Конспект индивидуального логопедического занятия «Цветик-семицветик» по коррекции слоговой структуры слова и автоматизации звука [Л]
Автор: Трошина Анна Львовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 29.11.2023
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Трошина, А. Л. Конспект индивидуального логопедического занятия «Цветик-семицветик» по коррекции слоговой структуры слова и автоматизации звука [Л] / А. Л. Трошина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8814/ (дата обращения: 16.11.2024).
Оборудование и материалы: карточки для артикуляционной гимнастики (лягушка-слоник, парус, качели, маляр), настольная песочница, деревянные фигурки (стул, клубника, белка, дятел, кукуруза), магнитная доска, картинный материал (цветик-семицветик, разрезная картинка «Ваза», карточки из пособия Четвертушкиной Н. С. по коррекции 8 типа слоговой структуры игра: «Назови магазин»), деревянные фишки с цифрами от 1 до 4, и фишки с позициями звука в слове, фломастер, су-джок мячик.
Предварительная подготовка : чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Цель: сформировать слоговую структуру слов 8 типа и автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях.
Задачи: Коррекционно-развивающие:
— корригировать произношение;
— корригировать и развивать артикуляционную и мелкую моторику;
— корригировать и развивать дыхание;
— корригировать и развивать фонематический слух;
— развивать внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление;
— развивать навыки звукового анализа;
— учить четко произносить слова слоговой структуры 8 типа.
Образовательные:
— закреплять умения делить слова на слоги;
— автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях;
— закрепить употребление обобщающих понятий;
Воспитательные:
— воспитывать интерес к художественной литературе;
— воспитывать самостоятельность и самоконтроль;
— воспитывать нравственные качества (бережное отношение к здоровью, уважительное отношение к окружающим).
— воспитывать желание красиво и правильно говорить.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
— Посмотри вокруг! Видишь что-то для себя знакомое? (Ребенок рассматривает цветок с разными лепесточками) Что это?
— Правильно это цветик-семицветик из сказки В. Катаева. Давай вспомним, как звали девочку?
— Правильно, ее звали Женя! Чтобы попасть в эту сказку нам нужно оторвать желтый лепесток и произнести заветные слова:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели… [3]
— Вели, чтобы мы оказались в сказке! Но при одном условии, что ты будешь четко и правильно говорить и контролировать произношение звука «Л».
II. Основная часть.
Игра «Осколки»
— Первый желтый лепесток мы уже использовали, теперь вспомни на что Женя использовала второй — красный лепесток (берем в руки красный лепесток). Ребенок вспоминает (чтобы склеить мамину разбитую вазу).
— Давай мы с тобой сами поможем Жене собрать осколки разбившейся вазы. (Перед ребенком лежит разрезная картинка вазы. Необходимо собрать вазу. Готово! Посмотри, ты собрал вазу из осколков, молодец! А теперь давай вспомним! Ведь слова тоже состоят из кусочков.
— Как называются эти части? На что мы можем поделить слова?
— Правильно слова состоят из слогов. Давай заглянем в песочницу, найдем там фигурки и поделим эти слова на слоги, будем отхлопывать каждый слог. (Слова: стул, клубника, белка, дятел, кукуруза). На каждое слово поставим фишки с соответствующей цифрой.
Игра «Северный полюс»
Следующий лепесток, который оторвала Женя — синий. Давай вспомним, для чего он ей понадобился? (Чтобы попасть на северный полюс).
— Правильно Женя очутилась на северном полюсе, где вечная мерзлота. Ей было так холодно, что на носу сразу выросла сосулька. Давай научим Женю, как можно согреться и размяться. Сделаем дыхательную гимнастику и для начала согреем руки и подуем горячим воздухом на ладошки. Давай вспомним, как правильно нужно делать вдох и выдох. (ответы ребенка).
— Правильно! Вдох через нос, выдох через рот. (Выполняется дыхательная гимнастика).
— Продолжаем разминаться и сделаем артикуляционную гимнастику. (Выполняется артикуляционная гимнастика: лягушка-слоник, парус, качели, маляр).
— Все эти упражнения помогают нам правильно произносить звук «Л». Вспомним артикуляцию звука «Л». (Ребенок рассказывает и показывает).
— Ты, молодец! А теперь пришло время возвращаться с севера в теплые края. Оторвем зеленый лепесток и поиграем в игру «Скажи наоборот» с мячиком су-джок. Следи за правильным и четким произношением! (Ребенок четко проговаривает предложение и одновременно с этим катает массажный мячик в ладонях).
Игра «Скажи наоборот» [2]
На севере холодно, а на юге тепло .
В сказках мачеха злая, а Золушка добрая .
Зимой погода холодная, а летом теплая .
Веревка тонкая, а канат толстый .
Костюмы темные, а юбки светлые .
Мальчики сильные, а девочки слабые .
Банка пустая, а бутылка полная .
— Молодец! Ты справился и с этой непростой задачкой.
Итак, на очереди оранжевый лепесток и давай вспомним на какое желание Женя его использовала. (Чтобы все игрушки на свете были у нее).
Молодец, правильно! Предлагаю размяться и поиграть с веселыми игрушками.
Физ. минутка «Веселые игрушки»
Вот большая пирамидка ( потянуться вверх )
И веселый мячик звонкий ( прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый ( шаги на месте, на внешней стороне стопы )
Все живут в большой коробке ( показать большой квадрат )
Но когда ложусь я спать ( руки под щеку, закрыть глаза )
Начинают все играть ( изобразить любое движение )
Мы веселые милашки ( руки на пояс, раскачиваться в стороны )
Чудо — куклы, неваляшки ( продолжать раскачиваться )
Мы танцуем и поем ( приседание )
Очень весело живем [4] ( прыжки на месте ).
— Давай присядем и обсудим. Если бы у тебя было столько много игрушек, что бы ты с ними делал? (Беседа с ребенком). А где игрушек больше всего?
— Правильно в магазине игрушек.
— Давай оторвем фиолетовый лепесток и загадаем желание оказаться в магазине. А каком магазине? Ты сам сейчас скажешь.
Игра «Назови магазин» [2]
— Перед тобой лежат картинки, которые надо отправить на витрины магазинов: «Обувь», «Одежда», «Овощи», «Цветы», «Продукты», «Аптека». Ты должен четко назвать предмет и определить в каком магазине он продаётся. Когда сгруппируещь все картинки, повторишь предложение. Например: На витрине — валенки, ботинки, тапочки. Это магазин «Обувь». Ребенок сортирует картинки и проговаривает речевой материал по образцу.
— Теперь предлагаю отправиться в магазин цветов и еще раз внимательно посмотрим, что там продают.
— Перед тобой лежат картинки цветов, ты должен определить есть ли в названии твердый звук «Л», если есть, то определить где именно: в начале, середине или конце слова. Рядом с картинкой поставишь фишку с обозначением позиции звука. (Ребенок проводит анализ.)
— Отлично у тебя получается!
— Итак, у нас остался последний голубой лепесток, давай загадаем желание, чтобы вернуться из сказки, произнесем заветные слова:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели… [3]
— — Вели, чтобы мы опять вернулись в логопедический кабинет.
III . Итог. Рефлексия.
— Вот мы снова в кабинете. Сегодня ты проделал большую работу: вспомнил сказку В. Катаева «Цветик-семицветик», помог Жене собрать осколки вазы и делил слова на слоги, побывал на северном полюсе и играл в игру «Скажи наоборот», искал из какого магазина товары. А главное, ты очень старался чётко проговаривать все сложные слова, а также старался контролировать звук [Л] и у тебя всё получилось! Молодец!
— Давай вспомним какое последнее желание было у Жени? (Женя пожелала, чтобы мальчик Витя был здоров.)
— Это самое лучшее ее желание, не правда ли? Объяснения ребенка.
У нас осталась сердцевина от цветка, давай дорисуем улыбающийся смайлик, чтобы почаще вспоминать, что улыбка и хорошее настроение помогает нам сохранить хорошее здоровье. Возьми этот смайлик себе на память.
Литература:
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.: Гном и Д, 2000. — 80 с.
- Н. С. Четвертушкина Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений.- М.: Национальный книжный центр, 2017г. — 192с.
- В. П. Катаев Цветик-семицветик — АО Издательство Детская литература, 2019г.
- Интернет-источник «Картотека физ.минуток» https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-vesyolye-igrushki.html