Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках взаимодействия учителя-дефектолога, педагога психолога и воспитателя
Авторы: Чеснокова Елена Владимировна, Кокорева Мария Викторовна, Семкичева Надежда Константиновна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 02.12.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Чеснокова, Е. В. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках взаимодействия учителя-дефектолога, педагога психолога и воспитателя / Е. В. Чеснокова, М. В. Кокорева, Н. К. Семкичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9643/ (дата обращения: 19.12.2024).
Препринт статьи
Статья посвящена проблеме использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в рамках взаимодействия учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя. Рассмотрены эффективные приёмы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), задержка психического развития (ЗПР), дошкольники, дошкольный возраст, глазодвигательные упражнения, балансир Бильгоу, дыхательная гимнастика.
Действующий в настоящее время закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепил равный доступ к образованию для всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Термин «дети с ОВЗ» — не толерантный синоним к понятию «дети-инвалиды»; это самостоятельная категория детей, которые не получили группы инвалидности, но имеют некоторые зафиксированные функций организма. Так, к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с задержкой психического развития (ЗПР).
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что при ЗПР происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и отмечается задержка физического развития ребёнка. У такой категории дошкольников наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики, характерна общая скованность и замедленность выполнения движений; нередко отмечается гипер- или гиподинамия, мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса. Данные особенности детей с ЗПР говорят о необходимости индивидуального подхода к процессу организации коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Эффективным инструментом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР являются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей образовательный процесс.
Цель здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с задержкой психического развития в дошкольных образовательных учреждениях заключается в создании благоприятной среды, способствующей физическому, психическому и эмоциональному развитию этих детей.
Успешное достижение данной цели возможно, только при условии создания гармоничного образовательного пространства, в котором специалисты и педагоги в результате взаимодействия смогут вносить свой вклад в развитие детей.
Уникальным подходом в рамках взаимодействия специалистов и педагогов дошкольной организации в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР является использование педагогом-психологом глазодвигательных упражнений. Данные упражнения применяются в практике педагога-психолога при индивидуальной работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
Глазодвигательные упражнения проводятся педагогом-психологом в игровой форме, тем самым, создается позитивный эмоциональный фон и повышается мотивация ребенка к предстоящей деятельности. Длительность одного упражнения не должна превышать 3–5 минут. При подборе глазодвигательных упражнений учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребёнка. Дети во время проведения упражнений не должны уставать. Для глазодвигательных упражнений можно используются мелкие предметы, различные зрительные тренажёры, стихи, потешки и т. д.
Использование глазодвигательных упражнений оказывает положительное влияние на развитие межполушарного взаимодействия (однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, глаз и рук) расширение зрительного поля, улучшение восприятия, внимания, повышение нейродинамики организма.
Еще одним уникальным подходом в рамках взаимодействия специалистов и педагогов дошкольной организации в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР является использование учителем-дефектологом на индивидуальных занятиях доски Бильгоу.
Доска Бильгоу — это неустойчивая доска-балансир на двух полукруглых полозьях. На верхнюю сторону нанесена противоскользящая цветная сетка, соответствующая методике Бильгоу. Полозья поворачиваются согласно разметке на другой стороне доски.
Учитель-дефектолог проводит занятия с детьми курсами по 10 занятий без перерыва. Периодичность занятий: 2–3 раза в неделю по 15–20 минут. Занятия по с использованием доски Бильгоу проходят, непосредственно стоя на ней. Если ребенок не может удержать равновесие, значит следует это осваивать до тех пор, пока для него это не станет доступным.
Таким образом, использование доски Бильгоу побуждает детей искать равновесие, тем самым стимулирует работу мозжечка и усиливает межполушарное взаимодействие — это благотворно влияет на развитие интеллекта, освоение навыков устной и письменной речи, улучшение координации движений и пространственной ориентации.
Еще одним уникальным подходом в рамках взаимодействия специалистов и педагогов дошкольной организации в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР является использование воспитателем дыхательной гимнастики.
«Дыхание — это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды — несколько дней, то без воздуха — всего несколько минут.
От того, как мы дышим, напрямую зависит наше не только физическое, но и психическое здоровье. Основная функция органов дыхания — обеспечение газообмена между воздухом и кровью. Кроме того, органы дыхания участвуют в речеобразовании, определении запаха, выработке некоторых гормонов, в обмене веществ, в поддержании иммунитета организма. Правильная организация дыхательной гимнастики играет ключевую роль в работе воспитателя с детьми с задержкой психического развития. Она не только способствуют развитию дыхательной функции, но и помогают улучшить эмоциональное состояние, снимают напряжение и способствуют формированию практических умений. Важно помнить, что такие упражнения следует проводить в игровой форме, чтобы удержать интерес детей и создать приятную атмосферу индивидуальных занятий.
Таким образом, подводя итог всего вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях играют ключевую роль в формировании гармоничного и безопасного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с задержкой психического развития. Эти технологии включают в себя не только физическую безопасность, но и создание условий для эмоционального и психического благополучия.
Использование различных методов здоровьесберегающих технологий в рамках взаимодействия специалистов и педагогов дошкольной организации в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития позволяет значительно повысить ее эффективность.
Литература:
- Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 143 с.
- Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для педагогических вузов. — М.: Академия, 2007.-271с.
- Еромыгина М. В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 3. — С. 46–49.
- Иванец, Е. С. Дышим интересно: интеграция дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой с ритмической гимнастикой для ДОУ / Е. С. Иванец // Здоровье дошкольника. — 2014. — № 2. — С. 38–43.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 167 с.
- Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 143 с.