В статье рассмотрены основные направления работы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы направленной на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
Ключевые слова: предметный мир, пассивный словарь, активный словарь, развитие речи, младший дошкольник, речь, воспитатель, родители.
The article discusses the main directions of work on familiarizing younger preschoolers with the subject world as a tool for forming the vocabulary of children of younger preschool age.
The article discusses the results of experimental work aimed at the formation of a dictionary of preschool children in the process of familiarization with the subject world.
Keywords : subject world, passive vocabulary, active vocabulary, speech development, junior preschooler, speech, educator, parents.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи утверждает М. М. Алесеева. [1]
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 80». В экспериментальном исследовании принимали участие 45 детей младшего дошкольного возраста, которые составили экспериментальную группу 22 ребенка и контрольную группу 23 ребенка.
Цель опытно-экспериментального исследования — выявить влияние предметного мира на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
На констатирующем этапе были подобраны методики и экспериментальное исследование развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента были подобраны предметные картинки, сделаны дидактические игры, направленные на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Совместно с родителями (законными представителями) был оформлен центр речевого развития детей.
На контрольном этапе экспериментального исследования проведено повторное исследование сформированности словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня сформированности словарного запаса детей младшего дошкольного возраста были использованы следующие методики:
- Методика обследования (по О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной) Младший возраст (3–4 г.)
- Методика на формирование словаря младших дошкольников А. М. Бородич.
- Изучение словаря детей» (Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева).
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования: провести исследование формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментального исследования мы выявили, что дети по всем трем методикам в экспериментальной и контрольной группах преобладает средний и низкий уровень сформированности словаря.
На формирующем этапе экспериментального исследования работа проводилась с детьми экспериментальной группы.
Цель формирующего этапа опытно-экспериментального исследования: повысить уровень словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
Были выделены основные направления работы по формированию словарного запаса младших дошкольников:
- Создание предметно-развивающей в группе;
- Работа с детьми;
- Работа с родителями.
Организация работы с детьми экспериментальной группы на формирующем этапе проводилась в следующих направлениях:
— —на занятиях;
— —на прогулке;
— —в режимных моментах.
Предметный мир очень велик, и для того что бы работа велась в системе и соответствовала возрасту детей нами был разработан календарно-тематический план, направленный на расширения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
В группе созданы все необходимые условия для детей, имеются различные центры: игровой деятельности, художественно-эстетической, трудовой, музыкальной и речевого развития. Каждый центр оснащен необходимым материалом и оборудованием.
В центре экспериментальной деятельности в группе имеется песок, бумага разной фактуры, ткань, вода и т. д.
В центре художественно-эстетического развития имеются: кисточки, восковой пластилин, карандаши, маркеры, фломастеры, картинки для самостоятельного раскрашивания, альбомы и т. д.
Для формирования словарного запаса в центре речевого развития имеются различные предметные картинки, одноплановые сюжетные картины, игрушки, книги, иллюстрации к сказкам.
Для приведения работы в систему в центре речевого развития мы подобрали серию предметных картин «Времена года», «Посуда, «Транспорт», «Одежда», «Мебель», «Овощи и фрукты», «Игрушки» и т. д., Также в центре речевого развития группы для расширения словаря детей мы подобрали серию картин «Кто что делает» для закрепления употребления глаголов в речи.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста это игра, поэтому мы проработали и проанализировали предметно развивающую среду группы по сюжетно-ролевой игре и посмотрели, как она может влиять на развитие словаря детей, так как в игре дети общаются, производят определенные действия.
На прогулке мы с детьми в зависимости от погоды закрепили и повторили сезонные изменения. В ходе игры дети также проговаривали словосочетания «идет дождь», «плащ мокрый», «сапоги резиновые».
Ежедневные прогулки, которые мы проводили с детьми были наполнены различными наблюдениями за явлениями природы, транспортом, животными, людьми, все это способствовало расширению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
В группе создана благоприятная предметно развивающая среда по организации сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Магазин», есть еще любимое детское кафе «Малышок».
Кафе «Малышок» играет важную роль в формирование словарной работы. Например, при входе в кафе нужно сказать красивое слово «здравствуй», взять «меню», сделать заказ и т. д.
Важную роль в формировании словарного запаса играют экскурсии. С малышами мы ходили на кухню, показали работу повара, как она замешивает тесто, что бы испечь на ужин пирожки. Мы так же с детьми были на экскурсии в медицинском кабинете, кабинете заведующего, кабинете татарского языка и в кабинете изобразительной деятельности.
Одной из любимых игр детей всех дошкольников, а особенно малышей это «Чудесный мешочек», он у нас яркий красивый, в нем самое интересное это разные предметы, которые помогают закрепить нам цвет и свойства предметов.
Для родителей мы также подготовили стендовую информацию «Словарь ребенка». Провели беседу на тему «Активный и пассивный словарь детей младшего дошкольного возраста». С родителями провели мастер-класс «Формирование словаря детей в домашних условиях».
Для получения результатов и подтверждения гипотезы нами был проведен контрольный этап эксперимента.
Цель контрольного этапа опытно-экспериментального исследования: провести исследование словарного запаса младших дошкольников после формирующего этапа эксперимента
На контрольном этапе экспериментального исследования нами были использованы те же методики что и на констатирующем этапе эксперимента. На контрольном этапе мы провели сравнение полученных результатов констатирующего и формирующего этапов.
Таким образом, по всем трем методикам в экспериментальной группе преобладает высокий уровень сформированности словаря.
В ходе экспериментального исследования, выдвинутая гипотеза подтвердилась, предметный мир влияет на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Галич Т. Н., Багаутдинова Г. Р. Роль предметного мира в процессе развития словаря у детей младшего дошкольного возраста // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (2 апреля 2020 г., г. Якутск -С.46–49.
- Миннуллина Р. Ф.,Гумерова Р. Р. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром//Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (2 апреля 2020 г., г. Якутск -С.140 -142
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Стефанова Н. Л. Комплексные занятия с детьми 3–7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи — М.: Учитель, 2017. — 690 c.
- Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. — М.: Сфера, 2015. — 96 c.