В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
Ключевые слова: формирование словаря, ребенок, игра, дошкольный возраст, речевое развитие, родительское собрание.
Организация опытно-практической работы по проблеме исследования проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 46 «Золотой петушок» г. Вологды с 20 апреля по 17 мая 2022 года с воспитанниками средней группы № 7, в составе которой 28 человек (17 мальчиков, 11 девочек).
ДОО осуществляет педагогическую деятельность по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.). Все разделы и темы, направленные на развитие речи детей среднего дошкольного возраста, разработаны в соответствии с программой и рабочим планом воспитателя. Количество занятий и объем учебной нагрузки определяется учебным планом по основной образовательной программе дошкольного образования.
Целесообразность выбора тем занятий определяется учебным планом воспитателя. На занятии предусмотрены: словесные методы обучения — объяснение, рассказ, беседа; наглядный метод — показ иллюстраций; практические методы. Формирование словаря у детей среднего дошкольного возраста играет значимую роль в развитии речи. В программе подробно описана деятельность воспитателя, осуществляемая в работе по формированию словаря детей.
Во время организации опытно-практической работы по проблеме исследования в ДОО мы сталкивались с такими ситуациями, когда дети в соответствии со словесным указанием не затруднялись в нахождении предмета по названию, цвету, размеру или не могли назвать игрушки, предметы личной гигиены, спальных принадлежности, затруднялись в подборе слов для обозначения своих действий самообслуживания. Мы предположили, что это обусловлено тем, что, пассивный и активный словарный запас дошкольников был недостаточно сформирован.
В дошкольном периоде для формирования словаря у детей используются настольные дидактические игры. Они пополняют, закрепляют и уточняют пассивный и активный словарь у дошкольников. Ребёнок, обладая широким пассивным словарем, зачастую затрудняется перевести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, но играя в дидактические игры, дети попадают в ситуации, когда они будут вынуждены использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.
В процессе наблюдения за дошкольниками мы отметили, что у большинства детей имеются различные затруднения в демонстрации словарного запаса в процессе свободного общения и ответов на занятиях.
Для совместной деятельности с детьми, мы подобрали картотеку дидактических игр, направленных на формирование словаря детей среднего дошкольного возраста.
Нами было проведено родительское собрание, на котором мы рассказали родителям о возрастных особенностях речевого развития их детей, отметили особенности содержания образовательной программы в ДОО, обозначили значимую роли формирования словаря дошкольников. Предложили: использовать дома дидактические игры для развития пассивного и активного словаря у детей; обогатить игровое пространство группы новыми дидактическими играми; принять участие в анкетировании по теме исследования. Анкетирование родителей воспитанников проводилось с целью определения представлений родителей о речевом развитии их детей, о составе словаря, о применении игр в формировании речи дошкольников. На родительском собрании присутствовало 20 человек и на предложение пройти анкетирование, откликнулись все присутствующие.
Ориентируясь, на результаты анкетирования, мы смогли сделать вывод, что не все взрослые объективно оценивают речевые достижения дошкольников, не все осознают необходимость формирования словарного запаса, но в то же время отмечают, что хотели бы, чтобы речь у детей была более развита. При анализе ответов родителей о речевом развитии их детей, нам встретились те, которые не занимаются и не придают должного значения формированию словаря своих детей (1 человек, 5 %). При наблюдении за детьми мы убедились, что действительно есть такие дети, которые не могут полноценно общаться и играть со своими сверстниками, поэтому чаще они играют одни. Это связано с тем, что из-за неполноценно сформированного словаря, дошкольники не могут высказать своё мнение и практически не пользуются словами во время игры, а другим детям не интересно играть без общения.
Также из анкет стало ясно, что другая группа родителей уделяет особое внимание формированию словаря и развитию речи своего ребенка в целом (17 человек, 85 %). Дети посещают центры раннего дошкольного развития, занимаются по дополнительным программам, а также дома с родителями. Но родители, ввиду отсутствия специального педагогического образования, не знали о существовании именно дидактических игр. Благодаря родительскому собранию данный пробел был устранён, и мы смогли заинтересовать родителей проведением игр в домашних условиях.
При проведении анкетирования мы узнали, что большинство родителей (17 человек, 85 %) детей среднего дошкольного возраста заинтересовались проведением дидактической игры, направленной на формирование словаря и в дальнейшем помогли нам организовать уголок дидактических игр, а также создали сами, приобрели игры для использования в домашних условиях с детьми. Благодаря проведенному собранию родители изготовили дидактические игры и принесли их в группу, таким образом совместными усилиями был организован тематический уголок дидактических игр, включающий в себя доступные темы для детей средней возрастной группы: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Игрушки».
Игры направлены на уточнение названий предметов; активизацию пассивного словаря; обозначение предметов, выраженное именем существительным; на развитие умения понимать и использовать в речи слова, обозначающие признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным; на развитие умений называть слова-действия (глаголы, связанные с движением, состоянием; на развитие умений сравнивать и называть парные противоположные признаки предметов; а также на развитие умений понимать и использовать в речи обобщающие слова.
В ходе работы по теме исследования нами были определены правила для организации обогащения словарного запаса детей 4–5 лет:
— необходимо интонационно выделять голосом новое слово так, чтобы дети обратили на него внимание;
— можно прибегать к целенаправленным краткосрочным паузам перед произнесением слова или прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз — это трудное слово»;
— нельзя произносить слово по слогам, потому что слоговое произношение нарушает литературные нормы, оно не свойственно устной речи;
— произносить слово необходимо медленно, четко, грамотно;
— называние должно сопровождаться показом объекта;
— обязательно давать пояснение новому слову;
— неоднократное повторение нового слова самим воспитателем, затем по поднятой руке воспитанниками.
В результате нашей работе, мы заметили, что в формировании словаря у дошкольников наблюдается положительная динамика. Словарь детей пополнился новыми словами по темам: «Одежда», «Посуда», «Овощи», «Животные», «Профессии», «Фрукты и ягоды», соответствующими их возрасту словами. Дошкольники средней группы стали использовать в речи такие слова, обозначающие названия предметов: пальто, рукав, рубашка, воротник, пуховик, плащ, брюки, блюдце, кастрюля, крышка, сахарница, салфетница, дуршлаг, ручка, носик (чайника), бокал, баклажан, редис, репа, абрикос, ягнёнок, телёнок и др.; действий: расстегивать, надевать, снимать, разогревать, накрывать и др.; признаков: нарядный, широкий, узкий, деревянная, стеклянная, металлическая, столовая, чайная, хрупкая, прочная, пластмассовая, сочный, горький, соленый, длинноухий, косолапый, абрикосовое, сливовое, малиновое.
Каждая дидактическая игра соответствовала поставленным целям и задачам. Во время организации игр нами были учтены возрастные особенности детей, присутствовали мотивационные (сюрпризные) моменты. Затруднений во время дидактических игр не возникало, дети внимательно слушали, и выполняли задания. Все были вовлечены в игру, активно взаимодействовали, отвечали на поставленные вопросы. В группе было несколько детей, которые в режимных моментах не проявляли активность, старались меньше общаться и играть с другими, но в процессе проведения дидактических игр, направленных на формирование словаря детей, они старались работать наравне со всеми, поднимали руку и отвечали, как и все, при этом с интересом выполняя задания.
Нам удалось вовлечь родителей в образовательный процесс по формированию словаря детей 4–5 лет, поскольку взаимодействие с родителями является одним из условий успешной работы по обогащению и активизации словаря. Только общими усилиями семьи и дошкольной образовательной организации можно добиться наилучших результатов в формировании словаря у дошкольников.
Во время наблюдения за воспитанниками средней группы детского сада «Золотой петушок № 46», нами была отмечена робость у некоторых дошкольников. Дети редко общались со сверстниками и взрослыми в режимных моментах, предпочитали отмалчиваться. В ходе проведения игр мы заметили, что воспитанники активизировались, стали интересоваться совместной деятельностью. Наиболее застенчивые пытались отвечать и работать наравне со всеми, поднимали руку с целью ответа на поставленный вопрос, стали лучше взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни.
Литература:
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. — Москва: Мозаика-Синтез. — Текст: непосредственный (дата обращения: 21.05.2022).
2. Алиева Т. И. Программа «Истоки»: примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Алиева Т. И., Антонова Т.В, Арнаутова Е. П. — 5-е изд. — Москва: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с. (дата обращения: 27.05.2022).