Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»
Автор: Овсянникова Елена Матвеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 13.06.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Овсянникова, Е. М. Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы» / Е. М. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9295/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Коррекция слоговой структуры и звуконаполняемости слов на лексическом материале темы «Цветы».
Задачи:
1. Коррекционно- образовательные:
— способствовать обогащению словарного запаса в рамках лексической темы «Цветы»;
— закрепить знания о звуках, буквах и слогах;
— совершенствовать умение произносить многосложные слова и слова со стечениями согласных звуков;
— закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов и умение определять количество слогов в слове;
— закрепить умение образовывать уменьшительную форму существительных;
— тренировать в словоизменении — слов в винительном падеже единственного и множественного числа;
— закрепить навык согласования существительных, прилагательных в единственном и множественном числах;
— упражнять детей в словообразовании.
2. Коррекционно- развивающие:
— развивать моторные компоненты ритма, общую моторику;
— развивать координацию речи и движения;
— развивать умение удерживать слогоритмическую структуру слов со сложной слоговой структурой;
— развивать умение употреблять сложные слова в словосочетаниях и предложениях;
— развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
3. Коррекционно- воспитательные:
— способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы;
Используемые материалы: пазл-цветок на липучках с разноцветными лепестками, изображение Дюймовочки, клавесы, ортопедические коврики, изображения цветов, канат, пазлы с изображением цветов, мяч, изображение ласточки.
Предшествующая работа:
— знакомство детей со сказкой «Дюймовочка»;
— формирование навыка слогового анализа и синтеза, умения определять количество слогов в слове;
— формирование умения произносить многосложные слова и слова со стечениями согласных;
— формирование навыка: образовывать уменьшительную форму существительного; словоизменения и словообразования;
— формирование навыка согласования существительных, прилагательных в единственном и множественном числе и т. д.
Ход занятия:
Организационный момент
Л. — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень необычное приключение, чтобы его начать, вам нужно выполнить задание!
— Возьмите клавесы и постучите ими столько раз, сколько звуков услышите.
Сообщение темы занятия
Л. — Помогите Дюймовочке добраться до принца. За каждое выполненное задание мы будем добавлять лепесток на цветок, в котором будет жить Дюймовочка.
Дюймовочку украла жаба, надо помочь ей убежать.
Игра «Прыг-хлоп»: Прыгай по коврику и выполняй нарисованные задания проговаривай цепочку слогов.
На полу выложены коврики, дети по одному выполняют задание: прыгают на первый коврик: шагают и проговаривают слоги: чка — чке — чки; прыгают на следующий: хлопают в ладоши и проговаривают те же слоги; прыгают на третий и одновременно хлопают, топают и проговаривают слоги чка — чке — чки.
Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.
Л. — Чтобы перейти к следующему заданию, нужно назвать ласково цветы.
Игра «Назови ласково»
Роза — розочка, фиалка — фиалочка, гвоздика — гвоздичка, тюльпан — тюльпанчик, астра — астрочка, ромашка — ромашечка, незабудка — незабудочка.
Л. — Дюймовочка добралась до майского жука.
Игра «4 лишний»
Слушай внимательно и назови лишний предмет, объясни, почему он лишний.
Будка — незабудка -будка -будка
Ромашка — ромашка — промашка — ромашка
Лютик — салютик — лютик — лютик
Башмак — башмак — башмак — мак.
Л . — Вы справились с заданием! А жук прогнал Дюймовочку и нам нужно помочь ей добраться до мышиной норки.
Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.
Игра «Самый внимательный»
Л. — Давайте назовем картинки, которые находятся перед вами.
Гвоздика, незабудка, василек, роза.
Л. — Отлично, отгадайте что я загадала. Она находится после василька.
—Я загадала то, что находится перед незабудкой.
—Я загадала слово, которое находится перед розой.
—Что находится между гвоздикой и васильком.
Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.
Л. — Дюймовочка нашла норку мышки, и они стали жить там вместе. А мы будем выполнять следующее задание.
Держим равновесие и идем по канату, проговариваем выученные ранее чистоговорки.
Сна — сна — сна — снова к нам пришла весна,
Ва — ва — ва — вот зеленая трава,
Ты — ты — ты — вот-вот появятся цветы,
Ашки -ашки — ашки — вот и белые ромашки,
Ольчик — ольчик — ольчик — а вот и синий колокольчик.
Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.
Л. — Посмотрите на стол! Здесь любимые цветы Дюймовочки.
«Собери пазлы». Вам нужно определить количество слогов в слове и отнести цветок к его горшку. Первый горшок — 1 слог в слове, 2 горшок — 2 слога, 3 горшок — 3 слога. (цветы: роза, ромашка, ирис, мак).
Л. — Что у тебя получилось? Д. — Роза! Л. — Сколько слогов в слове?
Д. — Два! Л. — Почему? Д. —Потому что в этом слове два гласных звука.
Л. — Назови первый слог, потом второй. Д. — РО, ЗА.
Л. — В какой горшок мы посадим розу? Д. — Во второй. Л. — Молодец, посади розу во второй горшок и т. д.
Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.
Л. — Дюймовочка нашла замерзающую ласточку и отогрела ее. А вы расскажете мне, какие сны видит ласточка.
Игра «Один — много».
Я буду говорить один предмет, а вы должны сказать, что видите много таких предметов.
Я вижу василек. — Я вижу много васильков.
Я вижу тюльпан. — Я вижу много тюльпанов.
Я вижу лепесток. — Я вижу много лепестков.
Я вижу ирис. — Я вижу много ирисов.
Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.
Л. — Мышка решила выдать Дюймовочку замуж за крота. Но девочка сбежала вместе с ласточкой, и они полетели в теплые края. Давайте сделаем из рук подзорную трубу и посмотрим, что увидела Дюймовочка.
Посмотрите, над чем мы пролетаем. Исправьте предложения.
Я вижу цветы поляну. (какую поляну ты видишь?) — я вижу цветочную поляну.
Я вижу васильки поле. — Я вижу васильковое поле.
Я вижу ромашки поле. — Я вижу ромашковое поле.
Я вижу береза роща. — Я вижу березовую рощу.
Одному из детей выдается лепесток, и он крепит его к сердцевине цветка.
Л. — Какие вы молодцы, вы собрали домик для Дюймовочки. Но у нас осталось еще несколько заданий.
А теперь помогите Дюймовочке сделать из двух слов одно, чтобы ласточка смогла приземлиться.
Я брошу мяч и называю два слово, вы возвращаете мне мяч и говорите одно.
Сам летает — самолет, везде ходит — вездеход, сам варит — самовар, листья падают — листопад, вода падает — водопад, сам катится — самокат, камни падают — камнепад, звезды падают — звездопад.
Л. — Вы помогли Дюймовочке добраться до ее домика. Теперь она уснет, а мы сыграем ей песенку.
«Тихо — громко»
Я буду говорить слово, если оно короткое, стучите клавесами тихо, если длинное стучите громко.
Лист, незабудка, мак, лен, васильки, роза, одуванчик, зверобой, ирис.
Л. — Молодцы! Вы выполнили все задания. Теперь Дюймовочка готова проснуться и встретиться с принцем эльфов.
Л. — Скажите, что вам больше понравилось в нашем занятии?
А эти раскраски в подарок вам передала Дюймовоча.