Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инновационные и классические технологии развития высших психических функций у обучающихся с ЗПР в деятельности учителя-дефектолога в ДОУ

Педагогика
24.01.2025
49
Поделиться
Библиографическое описание
Кажукова, Е. А. Инновационные и классические технологии развития высших психических функций у обучающихся с ЗПР в деятельности учителя-дефектолога в ДОУ / Е. А. Кажукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122027/.


Под высшими психическими функциями подразумеваются произвольное внимание, активное запоминание, мышление, речь. В настоящее время все больше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций. Под развитием познавательной деятельности следует понимать качественные изменения личности. Развитие мышления не является самоцелью. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок умел делать это, а для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем его мире, организовывать свою жизнь, становиться все более самостоятельным.

Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ для учителя — дефектолога всегда актуален, так как ему необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.

В работе с детьми с задержкой психического развития можно использовать различные образовательные технологии, такие как:

— игровые технологии (дидактические, воспитывающие и развивающие игры);

— пескография (рисование песком на световых столах);

— ИКТ технологии (видео физ. минутки, звуковые материалы, презентации, компьютерные развивающие игры);

— здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, нейротренажеры).

Игровые технологии занимают ведущее место в работе с детьми с ЗПР.

В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что ему кажется очень трудным и неинтересным. Одним из первых об этом сказал В. А. Сухомлинский: «…Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребенка…» [5, с. 35–36]

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Понятие «Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр:

а) Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Например: «Времена года», «Математический планшет», «Профессии», «Кто что ест», «Домашние животные», «Шнуровка» и т. д.

б) Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воспитание сотрудничества, общительности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок. Например: «Вежливые слова» (развитие уважения в общении, привычка использовать вежливые слова), «Игра –ситуация» (разыгрываются различные ситуации, например: — два мальчика поссорились — помири их; — ты очень обидел своего друга — попробуй попросить у него прощения, помириться с ним)

в) Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и т. д. Например: «Что пропало?», «Паззлы», «Найди различия», «Мемори» и т. д.

Очень остро стоит проблема сенсорного развития детей. Сенсорное развитие — это развитие восприятия детей и формирование их представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме, положении в пространстве ит. д.

Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: у детей отсутствует этап обдумывания, они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом [8].

Для сенсорного развития детей, наряду с традиционными формами (различные дидактические игры) эффективно использовать рисование песком на световом столе. Рисование при помощи песка — песочная анимация.

Это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир.

Пескография появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства — рисованию песком.

Рисование песком для детей — замечательный способ эмоциональной терапии и средство развития воображения, расширения творческих навыков. Для ребенка возиться с сыпучим материалом — большое удовольствие.

Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми.

Песочная анимация как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.

Применение ИКТ технологий с детьми с ОВЗ позволяет строить процесс обучения на основе зрительного (презентации, видеоролики на лексические темы «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Явления природы» и т. д.) и слухового (звуковые материалы «Голоса животных», «Музыкальные инструменты» и т. д.) восприятия.

Использование развивающих компьютерных игр также имеет место быть на дефектологических занятиях. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Работа с детьми с ОВЗ обязывает педагога использовать здоровьесберегающие технологии:

— пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и стимуляции речи, развития внимания, пространственного восприятия, ориентировки в собственном теле;

— гимнастика для глаз- снимает напряжение глазных мышц;

— артикуляционная гимнастика — подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звука;

— нейротренажеры — развитие межполушарного взаимодействия, мозжечковая стимуляция.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, восприятие.

Функции между полушариями головного мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Развитие интегрированного межполушарного взаимодействия достигается с помощью выполнения кинезиологических упражнений, а также работой на нейротренажерах — межполушарных лабиринтах.

В коррекционной работе очень эффективны игровые упражнения с использованием балансиров — полусфер и балансировочной доски «Бильгоу», так как мозжечковая стимуляция — это современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии.

Комплексное использование различных педагогических технологий на коррекционно-развивающих занятиях позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с детьми с ЗПР.

Литература:

  1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010. — 74 с.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. -50 с.
  3. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учеб.пособие для вузов/-СПБ.:Питер, 2012. — 288 с.
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям–– Киев: Радянська школа, 1974 г. — 288 с.
  6. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: Метод замещающего онтогенеза: учеб.пособие / 6-е изд. — М.: Генезис, 2013. — 474 с.
  7. Гимнастика мозга (Гимнастика ума). [Электронный ресурс]:Спб Содействие центр практической психологии. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/
  8. Лямина, Е. Ю. Сенсорное развитие детей с ЗПР / Е. Ю. Лямина. — Текст : электронный // Вестник педагога : [сайт]. — URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=4303
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 236-238):
Часть 4 (стр. 207-279)
Расположение в файле:
стр. 207стр. 236-238стр. 279

Молодой учёный