План экономического воспитания дошкольников посредством сказки
Автор: Зайцева Елена Александровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 24.05.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Зайцева, Е. А. План экономического воспитания дошкольников посредством сказки / Е. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9225/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье автор рассказывает, как можно рассказать детям о финансовой грамотности через сказки.
Ключевые слова: чтение сказки, экономическое воспитание.
Вся страна пришла в движение — заговорили об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее поколение живёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, которая включает всё больше слов финансовой среды. Ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнаёт о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает много вопросов. Поэтому экономическое воспитание надо начинать уже с дошкольного возраста, так как оно не только приближает ребёнка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности. И начать экономическую грамотность детей нам помогут сказки.
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для формирования экономической грамотности дошкольников.
Процесс работы по заданной проблеме можно осуществлять:
— в ходе образовательной деятельности;
— в режимных моментах;
— в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
— при организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация данного плана осуществляется по двум направлениям:
— совместная деятельность с детьми;
— взаимодействие с родителями.
Этапы
Подготовительный этап
— изучение литературы по проблеме;
— разработка технологии формирования экономических представлений на основе трёх тем экономических знаний, с учётом групп сказок;
— апробация технологии формирования экономических представлений;
— оценка эффективности технологии;
— обобщение и распространение опыта работы по проблеме.
Основные вопросы, намечаемые для изучения
Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений. Это потребует от них умение правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Изучив разные технологии и опыт, содержание экономических знаний я разделила по трём основным темам:
— моя семья (семейная экономика);
— мир денег (деньги, цена);
— мир товаров (основы маркетинга).
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений:
—Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения.
С их помощью у детей формируются представления о видах потребности (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с такими понятиями, как потребности, возможности, долг, обязанность.
—Сказки, отражающие труд людей.
В процессе работы с данными сказками дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с такими понятиями, как награда, расплата, убытки.
—Сказки, знакомящие с понятием деньги, доходы, расходы, выгода, экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве.
У детей формируется представление о достоинстве денег, воспитываются бережность и трудолюбие.
—Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Реализационный этап
Сентябрь
— Составление плана по самообразованию на учебный год.
— Создание альбома «Мир профессий».
— Чтение В. Маяковского «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
— Создание картотеки сказок по формированию у детей экономических представлений.
Октябрь
— Проект «Формирование экономических представлений у детей старшего возраста».
— Анкетирование родителей «Экономическое воспитание в семье».
— Консультация для родителей «Зачем дошкольнику нужна экономика».
— Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Ноябрь
— Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.
— Создание картотеки ребусов, пословиц, поговорок о труде и экономике.
— Чтение сказки Ш. Пьеро «Кот в сапогах».
— Консультация для родителей «Как разговаривать с детьми о деньгах».
Декабрь
— Беседа с детьми «Как товар попадает на прилавок магазина».
— Изготовление альбома «Какой бывает реклама».
— Консультация для родителей. «Как воспитать у детей бережное отношение к вещам».
— Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Январь
— Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок»; настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, четвёртый лишний).
— Создание игровых и проблемных ситуаций.
Февраль
— Поисковая ситуация «Выбор самых важных профессий».
— Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
— Изготовление альбома «Кем я хочу быть».
— Работа с детьми «Список желаний».
Март
— Создание папки-передвижки «Дети и деньги».
— Беседа «Ресурсы моей страны».
— Памятка «Что такое карманные деньги».
— Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино».
Апрель
— Беседа «Что можно купить за деньги, а что нельзя».
— Фотогалерея «Мама, папа на работе».
— Чтение сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино».
— Создание альбома с денежными знаками разных стран.
Май
— Подборка материала для создания рабочей тетради «Путешествие в мир финансовой грамотности».
— Создание рабочей тетради «путешествие в мир финансовой грамотности».
Итоговый этап
Развитию у дошкольников познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствуют сказки, дидактические игры, совместные покупки продуктов и игрушек с родителями, совместное планирование семейного бюджета.
Если следовать данному плану, воспитанники могут научиться:
— активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия, такие как деньги, цена, товар, качество, семейный бюджет и др.;
— осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
— понимать представления о том, что зарплата каждого человека — это оплата за качество труда;
— понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
— контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Если придерживаться данного плана, воспитание экономических знаний дошкольников посредством сказки может пройти успешно, могут быть достигнуты высокие результаты.