Развитие музыкально-сенсорных способностей у дошкольников в совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя
Авторы: Кувшинова Светлана Владимировна, Китаева Елена Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 13.06.2024
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Кувшинова, С. В. Развитие музыкально-сенсорных способностей у дошкольников в совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя / С. В. Кувшинова, Е. В. Китаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9304/ (дата обращения: 21.11.2024).
Описаны способы развития музыкально-сенсорных способностей у дошкольников и практика коллаборации музыкального руководителя и воспитателя детского сада в этом направлении. Предложена система развития музыкально-сенсорных способностей у дошкольников, прошедшая апробацию.
Ключевые слова: дошкольники, музыка, сенсорное развитие, детский сад, педагогика.
Введение. Актуальность исследования обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Целевые ориентиры рассматриваются в данном случае, как создание условий для формирования ценностно-смыслового восприятия музыки и развитие представлений о видах искусства через музыкальное воспитание; восприятие фольклора, музыки, осуществление самостоятельного музыкального творчества детей.
Раннее проявление музыкальных способностей у детей требует индивидуального подхода для развития музыкально-сенсорных способностей.
Воспитатель в группе, проводя образовательную деятельность, первым определяет специальные и общие способности детей.
Коллаборация педагогов дошкольного образовательного открывает большие возможности для качественного образования детей, так как сенсорно-музыкальные способности являются сквозным, интегральным элементом развивающей работы в ходе решения задач дошкольной педагогики.
Степень разработанности проблемы
В диссертационном исследовании Е. В. Могилина выдвигает гипотезу о том, что музыкальные способности дошкольников вследствие специфики их содержания и структуры требуют организации специальных условий развития. Такими условиями их развития является «включение субъекта в значимую, активную и адекватную для него деятельность», обеспечивающую эмоциональное восприятие и сопереживание музыке [3].
С. Г. Корлякова и А. Г. Островерхов описывают свою точку зрения на структуру музыкальных способностей у детей. По их мнению, музыкальный слух, музыкальный ритм, способность воспринимать музыку необходимо развивать с самого раннего возраста. Авторы рассматривают музыкальное воспитание в системе музыкальной психологии, а понятие музыкально-ритмической способности в структуре музыкальных способностей [2].
А. С. Клюев определяет музыкальную педагогику как «мощнейшее средство оздоровления человека». Автор задается вопросом, каким образом эта музыкальная оздоровительная работа становится, в соответствии с целями музыкальной педагогики, средством коррекции эмоциональной сферы [1].
Многие авторы (Е. И. Замошина, Е. И. Зотова, Н. В. Карташев, А. Менегетти, В. И. Петрушина, С. В. Шушарджана, В. М. Элькина и др.) отмечают необходимость общества в качественной реализации задач музыкального воспитания и образования ребенка.
Целью настоящего исследования стала разработка системы развития музыкально-сенсорных способностей у дошкольников в детском саду в сотрудничестве воспитателя и музыкального руководителя.
Решались задачи, соответствующие цели: разработка системы в виде модели развития музыкально-сенсорных способностей у дошкольников; разработка программы; разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
В систему включены: принципы взаимоотношений музыкального руководителя, воспитателя и дошкольников; дорожная карта; способы развития музыкально-сенсорных способностей; виды образовательной деятельности и ожидаемый результат.
Рис. 1. Система развития музыкально-сенсорных способностей у дошкольников
Теоретическое обоснование реализации описанной системы в сфере музыкального воспитания и образования ребенка способствует оптимизации взаимодействия участников музыкально-педагогического процесса в детском саду. Перспективы музыкального воспитания ребенка представляются в виде системы, обусловленной особенностями музыкального образования.
В процессе образовательной деятельности использовались:
— музыкальные игры, например, «Что это за мелодия?», «Кто поет?» (мужчина, женщина или ребенок), «Какой инструмент звучит». Сопровождение соревновательных игр, подбадривающая мелодия. Детям нравятся игры, где под минор или мажор гармоничной тональности дети выполняют игровые команды (минор — кружатся, мажор — прыгают);
— ритмика, как вид практических музыкальных занятий, где музыкальные образы передаются при помощи движений и ритмических упражнений. В процессе ритмики дошкольники учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Сенсорное развитие реализуется через физические упражнения и музыкальное сопровождение;
— музыкальная гостиная ориентирована на постепенный педагогический результат, имеет эмоциональный отклик у детей, открывает новые возможности для формирования нравственного и патриотического отношения к окружающему миру. Темы музыкальных гостиных «Мы россияне», «Россия — Родина моя», «Детские композиторы России» и др.;
— музыкальные занятия соответствуют требованиям Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО);
— детские праздники и утренники также способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей у дошкольников в совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Методы воспитывающих и развивающих ситуационных задач заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка и эмоциональной сферы, в стимулировании музыкальных способностей детей.
Метод развития музыкально-сенсорных способностей направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое восприятие музыки.
Таким образом, развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, ритмике, танцам, игре на музыкальных инструментах помогает ребенку внимательно слушать и относиться к различным музыкальным звукам и их сочетаниям.
Интегрированная деятельность воспитателя и учителя музыки формируют у детей следующие способности: музыкальную ритмику, мелодический слух, самостоятельное пение детских песен, чувство ритма, музыкальную восприимчивость и музыкальную память. Кроме того, активизируется слуховое внимание и эмоциональная сфера.
Литература:
- Клюев А. С. Музыкотерапия как метод музыкальной педагогики // Искусство и образование. — 2012. — № 4 (78). — С. 106–109.
- Корлякова С. Г., Островерхов А. Г. Музыкально-ритмическая способность в структуре музыкальных способностей: ретроспективный анализ. «Мир науки, культуры, образования», 2016, № 5 (60), с. 272–273
- Могилина, Е. В. Психологические условия развития музыкальных способностей: на материале детей 5–8 лет: дисс... кандидата псих. наук: — Новосибирск, 2005. — 322 с.
Похожие статьи
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...
Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.
Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста
Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.
Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие
В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста
Рассматривается возможность развития психического познавательного процесса воображения на занятиях изобразительного искусства с детьми раннего возраста. Воображение представлено как основа наглядно-образного мышления, позволяющего ребенку ориентирова...
Похожие статьи
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...
Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.
Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста
Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.
Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие
В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста
Рассматривается возможность развития психического познавательного процесса воображения на занятиях изобразительного искусства с детьми раннего возраста. Воображение представлено как основа наглядно-образного мышления, позволяющего ребенку ориентирова...