Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста

Спецвыпуск
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена современным педагогическим технологиям работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Авторами отмечены основные элементы современных технологий, ключевые характеристики технологий, направленных на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено направлению практического применения технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Библиографическое описание
Лапина, Т. М. Современные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста / Т. М. Лапина, М. Н. Ольшанская, А. Е. Охременко, Р. А. Родионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10608.


В современном мире для молодого подрастающего поколения утрачивается ценность труда. Признаком процветающего человека молодое поколение считает наличие денег, а осознание того, что деньги должны зарабатываться, ими не осмысливается. Так как наши современники это герои фильмов, сериалов, ток-шоу, фантомы интернета, где лидерами и кумирами времени становятся люди со сверхдостатком.

Насущная задача современной системы образования это целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Проведение профориентационной работы с дошкольниками является одним из эффективных решений. Дошкольная организация выступает первой важной ступенью знакомства ребят с профессиями, что помогает расширять знания об окружающем мире, формирует кругозор, а так же самый простой детский опыт, содействующий ранней профессиональной ориентации [1].

Заблаговременная подготовка дошкольника к выбору будущей профессии состоит в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор профессии в дальнейшем.

Приобретенные знания в детстве помогут детям дошкольного возраста лучше оценить свои возможности в более старшем возрасте.

Анализ работ современных учёных В. И. Логинова, М. В. Крулехт позволяет сделать вывод о том, что необходимо и важно знакомить ребенка с процессом непосредственного труда взрослых, а также рассказывать ему о создании и получении разнообразных продуктов труда [2].

В. И. Логинова создала методику формирования системных знаний о труде взрослых. Основой её программы стало понятие о труде и структуре трудового процесса. В свою очередь М. В. Крулехт отмечала, что формирование системных знаний о труде взрослых подразумевает формирование у детей знаний о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов и суммарных знаний о построении трудового процесса в целом [1].

На современном этапе развития общества к системе дошкольного образования предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных, инновационных образовательных технологий. Данные технологии определяют новые средства, формы, методы работы, с детьми дошкольного возраста применяемые в практике.

К разряду современных образовательных технологий относятся:

— игровая технология;

— технология проектной деятельности;

— технология исследовательской деятельности;

— технология «ТРИЗ»;

— информационно-коммуникационные технологии;

— технология музейной педагогики;

— технология интегрированного обучения и др.

Игровые технологии — это основа всего дошкольного образования. Так как характеризуется высоким уровнем мотивации и заключается естественной потребностью дошкольника. Педагогам важно помнить: дошкольнику мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Играя, дети дошкольного возраста начинают отображать суть деятельности представителей различных профессий (строителя, врача, парикмахера, продавца и т. д.) Существует много разнообразных видов детских игр. Сюжетно-ролевая игра является одним из основных видов детской игры, которая позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда [3].

МДОУ д/с № 37. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

МДОУ д/с № 37. Сюжетно-ролевая игра «Пекарня»

При ознакомлении дошкольников с профессиями педагоги часто используют и дидактические игры, которые являются средством всестороннего развития ребенка и способствуют лучшему усвоению, закреплению знаний, умений и развитию умственных способностей.

Дидактические игры «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» пополняют и расширяют знания о людях разных профессий. Театрализованная игра — игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. При этом дошкольники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужна именно эта одежда. Ребятам-дошколятам очень нравятся настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где перед ними стоит самая простая задача — отыскать из множества картинок ту, на которой изображён предмет необходимый человеку определённой профессии. Несравненно функциональны формы работы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии , которые обеспечивают наибольшую чёткость представлений [4].

МДОУ д/с № 37. Экскурсия по детскому саду

Особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности дошкольников — технология проектирования. Метод в процессе, которого дошколята познают окружающий мир и переносят полученные знания в настоящую жизнь. Проектирование позволит ребятам увеличить самостоятельную активность, овладевать понятиями определенных профессий, развить творческое мышление. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.

В настоящее время широко используются нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста. Виртуальная экскурсия, которая обладает рядом преимуществ это доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Дошкольник познает загадочный мир взрослых через экран монитора [5].

МДОУ д/с № 37. Виртуальная экскурсия в музей школы № 18

Всестороннему развитию личности при ознакомлении дошкольников с профессиями содействует предметно-развивающая среда. Педагог должен помнить, что необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы эти моменты стали увлекательной деятельностью для дошколят. Что значит создание условий? А это значит, что для детей предоставлено специально организованное пространство, материалы, оборудование и инвентарь для успешного развития детей дошкольного возраста. В группах оформляются специальные Центры, которые дают возможность детям познакомиться с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. Грамотно организованная предметно-развивающая среда дает возможность:

— выявить интересы и склонности воспитанников;

— углубить практические знания воспитанников;

— развивать интерес и умение осуществлять действия [6].

Во время образовательной деятельности педагогу необходимо использовать различные средства, методы и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность дошкольников. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста. В данной статье хочется уделить особенное внимание современным малоиспользуемым педагогами формам работы с детьми дошкольниками по ранней профориентации. Такими как:

  1. просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
  2. виртуальные экскурсии; творческое моделирование и проектирование;
  3. разработка и составление алгоритмов; организация детских мастерских
  4. музейная педагогика (создание мини музеев).

Квест — это занимательная групповая игра, с конкретным сюжетом. В процессе квеста игроки приобретают знания, которые необходимы для осознанного выбора профессии. А также окунаются в специально созданные условия, которые содействуют раскрытию навыков ребенка, проявлению творческой инициативы, формировании многофункционального способа решения жизненных проблем.

Информационно-коммуникационные технологии (презентации, обучающее видео и т. д.) и их использование существенно расширяет возможности представления дошкольниками образовательной информации. А также позволяет увеличить скорость передачи информации детям и повышает уровень ее понимания. В том числе одновременно способствует развитию важных качеств, таких как образное мышление и воображение.

Игровая технология, педагогическая технология организации режиссерских игр детей, педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр используются педагогами для развития игровых умений с созданием полифункционального игрового материала, с использованием сказочных сюжетов и тесно связана с социальной действительностью. При реализации технологий происходит многоэтапное обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отражать в игре. К игровым технологиям относится и технология имитационного моделирования, для которой характерно моделирование жизненных затруднений детей дошкольного возраста и поиск путей их решения.

Информационно-коммуникационные технологии предъявляют качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования и предполагают широкое использование интерактивного оборудования (ноутбук, компьютер, интерактивная доска и т. д.) [7].

Технология исследовательской деятельности позволяет сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления. Умственные способности детей не ограничены «большим опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что делает возможным дошкольникам изобретать, замечать то, что взрослые могут пропустить. Технология ТРИЗ, которая адаптирована к применению в дошкольных учреждения, является универсальным инструментарием использования на всех занятиях дошколят. ТРИЗ позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ не последнее место занимает проектная деятельность, которая носит характер сотрудничества детей, родителей и педагогов ДОУ. Родители могут выступать в роли источника информации, действительной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Для того чтобы ребенок сознательно сделал выбор во взрослой жизни, ему нужно показать разнообразие профессий. И начать знакомство с профессий лучше с семейного окружения (с профессий родителей, бабушек, дедушек) чей труд дошкольники наблюдают изо дня в день. Семейный опыт полученный ребенком поможет ему понять значимость той или иной профессии, какой вклад в общество несет труд того или иного человека [8].

Ещё одной из интересных форм работы с детьми по ознакомлению с профессиями является музейная педагогика.

Исследования ученых показали, что у детей дошкольного возраста, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами. Конечно же, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но можно создавать «мини-музеи», которые помогут формированию представлений у дошкольников о различных видах профессий, воспитанию ценностного отношения к людям разных профессий, формированию представлений о социальной значимости труда.

Используя современные технологии педагогам необходимо помнить, что процесс ранней профориентации может быть показан дошкольникам только как средство адаптации ребенка к многообразию мира профессий. Передача профориентационного опыта является первой ступенью в единой непрерывной системе образования [4].

Следовательно, формирование ранней профориентационной работы у дошкольников как первоначального этапа в системе раннего профессионального личностного определения обязана, с нашей точки зрения, носить системно-деятельностный характер и полагаться на принцип возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Только тогда профориентационная работа будет содействовать формированию благоприятного отношения детей-дошколят к миру профессий взрослых, послужит стимулом для развития в будущем профессиональных интересов, уважения к труду и его результатам, обогащению социального опыта, активизации познавательных и творческих способностей. Таким образом, ранняя профориентация в дошкольном образовании судя по всему необходима и сводится она, главным образом к ознакомлению с профессиями, формированию целостного отношения к миру труда и профессий, приобщении к трудовой деятельности, а не в раннем выборе профессии ребенком дошкольного возраста.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011.
  2. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2017.
  4. .Иванова Н. В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н. В. Иванова, М. А. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 3.
  5. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. — 2017.
  6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005.
  7. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  8. Крулехт М. В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста / Под ред. Т. И. Бабаевой. Л., 1987.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный