В современном мире для молодого подрастающего поколения утрачивается ценность труда. Признаком процветающего человека молодое поколение считает наличие денег, а осознание того, что деньги должны зарабатываться, ими не осмысливается. Так как наши современники это герои фильмов, сериалов, ток-шоу, фантомы интернета, где лидерами и кумирами времени становятся люди со сверхдостатком.
Насущная задача современной системы образования это целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Проведение профориентационной работы с дошкольниками является одним из эффективных решений. Дошкольная организация выступает первой важной ступенью знакомства ребят с профессиями, что помогает расширять знания об окружающем мире, формирует кругозор, а так же самый простой детский опыт, содействующий ранней профессиональной ориентации [1].
Заблаговременная подготовка дошкольника к выбору будущей профессии состоит в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор профессии в дальнейшем.
Приобретенные знания в детстве помогут детям дошкольного возраста лучше оценить свои возможности в более старшем возрасте.
Анализ работ современных учёных В. И. Логинова, М. В. Крулехт позволяет сделать вывод о том, что необходимо и важно знакомить ребенка с процессом непосредственного труда взрослых, а также рассказывать ему о создании и получении разнообразных продуктов труда [2].
В. И. Логинова создала методику формирования системных знаний о труде взрослых. Основой её программы стало понятие о труде и структуре трудового процесса. В свою очередь М. В. Крулехт отмечала, что формирование системных знаний о труде взрослых подразумевает формирование у детей знаний о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов и суммарных знаний о построении трудового процесса в целом [1].
На современном этапе развития общества к системе дошкольного образования предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных, инновационных образовательных технологий. Данные технологии определяют новые средства, формы, методы работы, с детьми дошкольного возраста применяемые в практике.
К разряду современных образовательных технологий относятся:
— игровая технология;
— технология проектной деятельности;
— технология исследовательской деятельности;
— технология «ТРИЗ»;
— информационно-коммуникационные технологии;
— технология музейной педагогики;
— технология интегрированного обучения и др.
Игровые технологии — это основа всего дошкольного образования. Так как характеризуется высоким уровнем мотивации и заключается естественной потребностью дошкольника. Педагогам важно помнить: дошкольнику мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Играя, дети дошкольного возраста начинают отображать суть деятельности представителей различных профессий (строителя, врача, парикмахера, продавца и т. д.) Существует много разнообразных видов детских игр. Сюжетно-ролевая игра является одним из основных видов детской игры, которая позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда [3].
|
|
|
|
МДОУ д/с № 37. Сюжетно-ролевая игра «Больница» |
МДОУ д/с № 37. Сюжетно-ролевая игра «Пекарня» |
При ознакомлении дошкольников с профессиями педагоги часто используют и дидактические игры, которые являются средством всестороннего развития ребенка и способствуют лучшему усвоению, закреплению знаний, умений и развитию умственных способностей.
Дидактические игры «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» пополняют и расширяют знания о людях разных профессий. Театрализованная игра — игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. При этом дошкольники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужна именно эта одежда. Ребятам-дошколятам очень нравятся настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где перед ними стоит самая простая задача — отыскать из множества картинок ту, на которой изображён предмет необходимый человеку определённой профессии. Несравненно функциональны формы работы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии , которые обеспечивают наибольшую чёткость представлений [4].
МДОУ д/с № 37. Экскурсия по детскому саду
Особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности дошкольников — технология проектирования. Метод в процессе, которого дошколята познают окружающий мир и переносят полученные знания в настоящую жизнь. Проектирование позволит ребятам увеличить самостоятельную активность, овладевать понятиями определенных профессий, развить творческое мышление. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.
В настоящее время широко используются нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста. Виртуальная экскурсия, которая обладает рядом преимуществ это доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Дошкольник познает загадочный мир взрослых через экран монитора [5].
МДОУ д/с № 37. Виртуальная экскурсия в музей школы № 18
Всестороннему развитию личности при ознакомлении дошкольников с профессиями содействует предметно-развивающая среда. Педагог должен помнить, что необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы эти моменты стали увлекательной деятельностью для дошколят. Что значит создание условий? А это значит, что для детей предоставлено специально организованное пространство, материалы, оборудование и инвентарь для успешного развития детей дошкольного возраста. В группах оформляются специальные Центры, которые дают возможность детям познакомиться с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. Грамотно организованная предметно-развивающая среда дает возможность:
— выявить интересы и склонности воспитанников;
— углубить практические знания воспитанников;
— развивать интерес и умение осуществлять действия [6].
Во время образовательной деятельности педагогу необходимо использовать различные средства, методы и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность дошкольников. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста. В данной статье хочется уделить особенное внимание современным малоиспользуемым педагогами формам работы с детьми дошкольниками по ранней профориентации. Такими как:
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- виртуальные экскурсии; творческое моделирование и проектирование;
- разработка и составление алгоритмов; организация детских мастерских
- музейная педагогика (создание мини музеев).
Квест — это занимательная групповая игра, с конкретным сюжетом. В процессе квеста игроки приобретают знания, которые необходимы для осознанного выбора профессии. А также окунаются в специально созданные условия, которые содействуют раскрытию навыков ребенка, проявлению творческой инициативы, формировании многофункционального способа решения жизненных проблем.
Информационно-коммуникационные технологии (презентации, обучающее видео и т. д.) и их использование существенно расширяет возможности представления дошкольниками образовательной информации. А также позволяет увеличить скорость передачи информации детям и повышает уровень ее понимания. В том числе одновременно способствует развитию важных качеств, таких как образное мышление и воображение.
Игровая технология, педагогическая технология организации режиссерских игр детей, педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр используются педагогами для развития игровых умений с созданием полифункционального игрового материала, с использованием сказочных сюжетов и тесно связана с социальной действительностью. При реализации технологий происходит многоэтапное обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отражать в игре. К игровым технологиям относится и технология имитационного моделирования, для которой характерно моделирование жизненных затруднений детей дошкольного возраста и поиск путей их решения.
Информационно-коммуникационные технологии предъявляют качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования и предполагают широкое использование интерактивного оборудования (ноутбук, компьютер, интерактивная доска и т. д.) [7].
Технология исследовательской деятельности позволяет сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления. Умственные способности детей не ограничены «большим опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что делает возможным дошкольникам изобретать, замечать то, что взрослые могут пропустить. Технология ТРИЗ, которая адаптирована к применению в дошкольных учреждения, является универсальным инструментарием использования на всех занятиях дошколят. ТРИЗ позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ не последнее место занимает проектная деятельность, которая носит характер сотрудничества детей, родителей и педагогов ДОУ. Родители могут выступать в роли источника информации, действительной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Для того чтобы ребенок сознательно сделал выбор во взрослой жизни, ему нужно показать разнообразие профессий. И начать знакомство с профессий лучше с семейного окружения (с профессий родителей, бабушек, дедушек) чей труд дошкольники наблюдают изо дня в день. Семейный опыт полученный ребенком поможет ему понять значимость той или иной профессии, какой вклад в общество несет труд того или иного человека [8].
Ещё одной из интересных форм работы с детьми по ознакомлению с профессиями является музейная педагогика.
Исследования ученых показали, что у детей дошкольного возраста, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами. Конечно же, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но можно создавать «мини-музеи», которые помогут формированию представлений у дошкольников о различных видах профессий, воспитанию ценностного отношения к людям разных профессий, формированию представлений о социальной значимости труда.
Используя современные технологии педагогам необходимо помнить, что процесс ранней профориентации может быть показан дошкольникам только как средство адаптации ребенка к многообразию мира профессий. Передача профориентационного опыта является первой ступенью в единой непрерывной системе образования [4].
Следовательно, формирование ранней профориентационной работы у дошкольников как первоначального этапа в системе раннего профессионального личностного определения обязана, с нашей точки зрения, носить системно-деятельностный характер и полагаться на принцип возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Только тогда профориентационная работа будет содействовать формированию благоприятного отношения детей-дошколят к миру профессий взрослых, послужит стимулом для развития в будущем профессиональных интересов, уважения к труду и его результатам, обогащению социального опыта, активизации познавательных и творческих способностей. Таким образом, ранняя профориентация в дошкольном образовании судя по всему необходима и сводится она, главным образом к ознакомлению с профессиями, формированию целостного отношения к миру труда и профессий, приобщении к трудовой деятельности, а не в раннем выборе профессии ребенком дошкольного возраста.
Литература:
- Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011.
- «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2017.
- .Иванова Н. В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н. В. Иванова, М. А. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 3.
- Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. — 2017.
- Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Крулехт М. В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста / Под ред. Т. И. Бабаевой. Л., 1987.

