Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методическая разработка системы дидактических игр по речевому развитию на основе дидактического полотна «Семья»

Спецвыпуск
Поделиться
Библиографическое описание
Железнякова, И. Г. Методическая разработка системы дидактических игр по речевому развитию на основе дидактического полотна «Семья» / И. Г. Железнякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10624.


В системе специального образования остается весьма актуальной и социально значимой проблема формирования связной речи у детей с зрительной депривацией.

Исследования особенностей речи детей с нарушением зрения Л. С. Волковой, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой, В. А. Феоктистовой и других авторов выявили своеобразие речевого развития детей с дефектами зрения, хотя в основе формирования речи лежат те же закономерности, что и в норме. Однако у детей с нарушением зрения стойко прослеживается роль наличия врожденного или рано приобретенного зрительного дефекта, значительно усугубляющего речевое недоразвитие. В большинстве случаев у детей с нарушениями зрения оказываются нарушенными не отдельные компоненты речи, а все или большинство ее компонентов. Различные компоненты речи могут страдать в разной степени и по-разному соотноситься между собой, что и определяет различные уровни сформированности речи и структуры речевого дефекта.

У детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.

Одним из эффективных приемов, для решения данной проблемы у детей с нарушением зрения является использование дидактической игры.

Я изготовила пособие «Моя семья!» и разработала систему дидактических игр по речевому развитию по теме «Семья». Пособие — это идеальный способ, облегчающий процесс усвоения знаний, помогающий развитию внимания и длительному сохранению интереса и дает возможность детям поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка.

F:\Новая папка\CIMG9318.JPG

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. В современных условиях должна возрастать роль воспитательной функции семьи. Педагогика понимает воспитание как целенаправленное формирование взглядов и убеждений, моральных черт личности. Именно в семье на ступени дошкольного детства ребенок оказывается органически включенным в сеть тех социальных отношений, которые составляют содержание будущей личности. Успешное нравственное развитие и всестороннее воспитание детей может быть обеспечено только при создании родителями благоприятных условий для формирования личности и их активном участии в воспитательном процессе. И от того, какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что у большинства детей недостаточные представления о членах семьи, мало знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах.

Таким образом, использование системы дидактических игр способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

Задачи:

— обогатить активный словарь ребенка по теме «Семья»;

— повысить уровень развития грамматического строя речи;

— упражнять детей в согласовании слов в предложении;

— развивать связную речь детей;

— развивать речевое творчество детей;

— формировать умения детей задавать вопросы, договариваться со сверстниками;

— вызвать желание рассказывать о близких родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни; поделиться своими чувствами, мыслями о своей семье;

— способствовать гендерному воспитанию детей (продолжать формировать представления детей о мальчике и девочке, мужчине и женщине (внешний вид; особенности их поведения; их прав и обязанности в семье, и в отношении с другими людьми);

— продолжать развивать зрительно-моторную координацию;

— воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

При составлении системы занятий по речевому развитию нами учитывались следующие дидактические принципы:

— индивидуальный подход к каждому ребенку;

— научность, наглядность, доступность;

— поэтапное повышение требований;

— стимулирование активности и сознательности детей.

Этапы работы

I этап: выявление проблемы; подборка и изучение методической литературы по теме;

II этап: составление плана совместной деятельности в системе педагог — дети — родители; подборка дидактического материала, наглядных пособий (иллюстрации, фото родителей и членов семьи);

III этап: изготовление дидактического полотна «Семья»; подбор и изготовление цветных и контурных изображений, условно обозначающих членов семьи; подборка и изготовление карт-мнемотаблиц для составления описательных рассказов.

Методическое обеспечение

Наглядный материал: дидактическое пособие — полотно с разными по размеру окошками; контурные изображения условных членов семьи; цветные картинки с условным изображением членов семьи. Набор карт-мнемотехники для описания внешнего вида взрослых (мужчин, женщин); карты-мнемотехники для описания трудовых действий взрослых и детей в семье.

Ожидаемые результаты

Разработка будет способствовать:

— обогащению активного словаря по теме «Семья»;

— совершенствованию умения различать на слух и произносить все звуки родного языка;

— повышению уровня развития грамматического строя речи;

— формированию умения владеть начальными формами связной речи (диалогом, монологом), позволяющим свободно общаться с людьми;

— развитию речевых и творческих способностей детей;

— закреплению представлений детей о семьях, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; воспитанию чувства привязанности к членам своей семьи;

Практическая значимость

Я полагаю, что благодаря данной работе мои коллеги смогут освоить новые идеи и методы; родители заинтересуются этой темой и станут активными участниками педагогического процесса в дошкольной образовательной организации; наладится взаимопонимание педагогов и родителей, что в целом позволит значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход.

Данная методическая разработка дидактических игр по речевому развитию по теме «Семья» может быть реализована в старшем дошкольном возрасте ДОУ.

Выводы: врезультате работы над методической разработкой была отмечена:

— положительная динамика речевого развития, обогащение активного словаря у детей по теме «Семья»;

— выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;

— повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей через разнообразные формы и методы работы;

— пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи;

— овладение родителями знаниями по вопросам речевого развития детей, положительная оценка коллег;

— чувство удовлетворения от совместного творчества.

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного общего образования МОУ НШ № 1. 2015–2020
  2. «Коррекционнаая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под Л. И. Плаксиной
  3. «Дидактический материал к занятиям в подготовительной группе», Автор –составитель О. В. Епифанова, издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
  4. «Знакомим дошкольников с литературой», Ушакова О. С., Гавриш Н. В., М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе логопедической группе», Коноваленко В. В., Москва, 2001.
  6. «Развитие творческого мышления работаем по сказке», Шиян О. А., Мозаика-синтез, Москва, 2013.
  7. «Развитие речи в детском саду», Гербова В. В., Мозаика-синтез, Москва, 2015.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный