Конспект индивидуального логопедического занятия «Цветик-семицветик» по коррекции слоговой структуры слова и автоматизации звука [Л] | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 29.11.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Трошина, А. Л. Конспект индивидуального логопедического занятия «Цветик-семицветик» по коррекции слоговой структуры слова и автоматизации звука [Л] / А. Л. Трошина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8814/ (дата обращения: 16.12.2024).



Оборудование и материалы: карточки для артикуляционной гимнастики (лягушка-слоник, парус, качели, маляр), настольная песочница, деревянные фигурки (стул, клубника, белка, дятел, кукуруза), магнитная доска, картинный материал (цветик-семицветик, разрезная картинка «Ваза», карточки из пособия Четвертушкиной Н. С. по коррекции 8 типа слоговой структуры игра: «Назови магазин»), деревянные фишки с цифрами от 1 до 4, и фишки с позициями звука в слове, фломастер, су-джок мячик.

Предварительная подготовка : чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Цель: сформировать слоговую структуру слов 8 типа и автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях.

Задачи: Коррекционно-развивающие:

— корригировать произношение;

— корригировать и развивать артикуляционную и мелкую моторику;

— корригировать и развивать дыхание;

— корригировать и развивать фонематический слух;

— развивать внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление;

— развивать навыки звукового анализа;

— учить четко произносить слова слоговой структуры 8 типа.

Образовательные:

— закреплять умения делить слова на слоги;

— автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях;

— закрепить употребление обобщающих понятий;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к художественной литературе;

— воспитывать самостоятельность и самоконтроль;

— воспитывать нравственные качества (бережное отношение к здоровью, уважительное отношение к окружающим).

— воспитывать желание красиво и правильно говорить.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

— Посмотри вокруг! Видишь что-то для себя знакомое? (Ребенок рассматривает цветок с разными лепесточками) Что это?

— Правильно это цветик-семицветик из сказки В. Катаева. Давай вспомним, как звали девочку?

— Правильно, ее звали Женя! Чтобы попасть в эту сказку нам нужно оторвать желтый лепесток и произнести заветные слова:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели… [3]

— Вели, чтобы мы оказались в сказке! Но при одном условии, что ты будешь четко и правильно говорить и контролировать произношение звука «Л».

II. Основная часть.

Игра «Осколки»

— Первый желтый лепесток мы уже использовали, теперь вспомни на что Женя использовала второй — красный лепесток (берем в руки красный лепесток). Ребенок вспоминает (чтобы склеить мамину разбитую вазу).

— Давай мы с тобой сами поможем Жене собрать осколки разбившейся вазы. (Перед ребенком лежит разрезная картинка вазы. Необходимо собрать вазу. Готово! Посмотри, ты собрал вазу из осколков, молодец! А теперь давай вспомним! Ведь слова тоже состоят из кусочков.

— Как называются эти части? На что мы можем поделить слова?

— Правильно слова состоят из слогов. Давай заглянем в песочницу, найдем там фигурки и поделим эти слова на слоги, будем отхлопывать каждый слог. (Слова: стул, клубника, белка, дятел, кукуруза). На каждое слово поставим фишки с соответствующей цифрой.

Игра «Северный полюс»

Следующий лепесток, который оторвала Женя — синий. Давай вспомним, для чего он ей понадобился? (Чтобы попасть на северный полюс).

— Правильно Женя очутилась на северном полюсе, где вечная мерзлота. Ей было так холодно, что на носу сразу выросла сосулька. Давай научим Женю, как можно согреться и размяться. Сделаем дыхательную гимнастику и для начала согреем руки и подуем горячим воздухом на ладошки. Давай вспомним, как правильно нужно делать вдох и выдох. (ответы ребенка).

— Правильно! Вдох через нос, выдох через рот. (Выполняется дыхательная гимнастика).

— Продолжаем разминаться и сделаем артикуляционную гимнастику. (Выполняется артикуляционная гимнастика: лягушка-слоник, парус, качели, маляр).

— Все эти упражнения помогают нам правильно произносить звук «Л». Вспомним артикуляцию звука «Л». (Ребенок рассказывает и показывает).

— Ты, молодец! А теперь пришло время возвращаться с севера в теплые края. Оторвем зеленый лепесток и поиграем в игру «Скажи наоборот» с мячиком су-джок. Следи за правильным и четким произношением! (Ребенок четко проговаривает предложение и одновременно с этим катает массажный мячик в ладонях).

Игра «Скажи наоборот» [2]

На севере холодно, а на юге тепло .

В сказках мачеха злая, а Золушка добрая .

Зимой погода холодная, а летом теплая .

Веревка тонкая, а канат толстый .

Костюмы темные, а юбки светлые .

Мальчики сильные, а девочки слабые .

Банка пустая, а бутылка полная .

— Молодец! Ты справился и с этой непростой задачкой.

Итак, на очереди оранжевый лепесток и давай вспомним на какое желание Женя его использовала. (Чтобы все игрушки на свете были у нее).

Молодец, правильно! Предлагаю размяться и поиграть с веселыми игрушками.

Физ. минутка «Веселые игрушки»

Вот большая пирамидка ( потянуться вверх )

И веселый мячик звонкий ( прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый ( шаги на месте, на внешней стороне стопы )

Все живут в большой коробке ( показать большой квадрат )

Но когда ложусь я спать ( руки под щеку, закрыть глаза )

Начинают все играть ( изобразить любое движение )

Мы веселые милашки ( руки на пояс, раскачиваться в стороны )

Чудо — куклы, неваляшки ( продолжать раскачиваться )

Мы танцуем и поем ( приседание )

Очень весело живем [4] ( прыжки на месте ).

— Давай присядем и обсудим. Если бы у тебя было столько много игрушек, что бы ты с ними делал? (Беседа с ребенком). А где игрушек больше всего?

— Правильно в магазине игрушек.

— Давай оторвем фиолетовый лепесток и загадаем желание оказаться в магазине. А каком магазине? Ты сам сейчас скажешь.

Игра «Назови магазин» [2]

— Перед тобой лежат картинки, которые надо отправить на витрины магазинов: «Обувь», «Одежда», «Овощи», «Цветы», «Продукты», «Аптека». Ты должен четко назвать предмет и определить в каком магазине он продаётся. Когда сгруппируещь все картинки, повторишь предложение. Например: На витрине — валенки, ботинки, тапочки. Это магазин «Обувь». Ребенок сортирует картинки и проговаривает речевой материал по образцу.

— Теперь предлагаю отправиться в магазин цветов и еще раз внимательно посмотрим, что там продают.

— Перед тобой лежат картинки цветов, ты должен определить есть ли в названии твердый звук «Л», если есть, то определить где именно: в начале, середине или конце слова. Рядом с картинкой поставишь фишку с обозначением позиции звука. (Ребенок проводит анализ.)

— Отлично у тебя получается!

— Итак, у нас остался последний голубой лепесток, давай загадаем желание, чтобы вернуться из сказки, произнесем заветные слова:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели… [3]

— — Вели, чтобы мы опять вернулись в логопедический кабинет.

III . Итог. Рефлексия.

— Вот мы снова в кабинете. Сегодня ты проделал большую работу: вспомнил сказку В. Катаева «Цветик-семицветик», помог Жене собрать осколки вазы и делил слова на слоги, побывал на северном полюсе и играл в игру «Скажи наоборот», искал из какого магазина товары. А главное, ты очень старался чётко проговаривать все сложные слова, а также старался контролировать звук [Л] и у тебя всё получилось! Молодец!

— Давай вспомним какое последнее желание было у Жени? (Женя пожелала, чтобы мальчик Витя был здоров.)

— Это самое лучшее ее желание, не правда ли? Объяснения ребенка.

У нас осталась сердцевина от цветка, давай дорисуем улыбающийся смайлик, чтобы почаще вспоминать, что улыбка и хорошее настроение помогает нам сохранить хорошее здоровье. Возьми этот смайлик себе на память.

Литература:

  1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.: Гном и Д, 2000. — 80 с.
  2. Н. С. Четвертушкина Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений.- М.: Национальный книжный центр, 2017г. — 192с.
  3. В. П. Катаев Цветик-семицветик — АО Издательство Детская литература, 2019г.
  4. Интернет-источник «Картотека физ.минуток» https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-vesyolye-igrushki.html

Похожие статьи

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях «В поисках клада»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР

Конспект индивидуального занятия в логопедической группе. Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие с роботом Рокки»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Похожие статьи

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях «В поисках клада»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР

Конспект индивидуального занятия в логопедической группе. Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие с роботом Рокки»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Задать вопрос