В Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области художественно-эстетического развития выделен раздел «Театрализованная деятельность» [6]. Основными задачами данного раздела являются: знакомство детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и прочее); знакомство детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы и так далее); развитие интереса к сценическому искусству дошкольников посредством игр-драматизаций.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательная деятельность развивает у детей дошкольного возраста познавательную активность, общие умения и навыки, включая образную речь, что способствует зарождению у ребенка первичного образа мира [5]. Для решения поставленных задач применяются различные методы обучения и развития, в том числе и игры-драматизации.
Данный метод обучения стал активно применяться в XX веке. Игра-драматизация является одной из разновидностей театрализованной сюжетно-ролевой игры. Данный метод обучения основывается на применении готового сюжета, за ранее определяются содержание игры, творческий замысел, роли и сюжет, это и есть отличительная черта игры-драматизации от обычной сюжетно-ролевой игры.
Как отмечает М. Д. Маханева, основа игр-драматизаций является собственные действия дошкольника, исполняющий ту или иную роль, при этом он может применять разнообразные куклы или персонажи [4]. Это способствует активизации речевой и познавательной деятельности детей. При проигрывании любой роли, дошкольники используют различные средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику и др.
В детском саду применяют такие виды игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста, как: пальчиковый театр, куклы-бибабо: импровизация: инсценировка сюжета без подготовки. Основная задача игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста это формирование познавательных способностей, обогащение словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.
Для применения игр-драматизаций необходима подготовка. В начале, дошкольникам предлагаются готовые игровые ситуации с использованием игрушек и фигурок на фланелеграфе. Необходимо постоянно повторять игровые действия, многократно проговаривать слова и предложения, это позволяет перенести их в самостоятельное высказывание [3].
Затем начинаем проводить инсценировки самых простых народных сказок — «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. Но сначала необходимо убедиться, что дети поняли содержание сказок, запомнили последовательность действий в них. Научить детей рассказывать сказки по ролям, с выражением и правильной интонацией. Обязательно принимать участие в таких играх, должны все дошкольники, так как это позволяет примерить на себя различные роли, даже стеснительным и застенчивым детям. Затем подготавливаем костюмы и атрибуты для игр, они дополняют образ.
Педагог подбирает произведения, которые имеют воспитательное значение, сюжет сказок должен быть таким, чтобы дошкольникам нетрудно было усвоить его. Не надо показывать ребенку те или иные выразительные приёмы, заучивать диалоги, при повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру. Педагогу необходимо продумать организацию проведения игры, где она будет проходить на улице, на ковре или за столом. Такие игры планируются за ранее, определяются задачи, продумывается оборудование. Педагогу необходимо соблюдать общие методы руководством драматизацией — это прямые, когда взрослый показывает способы действия и косвенные, где педагог побуждает детей к самостоятельному действию [7].
Очень важно постепенно расширять игровой опыт за счет освоения разнообразия игр-драматизаций. Необходимо последовательно усложнять игровые задания и драматизации с детьми. С младшими дошкольниками проводят игра-имитации отдельных действий животных, птиц, человека, и имитации основных эмоций человека. Игра-имитация — это цепочки последовательных действий, которые сопровождаются показом основных эмоций героя. Такие образы встречаются в знакомых детям сказках, например, храбрый петушок, шагает по дорожке, трусливый заяц прячется под кустом и т. д.
Так же с младшими дошкольниками целесообразно проводить музыкальные игры-импровизации «Хоровод осенних листьев», «Дождик капает по дорожке». Игры-импровизации в соответствии с текстами коротких сказок или стихов, (К. Ушинский «Петушок с семьей»; Н. Павлова «На машине»; Е. Чарушин «Утка с утятами»). Однотемные игры-драматизации, в которых участвуют несколько персонажей по таким сказкам как «Теремок», «Репка» и авторским сказкам (В утеев «Под грибом», К. Чуковский «Доктор Айболит») [2].
Анализ методической литературы позволил определить основные методы работы по организации игр — драматизаций: метод творческой беседы, который позволяет ввести дошкольников в художественный образ через постановку вопросов, ведения диалога; метод ассоциаций, позволяет пробуждать воображение и развивать мышление детей с помощью ассоциативного ряда и затем на основе ассоциативных сравнений создавать новые образы; метод моделирования ситуаций, позволяет создавать совместно с дошкольниками сюжетов-моделей или ситуаций-моделей.
Таким образом, педагогическая деятельность по организации игр — драматизаций для детей младшего дошкольного возраста делится на три этапа: художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; освоение специальных навыков и умений театральной деятельности; непосредственно самостоятельная театральная деятельность.
Перечисленные выше игровые методы и приемы руководства способствуют созданию насыщенных и разнообразных сценариев игр-драматизаций, благодаря которым дошкольники осваивают новый опыт и учатся взаимодействовать между собой. Поэтому игра-драматизация является важным средством развития речи и формирования познавательных способностей младших дошкольников. Данный вид театральной деятельности помогает детям непринужденно запоминать различные тексты, осмысливать течение событий, передавать образы героев сказок, искренне выражать свои чувства и эмоции, используя в игре-драматизации выразительные средства и интонации.
В процессе работы над ролями у младших дошкольников активизируется словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что применение игр-драматизаций в образовательной деятельности с младшими дошкольниками, благотворно влияет на развитие речевых и познавательных способностей детей. Данное средство обучения эффективно влияет на всесторонне развитие личности ребенка, помогает решать разнообразные педагогические задачи в обучении и воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. — № 4. — С. 34–38.
2. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4–6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Просвещение. — 2005. — 225 с.
3. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду //Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 31–34.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 188 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001.

