Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.

Дата публикации: 13.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Овсянникова, Е. М. Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы» / Е. М. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9295/ (дата обращения: 18.07.2024).



Цель: Коррекция слоговой структуры и звуконаполняемости слов на лексическом материале темы «Цветы».

Задачи:

1. Коррекционно- образовательные:

— способствовать обогащению словарного запаса в рамках лексической темы «Цветы»;

— закрепить знания о звуках, буквах и слогах;

— совершенствовать умение произносить многосложные слова и слова со стечениями согласных звуков;

— закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов и умение определять количество слогов в слове;

— закрепить умение образовывать уменьшительную форму существительных;

— тренировать в словоизменении — слов в винительном падеже единственного и множественного числа;

— закрепить навык согласования существительных, прилагательных в единственном и множественном числах;

— упражнять детей в словообразовании.

2. Коррекционно- развивающие:

— развивать моторные компоненты ритма, общую моторику;

— развивать координацию речи и движения;

— развивать умение удерживать слогоритмическую структуру слов со сложной слоговой структурой;

— развивать умение употреблять сложные слова в словосочетаниях и предложениях;

— развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

3. Коррекционно- воспитательные:

— способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы;

Используемые материалы: пазл-цветок на липучках с разноцветными лепестками, изображение Дюймовочки, клавесы, ортопедические коврики, изображения цветов, канат, пазлы с изображением цветов, мяч, изображение ласточки.

Предшествующая работа:

— знакомство детей со сказкой «Дюймовочка»;

— формирование навыка слогового анализа и синтеза, умения определять количество слогов в слове;

— формирование умения произносить многосложные слова и слова со стечениями согласных;

— формирование навыка: образовывать уменьшительную форму существительного; словоизменения и словообразования;

— формирование навыка согласования существительных, прилагательных в единственном и множественном числе и т. д.

Ход занятия:

Организационный момент

Л. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень необычное приключение, чтобы его начать, вам нужно выполнить задание!

Возьмите клавесы и постучите ими столько раз, сколько звуков услышите.

Сообщение темы занятия

Л. Помогите Дюймовочке добраться до принца. За каждое выполненное задание мы будем добавлять лепесток на цветок, в котором будет жить Дюймовочка.

Дюймовочку украла жаба, надо помочь ей убежать.

Игра «Прыг-хлоп»: Прыгай по коврику и выполняй нарисованные задания проговаривай цепочку слогов.

На полу выложены коврики, дети по одному выполняют задание: прыгают на первый коврик: шагают и проговаривают слоги: чка — чке — чки; прыгают на следующий: хлопают в ладоши и проговаривают те же слоги; прыгают на третий и одновременно хлопают, топают и проговаривают слоги чка — чке — чки.

Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.

Л. Чтобы перейти к следующему заданию, нужно назвать ласково цветы.

Игра «Назови ласково»

Роза — розочка, фиалка — фиалочка, гвоздика — гвоздичка, тюльпан — тюльпанчик, астра — астрочка, ромашка — ромашечка, незабудка — незабудочка.

Л. — Дюймовочка добралась до майского жука.

Игра «4 лишний»

Слушай внимательно и назови лишний предмет, объясни, почему он лишний.

Будка — незабудка -будка -будка

Ромашка — ромашка — промашка — ромашка

Лютик — салютик — лютик — лютик

Башмак — башмак — башмак — мак.

Л . Вы справились с заданием! А жук прогнал Дюймовочку и нам нужно помочь ей добраться до мышиной норки.

Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.

Игра «Самый внимательный»

Л. — Давайте назовем картинки, которые находятся перед вами.

Гвоздика, незабудка, василек, роза.

Л. Отлично, отгадайте что я загадала. Она находится после василька.

—Я загадала то, что находится перед незабудкой.

—Я загадала слово, которое находится перед розой.

—Что находится между гвоздикой и васильком.

Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.

Л. Дюймовочка нашла норку мышки, и они стали жить там вместе. А мы будем выполнять следующее задание.

Держим равновесие и идем по канату, проговариваем выученные ранее чистоговорки.

Сна — сна — сна — снова к нам пришла весна,

Ва — ва — ва — вот зеленая трава,

Ты — ты — ты — вот-вот появятся цветы,

Ашки -ашки — ашки — вот и белые ромашки,

Ольчик — ольчик — ольчик — а вот и синий колокольчик.

Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.

Л. Посмотрите на стол! Здесь любимые цветы Дюймовочки.

«Собери пазлы». Вам нужно определить количество слогов в слове и отнести цветок к его горшку. Первый горшок — 1 слог в слове, 2 горшок — 2 слога, 3 горшок — 3 слога. (цветы: роза, ромашка, ирис, мак).

Л. Что у тебя получилось? Д. — Роза! Л. — Сколько слогов в слове?

Д. — Два! Л. — Почему? Д. —Потому что в этом слове два гласных звука.

Л. — Назови первый слог, потом второй. Д. — РО, ЗА.

Л. — В какой горшок мы посадим розу? Д. — Во второй. Л. — Молодец, посади розу во второй горшок и т. д.

Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.

Л. — Дюймовочка нашла замерзающую ласточку и отогрела ее. А вы расскажете мне, какие сны видит ласточка.

Игра «Один — много».

Я буду говорить один предмет, а вы должны сказать, что видите много таких предметов.

Я вижу василек. — Я вижу много васильков.

Я вижу тюльпан. — Я вижу много тюльпанов.

Я вижу лепесток. — Я вижу много лепестков.

Я вижу ирис. — Я вижу много ирисов.

Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.

Л. — Мышка решила выдать Дюймовочку замуж за крота. Но девочка сбежала вместе с ласточкой, и они полетели в теплые края. Давайте сделаем из рук подзорную трубу и посмотрим, что увидела Дюймовочка.

Посмотрите, над чем мы пролетаем. Исправьте предложения.

Я вижу цветы поляну. (какую поляну ты видишь?) — я вижу цветочную поляну.

Я вижу васильки поле. — Я вижу васильковое поле.

Я вижу ромашки поле. — Я вижу ромашковое поле.

Я вижу береза роща. — Я вижу березовую рощу.

Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.

Л. — Какие вы молодцы, вы собрали домик для Дюймовочки. Но у нас осталось еще несколько заданий.

А теперь помогите Дюймовочке сделать из двух слов одно, чтобы ласточка смогла приземлиться.

Я брошу мяч и называю два слово, вы возвращаете мне мяч и говорите одно.

Сам летает — самолет, везде ходит — вездеход, сам варит — самовар, листья падают — листопад, вода падает — водопад, сам катится — самокат, камни падают — камнепад, звезды падают — звездопад.

Л. — Вы помогли Дюймовочке добраться до ее домика. Теперь она уснет, а мы сыграем ей песенку.

«Тихо — громко»

Я буду говорить слово, если оно короткое, стучите клавесами тихо, если длинное стучите громко.

Лист, незабудка, мак, лен, васильки, роза, одуванчик, зверобой, ирис.

Л. — Молодцы! Вы выполнили все задания. Теперь Дюймовочка готова проснуться и встретиться с принцем эльфов.

Л. Скажите, что вам больше понравилось в нашем занятии?

А эти раскраски в подарок вам передала Дюймовоча.

Задать вопрос