили? (Л, И)

(из корзинки достаётся второй осенний листочек с заданием)

Задание 2 (дубовый листочек)

(мольберт — картинки с изображением частей суток)

Перепутались — день — ночь

Может кто - нибудь помочь?

Отгадайте 5 загадок

Наведите здесь порядок!

  1. Мамы деток разбудили, дети личики умыли.

Застелив свою кровать, буду в детский сад шагать.

Все ответят дружно, наступило (Утро)

  1. Солнце в небе ярко светит, на прогулку мы идём.

Песни весело поём!

Когда это бывает? (Днём)

  1. День прошёл, садится солнце, сумрак медленно крадётся.

Зажигайте лампы, свечи. Наступает тёмный (Вечер)

  1. На дворе уже темно,

Спать легли уж все давно,

Мама, папа, сын и дочь

Наступила значит (Ночь)

  1. Сутки в сборе, молодцы!

Сколько их всего, скажи! (4)

— Какая часть суток первая, вторая, третья, четвёртая? (ответы детей)

(на мольберте дети выкладывают части суток по порядку , апотом называют соседей каждой части суток, например, назови соседей утра и. т.д.

Выполнив второе задание, дети ищут буквы, находят под дубовым листочком букву «С», после чего прикрепляют её на доску.

За второе выполненное задание какую букву вы получили? (С)

(из корзинки достаётся третий осенний листочек с заданием)

Задание 3 (рябиновый листочек)

На этот раз осень просит взять вас палочки. А задание такое: откройте свои коробочки, отсчитайте 6 палочек и составьте из них дом.

— Молодцы, ребята, но это ещё не всё, осень усложняет задание и просит вас переложить 2 палочки так, чтобы получился флаг. Очень хорошо, осень очень довольна вами.

Выполнив третье задание, дети ищут буквы, находят под рябиновым листочком буквы «Т», «О» после чего прикрепляют их на доску.

За третье выполненное задание какие буквы вы получили? (Т, О)

Ребята, сколько букв у нас уже открыто, посчитайте? (Ответы детей).

Правильно, 5 букв. Вы много сделали уже и нам пора немного отдохнуть.

(из корзинки достаётся четвёртый осенний листочек с заданием)

Задание 4 Физкультминутка «Дни недели» (берёзовый листочек)

(дети придумывают и выполняют движения согласно тексту)

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье -

Целый день я отдыхал.

Выполнив четвёртое задание, дети ищут буквы, находят под берёзовым листочком букву «П», после чего прикрепляют её на доску.

За четвёртое выполненное задание какую букву вы получили? (П)

(из корзинки достаётся пятый осенний листочек с заданием)

Задание 5 (каштановый листочек)

Включаем логику нашу, друзья!

Внимательно слушайте и вычисляйте,

Чары красавицы Осени развивайте!

(логические задачи)

Покажите цифру обозначающую:

— Сколько хвостов у девяти котов? (9)

Сколько ушей у трёх мышей? (6)

— Сколько пальчиков у одного мальчика на одной руке? (5)

Сколько в неделе выходных дней? (2)

Сколько понедельников в неделе? (1)

Сколько углов у треугольника? (3)

— Сколько ног у двух человек? (4)

— Сколько яблок растёт на берёзе? (0)

—Асколько мальчиков сегодня в нашей группе? А сколько девочек? ( ответы по количеству детей).

(дети поднимают карточки с правильными ответами)

Выполнив пятое задание, дети ищут буквы, находят под каштановым листочком букву «А», после чего прикрепляют её на доску.

За пятое выполненное задание какую букву вы получили? (А)

(из корзинки достаётся шестой осенний листочек с заданием)

Задание 6 (осиновый листочек)

Остался последний осенний листочек и задание от осени такое. Посмотрите здесь карта осеннего леса, и мне кажется, что звери не могут найти свои домики, поможем им их найти?

Волк живёт в доме, расположенном на карте в правом верхнем углу. Заяц живёт в нижнем левом углу. Белка живёт в левом верхнем углу. Медведь посередине,

а лиса живёт в нижнем правом углу.

— Ребята, вы молодцы помогли зверям найти их домики, но звери любят ходить друг к другу в гости и что бы они снова не заблудились, мы проложим им тропинки.

— Между лисой и волком широкая длинная тропинка, от белки к волку короткая узкая тропинка, от зайца к белке длинная узкая тропинка, между лисой и зайцем короткая широкая тропинка.

Выполнив задание, дети ищут буквы, находят под осиновым листочком букву «Д», после чего прикрепляют её на доску.

За шестое выполненное задание какую букву вы получили? (Д)

Воспитатель :

— Ребята это был последний осенний листочек, давайте посмотрим какое слово у нас получилось.

— Правильно, ребята, это листопад. Знаете, что такое листопад? (Правильно, это явление в природе, когда с деревьев падают листья).

Ребята, я хочу похвалить вас за то, что вы выполнили все задания от осени, вы были очень дружные и внимательные и поэтому у вас получилось разгадать слово.

Воспитатель :

—Вам понравилось сегодняшнее путешествие с листочками?

— Какие задания вам запомнились больше?

— Какое было самое трудное задание? А с каким заданием вы справились легко?

— А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу.

— Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями — пусть поднимет фигурку с любой цифрой, а тот, кто считает, что не всё у него сегодня получалось — пусть поднимет фигуру любого цвета.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Снижение уровня внутреннего шума легковых автомобилей
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 6–7 лет «Путешествие в страну Математику»
Retrospective Analysis of Scientific Works of E.M. Berendts and I.T. Tarasov in the Aspect of Definition of Subject Composition of Administrative Law of Administrative Law and Places of Entities in it
Конспект занятия «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «По дорогам радуги в подготовительную группу» с использованием интерактивных технологий
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР по ФЭМП на тему «Спасём гномов в стране математике»
Конспект музыкально-театрализованного занятия в форме квест-игры для детей подготовительной группы по теме «Волшебное путешествие в осенний лес»
Конспект игрового математического развлечения «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познавательное развитие»)
Осеннее развлечение для детей с интеллектуальной недостаточностью «Чудесная осенняя пора»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности «По страницам сказки»

Молодой учёный