Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада
Автор: Хламова Наталья Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.07.2015
Статья просмотрена: 7829 раз
Библиографическое описание:
Хламова, Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада / Н. А. Хламова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/ (дата обращения: 24.12.2024).
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранее социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых.
Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Обратимся к психологическим особенностям дошкольников, подтверждающим позицию относительно того, что такую работу необходимо начинать с пяти лет, то есть со старшего дошкольного возраста (Л. А. Венгер, А. В. Запорежец, М. И. Лисина, Р. Б. Стеркина и другие):
- у детей старшего дошкольного возраста проявляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности;
- происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей, более эффективную адаптацию к социальной реальности;
- речь начинает выполнять основную функцию в регулировании поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;
- с пяти лет общение детей становится внеситуативно — личностным, возникают сопереживания и взаимопонимание. Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними;
- к пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности (успех — неуспех), то есть критическое отношение к себе и результатам своей деятельности;
- начинают проявляться мотивы рассудочного характера.
Выше перечисленные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, бесспорно, важны для формирования предпосылок экономического воспитания. Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников. Так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия. Проблема экономического воспитания находится в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка. И чем меньше возраст, тем она теснее.
Цель экономического воспитания: формировать у детей доступные экономические понятия; воспитать с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства; воспитать уважение к тем, кто проявляет заботу о них.
Главная задача экономического воспитания состоит в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки.
Опыт показывает, что ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно. Только вместе с педагогами и родителями он сможет приобрести доступные ему знания.
Суть предполагаемого подхода к экономическому образованию дошкольников не в организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей. А в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным.
Комплексное исследование данной проблемы включает изучение таких вопросов, как содержание. Технология взаимодействия с семьей. Примерное содержание отражено в пяти основных темах:
1. «Моя семья» (семейная экономика)
2. «Мир денег» (деньги, цена)
3. «Мой город» (производство полезных товаров)
4. «Мир товаров» (основы маркетинга)
5. «Моя страна» (ресурсы)
Осваивая темы по экономическому воспитанию работу разделили на три этапа:
На первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно — чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем, используют доступные им средства и способы познания, простейшие «языки».
На втором этапе картина мира расширяется и углубляется. Для развития способностей детей проводятся наблюдения и эксперименты. Сравниваются и сопоставляются явления, устанавливаются причинно — следственные связи, объясняющие характер увиденного.
На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщенные способы решения задач, предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть воспринят каждым из них.
Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами. Соотносить доход с ценой товара, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения об экономике своего города, профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции. Выпускаемых на предприятиях и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей. Которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Значительное место отводится сказке. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (Т. Л. Попова, Э. Успенский, О. И. Меньшикова и др.). Народные сказки, собиравшие вековой экономический опыт народа, используют для воспитания таких «экономических «качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых, развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно — позитивные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.
Знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах. О купле — продаже, о бережливости, о добре, о богатстве и бедности, о жадности и зависти: «Кончил дело — гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит», «Маленькое дело лучше большого безделья» и другие.
Логические и арифметические задачи, задачи — шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний используем ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры.
Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл туда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В дидактических играх «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров» уточняются и закрепляются предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дети совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Можно с полной уверенностью сказать, что дети полюбили рекламные игры после первого знакомства с ними. Они наперебой рекламировали лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущественные качества.
Беседа сопровождается стихами, загадками, вопросами и текстами, помогающими лучше усвоить материал. В доступной и увлекательной форме дети усваивают экономические знания.
Встречи. Для этого проводятся встречи с приглашением сотрудников детского сада, родителей, где происходит знакомство с различными современными профессиями.
Инсценировка, драматизация. Рекомендуются в процессе ознакомления детей с экономическими знаниями. Следует отметить, что необходимо использовать сказки с экономическим содержанием.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины и т. п) — это своего рода праздники — яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн — ринг». Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности.
Таким образом, обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием способствует:
- формированию экономического сознания дошкольника;
- приближению к реальной жизни;
- пробуждению экономического мышления;
- получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
- обогащению детского словаря;
- выработке таких качеств как: чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться, стремление доводить начатое дело до конца;
- возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.
Ранее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработке стратегий в индивидуальном порядке и в консолидированном виде для экономического региона в целом. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Литература:
1. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей М., 1994
2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
3. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх: пособие для воспитателей. Н.Новгород, 1994.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. Программа развития. М.,2002.
6. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.
7. Меньшикова О. И., Попова Т. Л., Кнышова Л. В., Экономика детям, большим и маленьким, М.,1994. Вып. 1–4.
8. Попова Т. Л., МеньшиковаО. И. Сказка о царице Экономике, злодейка инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М., 1993.
9. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Учебно-методическое пособие. С-П.,2001.
10. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. Экономическое воспитание дошкольника: Методические рекомендации. Н.Новгород, 1999.
11. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.,1993
12. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников. Саранск, 1998.
13. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н.Новгород. 1999.
14. Шатова А. Д. Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.
15. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
16. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М., 2005.