Современная образовательная статистика фиксирует устойчивую тенденцию к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В связи с этим перед педагогическим сообществом остро стоит задача разработки и внедрения инновационных коррекционно-развивающих методик, отвечающих особым образовательным потребностям данной категории обучающихся.
Существенную сложность в образовательном процессе испытывают дети с нарушениями зрения. Ключевой проблемой для них является дефицит информационного обмена с окружающей средой, обусловленный тем, что доминирующий визуальный канал восприятия оказывается недостаточно эффективным или недоступным. Данное ограничение создает значительные препятствия для формирования целостной картины мира, затрудняя развитие познавательной активности, восприятия, воображения и наглядно-образного мышления. В свою очередь сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий и представлений, ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти [4, с. 18].
Наша команда пришла к выводу, что для содействия повышению качества образования детей с ОВЗ необходимо дополнить развивающее пространство в учреждении — создать на территории специализированный многофункциональный полисенсорный комплекс.
Так появился проект: «Интерактивная программа-PROчувствуй», который стал победителем конкурса проектов на предоставление президентского гранта в 2022 году, в рамках которого был создан сенсорный парк «Черемушка».
Сенсорный парк — это специально организованное пространство, которое предоставляет разнообразный сенсорный опыт, целенаправленно стимулируя чувства, как по отдельности, так и в комбинации. Эти среды находят широкое применение в образовании и реабилитации, особенно для детей с ОВЗ.
Цель данного парка — создание единой образовательной среды способствующей развитию компенсаторных возможностей путем обогащения сенсорного опыта и активизации сохранных анализаторов
Задачи, решению которых способствует данная среда:
— активизировать компенсаторные механизмы сохранных анализаторов у детей с ОВЗ в условиях специальной образовательной среды;
— развивать познавательную активность и психические процессы;
— способствовать развитию эмоционально-волевой сферы средствами
Сенсорного парка, уменьшению тревожности и снятию эмоционального напряжения.
Ключевой теорией, лежащей в основе нашего проекта, является теория сенсорной интеграции Джин Айрес. Согласно этой теории, эффективная обработка и интеграция сенсорной информации нервной системой являются фундаментом для успешного обучения, поведения и социального взаимодействия [1, с. 33].
Для детей с ОВЗ, особенно со зрительными нарушениями, данный парк становится идеальной средой для «настройки» сенсорных систем. Он предлагает контролируемую, но богатую возможность получать и организовывать сигналы от различных анализаторов (вестибулярного, тактильного, проприоцептивного, обонятельного, слухового).
Компенсаторный механизм при нарушении зрения с точки зрения сенсорной интеграции заключается не просто в «усилении» слуха или осязания, а в формировании новых, более сложных нейронных связей, которые позволяют мозгу строить целостный образ окружающего мира на основе невизуальной информации.
С позиций культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, развитие высших психических функций (ВПФ) — мышления, речи, произвольного внимания, воображения — происходит через опосредование знаками и культурными орудиями в процессе социального взаимодействия [2, с. 102].
Каждый объект в парке (звуковой модуль, тактильная панель, ароматное растение) выступает таким «орудием», которое направляет и организует психическую деятельность ребенка. Взаимодействуя с ними, ребенок не просто пассивно получает ощущения, а активно выстраивает свои психические функции. Сами зрительные образы совершенствуются при введении дополнительных незрительных стимулов: тактильных, вкусовых, слуховых, кинестезических, статических. Изменения в сфере ощущений, то есть на первой ступени чувственного познания, неизбежно отражаются на следующем его этапе — восприятии [3, с. 12].
Следовательно, для незрячего ребенка «образ» — это не визуальная картинка, а сложный полисенсорный конструкт, включающий звук, запах, фактуру, температуру и вибрацию. Сенсорный парк предоставляет богатейший материал для построения таких «невизуальных» образов, что критически важно для преодоления конкретности мышления и развития абстрактных понятий.
Специально организованная, предсказуемая и безопасная среда сенсорного парка позволяет ребенку самостоятельно принимать решения: «Что мне потрогать? Куда пойти? Какой инструмент использовать?". Это снижает тревожность и формирует внутренний локус контроля — уверенность в том, что последствия действий зависят от него самого, а не от внешних обстоятельств или помощи взрослого.
Таким образом, сенсорный парк «Черемушка» — это специально организованная среда, наполненная различными объектами для стимуляции различных органов чувств. Парк условно можно разделить на пять участков.
«Мир форм» — ознакомление с разнообразием форм, цветом и величиной предметов сенсорного сада;
«Мир звуков» — знакомство с различными природными звуками, звуками улицы и музыкальными звуками;
«Мир ароматов» — знакомство и дифференциация природных ароматов, запахов трав и цветов;
«Мир ощущений» — знакомство и дифференциация различных по фактуре материалов и объектов в сенсорном саду;
«Мир вокруг» — ориентировка в макропространстве.
Теперь более подробно рассмотрим, что представляет из себя каждый участок:
«Мир звуков»
Участок представляет собой круглую площадку, покрытие площадки — природный грунт.
— Наполнение: на данном участке установлен комплекс уличных музыкальных инструментов ((ксилофон, панфлейта, барабаны). Так же данное направление представлено в виде установленных датчиков движения, с записанными звуковыми файлами природных обьектов-птиц, насекомых, природных явлений (вода, ветер, дождь)
— Назначение: развитие зрительного восприятия (эталоны цвета), развитие слухового восприятия (разные звуки, громкость звуков); развивает кинестетическую и тактильную чувствительность (громкость звука зависит от силы удара, звук зависит от материала предмета (дерево, металл, камень), которым ударяют по трубкам).
«Мир ощущений»
Покрытие площадки — природный грунт.
— Наполнение: на данном участке расположена модульная конструкция, состоящая из 6 модулей с природными наполнителями: сено, шишки сосновые и еловые, мраморная крошка, песок, галька, древесная кора
— Назначение: развитие осязательного восприятия, тактильных ощущений, совершенствование приемов бимануального обследования предметов, расширение тактильного опыта (гладкий, холодный, колючий, шершавый, мягкий, сыпучий и т.д.).
«Мир форм»
На участке установлен круглый стол «Ромашка» со скамейкой, для организации подгрупповой работы.
— Наполнение: природные объекты: деревья и кустарники, различный природный материал (галька, ракушки, перья, шишки, каштаны и др.»
— Назначение: развитие приемов сравнения и зрительного восприятия форм (большой-маленький, высокий-низкий, тяжелый — легкий и т.д), развитие приемов выполнения предметно- практических действий с помощью сохранных анализаторов и развитию компенсаторных способностей для познания окружающего мира;
«Мир ароматов»
Данное направление представлено несколькими площадками, расположенными в разных уголках парка.
— Наполнение: «мятная дорожка», где высажены несколько сортов мяты, «аптекарский огородик» с лекарственными растениями и пряными травами (петрушка, сельдерей, лук, чеснок и др.) и ароматная дорожка из 5 деревянных кашпо с растениями- лавандой, пеларгонией, календулой, розмарином, базиликом природные объекты: деревья и кустарники, различный природный материал (галька, ракушки, перья, шишки, каштаны и др.».
— Назначение: развитие обоняния, знакомство и дифференциация природных ароматов, запахов трав и цветов.
«Мир вокруг»
Представляет собой участок прямоугольной формы, покрытие — газон.
— Наполнение: природные объекты-деревья, кустарники, стенка для метания мячей различного диаметра «Яблочко». Так же есть дополнительное оборудование — мостик, фонтанчик.
— Назначение: развитие пространственной и зрительно-моторной координации, навыка глазомера, ориентировка на себе и в окружающем пространстве.
Результат. Перспективы
Создана благоприятная полисенсорная среда и условия для обогащения сенсорного опыта у детей с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам диагностики у 150 детей (участников проекта) с нарушениями зрения наблюдается значительная динамика в развитии.
Рис. 1. Психолого-педагогическая диагностика (февраль 2022)
Рис. 2. Психолого-педагогическая диагностика (сентябрь 2022)
В перспективе специалисты нашей организации продолжат деятельность в этом направлении. Результаты, полученные при реализации проекта, будут обобщены, проанализированы и методические рекомендации будут скорректированы учетом полученных данных.
Планируется расширение площадки и спектра коррекционно- развивающих занятий на ней.
Литература:
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; пер. с англ. Юлии Даре. — Москва: Теревинф, 2009. — 272 с. — ISBN 978–5–901599–90–0
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с. — (Серия «Мир психологии»). — ISBN 5–04–004708–8.
- Дружинина, Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, Л. И. Плаксина. — Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 255 с. — ISBN 978–5–907117–48–5.
- Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. — Москва: Полиграф сервис, 2000. — 250 с. — ISBN 5–86348–046–0. — Текст: непосредственный.

