В системе специального образования остается весьма актуальной и социально значимой проблема формирования связной речи у детей с зрительной депривацией.
Исследования особенностей речи детей с нарушением зрения Л. С. Волковой, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой, В. А. Феоктистовой и других авторов выявили своеобразие речевого развития детей с дефектами зрения, хотя в основе формирования речи лежат те же закономерности, что и в норме. Однако у детей с нарушением зрения стойко прослеживается роль наличия врожденного или рано приобретенного зрительного дефекта, значительно усугубляющего речевое недоразвитие. В большинстве случаев у детей с нарушениями зрения оказываются нарушенными не отдельные компоненты речи, а все или большинство ее компонентов. Различные компоненты речи могут страдать в разной степени и по-разному соотноситься между собой, что и определяет различные уровни сформированности речи и структуры речевого дефекта.
У детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.
Одним из эффективных приемов, для решения данной проблемы у детей с нарушением зрения является использование дидактической игры.
Я изготовила пособие «Моя семья!» и разработала систему дидактических игр по речевому развитию по теме «Семья». Пособие — это идеальный способ, облегчающий процесс усвоения знаний, помогающий развитию внимания и длительному сохранению интереса и дает возможность детям поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. В современных условиях должна возрастать роль воспитательной функции семьи. Педагогика понимает воспитание как целенаправленное формирование взглядов и убеждений, моральных черт личности. Именно в семье на ступени дошкольного детства ребенок оказывается органически включенным в сеть тех социальных отношений, которые составляют содержание будущей личности. Успешное нравственное развитие и всестороннее воспитание детей может быть обеспечено только при создании родителями благоприятных условий для формирования личности и их активном участии в воспитательном процессе. И от того, какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что у большинства детей недостаточные представления о членах семьи, мало знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах.
Таким образом, использование системы дидактических игр способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.
Задачи:
— обогатить активный словарь ребенка по теме «Семья»;
— повысить уровень развития грамматического строя речи;
— упражнять детей в согласовании слов в предложении;
— развивать связную речь детей;
— развивать речевое творчество детей;
— формировать умения детей задавать вопросы, договариваться со сверстниками;
— вызвать желание рассказывать о близких родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни; поделиться своими чувствами, мыслями о своей семье;
— способствовать гендерному воспитанию детей (продолжать формировать представления детей о мальчике и девочке, мужчине и женщине (внешний вид; особенности их поведения; их прав и обязанности в семье, и в отношении с другими людьми);
— продолжать развивать зрительно-моторную координацию;
— воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
При составлении системы занятий по речевому развитию нами учитывались следующие дидактические принципы:
— индивидуальный подход к каждому ребенку;
— научность, наглядность, доступность;
— поэтапное повышение требований;
— стимулирование активности и сознательности детей.
Этапы работы
I этап: выявление проблемы; подборка и изучение методической литературы по теме;
II этап: составление плана совместной деятельности в системе педагог — дети — родители; подборка дидактического материала, наглядных пособий (иллюстрации, фото родителей и членов семьи);
III этап: изготовление дидактического полотна «Семья»; подбор и изготовление цветных и контурных изображений, условно обозначающих членов семьи; подборка и изготовление карт-мнемотаблиц для составления описательных рассказов.
Методическое обеспечение
Наглядный материал: дидактическое пособие — полотно с разными по размеру окошками; контурные изображения условных членов семьи; цветные картинки с условным изображением членов семьи. Набор карт-мнемотехники для описания внешнего вида взрослых (мужчин, женщин); карты-мнемотехники для описания трудовых действий взрослых и детей в семье.
Ожидаемые результаты
Разработка будет способствовать:
— обогащению активного словаря по теме «Семья»;
— совершенствованию умения различать на слух и произносить все звуки родного языка;
— повышению уровня развития грамматического строя речи;
— формированию умения владеть начальными формами связной речи (диалогом, монологом), позволяющим свободно общаться с людьми;
— развитию речевых и творческих способностей детей;
— закреплению представлений детей о семьях, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; воспитанию чувства привязанности к членам своей семьи;
Практическая значимость
Я полагаю, что благодаря данной работе мои коллеги смогут освоить новые идеи и методы; родители заинтересуются этой темой и станут активными участниками педагогического процесса в дошкольной образовательной организации; наладится взаимопонимание педагогов и родителей, что в целом позволит значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход.
Данная методическая разработка дидактических игр по речевому развитию по теме «Семья» может быть реализована в старшем дошкольном возрасте ДОУ.
Выводы: врезультате работы над методической разработкой была отмечена:
— положительная динамика речевого развития, обогащение активного словаря у детей по теме «Семья»;
— выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;
— повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей через разнообразные формы и методы работы;
— пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи;
— овладение родителями знаниями по вопросам речевого развития детей, положительная оценка коллег;
— чувство удовлетворения от совместного творчества.
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного общего образования МОУ НШ № 1. 2015–2020
- «Коррекционнаая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под Л. И. Плаксиной
- «Дидактический материал к занятиям в подготовительной группе», Автор –составитель О. В. Епифанова, издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
- «Знакомим дошкольников с литературой», Ушакова О. С., Гавриш Н. В., М.: ТЦ Сфера, 2002.
- «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе логопедической группе», Коноваленко В. В., Москва, 2001.
- «Развитие творческого мышления работаем по сказке», Шиян О. А., Мозаика-синтез, Москва, 2013.
- «Развитие речи в детском саду», Гербова В. В., Мозаика-синтез, Москва, 2015.

