План экономического воспитания дошкольников посредством сказки | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, Е. А. План экономического воспитания дошкольников посредством сказки / Е. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9225/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье автор рассказывает, как можно рассказать детям о финансовой грамотности через сказки.

Ключевые слова: чтение сказки, экономическое воспитание.

Вся страна пришла в движение — заговорили об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее поколение живёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, которая включает всё больше слов финансовой среды. Ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнаёт о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает много вопросов. Поэтому экономическое воспитание надо начинать уже с дошкольного возраста, так как оно не только приближает ребёнка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности. И начать экономическую грамотность детей нам помогут сказки.

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для формирования экономической грамотности дошкольников.

Процесс работы по заданной проблеме можно осуществлять:

— в ходе образовательной деятельности;

— в режимных моментах;

— в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

— при организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация данного плана осуществляется по двум направлениям:

— совместная деятельность с детьми;

— взаимодействие с родителями.

Этапы

Подготовительный этап

— изучение литературы по проблеме;

— разработка технологии формирования экономических представлений на основе трёх тем экономических знаний, с учётом групп сказок;

— апробация технологии формирования экономических представлений;

— оценка эффективности технологии;

— обобщение и распространение опыта работы по проблеме.

Основные вопросы, намечаемые для изучения

Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений. Это потребует от них умение правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Изучив разные технологии и опыт, содержание экономических знаний я разделила по трём основным темам:

— моя семья (семейная экономика);

— мир денег (деньги, цена);

— мир товаров (основы маркетинга).

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений:

—Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения.

С их помощью у детей формируются представления о видах потребности (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с такими понятиями, как потребности, возможности, долг, обязанность.

—Сказки, отражающие труд людей.

В процессе работы с данными сказками дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с такими понятиями, как награда, расплата, убытки.

—Сказки, знакомящие с понятием деньги, доходы, расходы, выгода, экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве.

У детей формируется представление о достоинстве денег, воспитываются бережность и трудолюбие.

—Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Реализационный этап

Сентябрь

Составление плана по самообразованию на учебный год.

Создание альбома «Мир профессий».

Чтение В. Маяковского «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

Создание картотеки сказок по формированию у детей экономических представлений.

Октябрь

— Проект «Формирование экономических представлений у детей старшего возраста».

— Анкетирование родителей «Экономическое воспитание в семье».

— Консультация для родителей «Зачем дошкольнику нужна экономика».

— Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Ноябрь

— Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.

— Создание картотеки ребусов, пословиц, поговорок о труде и экономике.

— Чтение сказки Ш. Пьеро «Кот в сапогах».

— Консультация для родителей «Как разговаривать с детьми о деньгах».

Декабрь

— Беседа с детьми «Как товар попадает на прилавок магазина».

— Изготовление альбома «Какой бывает реклама».

— Консультация для родителей. «Как воспитать у детей бережное отношение к вещам».

— Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Январь

— Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок»; настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, четвёртый лишний).

— Создание игровых и проблемных ситуаций.

Февраль

— Поисковая ситуация «Выбор самых важных профессий».

— Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

— Изготовление альбома «Кем я хочу быть».

— Работа с детьми «Список желаний».

Март

— Создание папки-передвижки «Дети и деньги».

— Беседа «Ресурсы моей страны».

— Памятка «Что такое карманные деньги».

— Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино».

Апрель

— Беседа «Что можно купить за деньги, а что нельзя».

— Фотогалерея «Мама, папа на работе».

— Чтение сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино».

— Создание альбома с денежными знаками разных стран.

Май

— Подборка материала для создания рабочей тетради «Путешествие в мир финансовой грамотности».

— Создание рабочей тетради «путешествие в мир финансовой грамотности».

Итоговый этап

Развитию у дошкольников познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствуют сказки, дидактические игры, совместные покупки продуктов и игрушек с родителями, совместное планирование семейного бюджета.

Если следовать данному плану, воспитанники могут научиться:

— активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия, такие как деньги, цена, товар, качество, семейный бюджет и др.;

— осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

— понимать представления о том, что зарплата каждого человека — это оплата за качество труда;

— понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;

— контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Если придерживаться данного плана, воспитание экономических знаний дошкольников посредством сказки может пройти успешно, могут быть достигнуты высокие результаты.

Ключевые слова

экономическое воспитание, чтение сказки
Задать вопрос