Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста: методические подходы и педагогическое сопровождение

Вопросы воспитания
27.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются теоретико-методологические основы экологического воспитания дошкольников, предлагаются эффективные методы и приемы педагогического сопровождения процесса развития экологически грамотного поведения. Особое внимание уделяется роли семьи и образовательной среды в формировании устойчивого интереса к природе и бережному отношению к окружающей среде.
Библиографическое описание
Пидиксеева, Д. И. Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста: методические подходы и педагогическое сопровождение / Д. И. Пидиксеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10584.


Формирование основ экологической безопасности детей старшего дошкольного возраста представляет особую актуальность в наше время. С учетом быстрого развития технологий, изменения климата и угроз, связанных с загрязнением окружающей среды, необходимо обратить особое внимание на воспитание детей в духе заботы о природе и активного участия в сохранении экологического равновесия. В связи с этим, например, семьи наших воспитанников приняли участие в конкурсе творческих работ «Сохраним нашу планету!!!», где были представлены рисунки и поделки из подручных материалов.

Воспитание детей в экологическом духе начинается уже в среднем дошкольном возрасте, однако, в старшем дошкольном периоде, когда дети становятся более активными и самостоятельными, возможности для формирования экологической безопасности значительно возрастают. Именно в этот период дети приобретают первичные знания о мире природы, его составляющих и взаимодействии с ними.

Одним из ключевых аспектов в формировании экологической безопасности детей является развитие их экологического мышления. Дети учатся понимать, что каждый их поступок может влиять на окружающую среду, и способны принимать ответственные решения, основываясь на знаниях об экологических проблемах. Игры и различные практические занятия, направленные на изучение природы и ее сохранение, активно способствуют развитию экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Важным компонентом формирования экологической безопасности детей является также развитие их навыков эко-поведения. Дети учатся правильно относиться к природе, соблюдать элементарные правила экологической безопасности, бережно относиться к растениям и животным.

Они осознают необходимость сохранения чистого воздуха, воды и почвы, а также правильного использования ресурсов природы. Дети учатся не только теоретическим знаниям об экологии, но и активно применять их на практике.

Важно отметить, что формирование экологической безопасности детей не ограничивается только занятиями. Среди методов формирования экологической безопасности детей старшего дошкольного возраста можно выделить беседу, игры, чтение художественной литературы, труд в природе, участие в экологических акциях.

Ребенку необходимо регулярно объяснять и демонстрировать, какие действия способствуют сохранению окружающей среды, какие животные и растения нуждаются в нашей помощи. Важно показать причинно-следственные связи между экологическими проблемами, такими как загрязнение воздуха или опустынивание, и нашими собственными действиями.

Необходимо также поощрение экологически ответственного поведения. Воспитатели и родители могут поощрять детей за экологические достижения, например, за сортировку мусора или экономное использование ресурсов. Это поможет формировать положительные привычки и убеждения, которые будут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни.

Важным является организация практических занятий и мероприятий. Знания и теоретическая осведомленность важны, но недостаточны для формирования понимания и ответственности перед природой и окружающей средой. Практические занятия, такие как посадка деревьев, обустройство участка или уборка территории помогут ребенку увидеть свои действия на практике и понять, как они влияют на окружающую среду.

Важно шире использовать детскую литературу и игры. Через книги и игры дети могут узнать больше о природе, животных и способах защиты окружающей среды. Игры могут быть интерактивными и веселыми, чтобы заинтересовать детей и помочь им легче запомнить информацию.

Хорошим средством экологического воспитания детей являются экологические праздники и досуги, которые могут быть посвящены временам года, урожаю, Дню Леса, Дню реки, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, которые посвящены воде и солнцу, цветам, необходимости ведения здорового образа жизни.

Познавательное направление может быть различного содержания. Например, виртуальный поход в лес, посредством применения ИКТ-технологий, предполагает такую цель, как ознакомление детей с сообществом растений: дошкольникам демонстрируются ведущие в составе леса деревья, кустарники. Также важно познакомить детей и с лесными животными, различными следами их деятельности: передвижения, кормовой деятельности, а также связанные с устройством убежища.

Большое значение играет чтение детям экологических сказок, чтение художественной литературы на экологическую тему (В. Бианки, М. Пришвина и др.), сочинение детьми и их родителями экологических сказок о растениях и животных, игры-драматизации на основе экологических сказок, продуктивная деятельность, экологические праздники и развлечения, труд детей в природе.

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В опытах и экспериментах уточняются знания детей о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Так, в детском саду проводятся «научные дни», которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ведущее значение среди различных мероприятий имеют природоохранные акции с участием детей и родителей. Например, акция «За раздельный сбор отходов», «Добрые крышечки», «Сдай батарейку — спаси жизнь ежику», «Посади дерево» и другие.

Экологические акции — это специально-организованные мероприятия, которые направлены на достижение важной цели: сохранение окружающей среды. Процесс их проведения имеет большую значимость: дошкольники получают множество природоведческих знаний, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. В проведение акций большую помощь оказывают родители воспитанников. Совсем недавно мы всем нашим дружным детским садом проводили экологическую акцию: смастерили кормушки и развесили их на территории детского сада. Ежегодно детский сад участвует во Всероссийской акции по сбору макулатуры «Бум Батл».

В целом, формирование экологической безопасности детей старшего дошкольного возраста является долгосрочным процессом. Однако, благодаря применению указанных методов, мы можем воспитать новое поколение, которое будет бережно относиться к окружающей среде и стремиться к ее сохранению для будущих поколений.

Кроме того, необходимо активное взаимодействие с родителями и привлечение детей к практическим экологическим мероприятиям. Родители могут стать примером для своих детей в экологическом поведении, а также организовывать экскурсии и участие детей в различных экологических проектах. Важно создать условия для практического применения полученных знаний и навыков детьми за пределами детского сада.

Таким образом, формирование основ экологической безопасности детей старшего дошкольного возраста имеет особое значение в современном мире. Воспитание детей в экологическом духе, развитие экологического мышления и навыков эко-поведения позволят растущему поколению стать ответственными и заботливыми сохранителями нашей планеты.

Литература:

1. Бодракова Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. — 2019. — № 2. — С. 21–23.

2. Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / И. Веревкин, Н. Чиженко // Детский сад от А.до Я., 2020. — № 6. — С. 101–103.

3. Кондратенко Е. А. Особенности организации работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников / Е. А. Кондратенко. // Южно-Уральские научные чтения: материалы Международной научно-практической конференции. — Уфа: Ника, 2019. — С. 24–29.– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26607017. (дата обращения: 23.03.2024).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный