Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством сказок
Автор: Савина Юлия Викторовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 29.02.2024
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Савина, Ю. В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством сказок / Ю. В. Савина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9059/ (дата обращения: 22.12.2024).
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Эта мысль, высказанная педагогом Ушинским более ста лет назад, приобретает особое звучание в наши дни.
Народные сказки, музыка и музыкальные инструменты являются наиболее доступным и эффективным средством воспитания любви и уважения к своему народу в подрастающем поколении.
К вопросу возможностей народной культуры обращались многие учёные и педагоги, такие как: Сухомлинский, Ушинский, Тихеева, Князева, Комарова, Усова.
Выдающиеся исследователи, собиратели русского фольклора Даль, Афанасьев, Садовников, Худяков, Пропп внесли большой вклад, чтобы сохранить память народа для будущих поколений и донести до нас сказки и предания давно минувших дней.
Имеется много интересного практического материала на фольклорной основе современных педагогов Картушиной, Тиличеевой, Тютюнниковой, Новоскольцевой, Каплуновой, Левихиной.
Особое внимание на обучение детей игре на деревянных ложках обращает Дмитрий Рытов. Его исследования и разработки показывают, что музыкальное воспитание и обучение детей с опорой на традиции русской народной инструментальной культуры раскрывают огромные возможности для развития творческой деятельности детей.
Изучая наследие выдающихся учёных и педагогов, я отметила, что особым образом в русском фольклоре слово, музыкальный ритм и напевность сочетаются в народных сказках.
Именно они вдохновили меня и легли в основу моей работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством сказок. Я изучала различные техники игры на народных инструментах, выбирала оптимальные сказки для распевания, интересные детям.
Итак, инсценирование сюжетов русских народных сказок с использованием пения и игры на народных инструментах влияет на формирование певческих, музыкально-ритмических, речевых навыков и музыкального исполнительства детей дошкольного возраста, а главное оказывает огромное влияние на формирование нравственности и любви к своему народу и его традициям.
План работы по воспитанию нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок с пением и игрой на русских народных инструментах включают в себя несколько этапов: начальный этап, этап разучивания, этап закрепления и совершенствования.
Начальный этап — это подбор и адаптация литературного материала, соответствующего цели технологии, разработка теоретического, практического материала с учётом индивидуальных, физических особенностей детей дошкольного возраста, изготовление атрибутов, подбор русских народных инструментов, знакомство детей с русскими народными сказками дома и в группе, составление перспективного планирования на год, консультации для родителей, педагогов.
Этап разучивания включает в себязнакомство детей с музыкальной версией сказки, распределение ролей (с учётом выбора детей), распределение музыкальных инструментов (с учётом выбора детей), закрепление текста и мелодий персонажей, игру по партиям на музыкальных инструментах, репетицию сказки (последовательное исполнение ролей и музыкальных партий согласно сюжету)
Этап закрепления и совершенствования включает в себя закрепление полученных знаний, умений и навыков, совершенствование выразительности исполнения, проведение праздников и развлечений с представлением разученной музыкальной сказки, участие в конкурсах и фестивалях.
Итогом моей работы в данном направлении стало, отмечаемое родителями и коллегами, качественное изменение уровня формирования у наших воспитанников певческих, музыкально-ритмических, артистических и речевых навыков.
Мы часто принимаем участие в различных мероприятиях, ребята неоднократно становились финалистами и победителями муниципальных, городских и всероссийских конкурсов.
Особенно важным результатом моей работы стал многократно выросший интерес ребят к нашей национальной культуре, её истокам. Детские сердца горят нашим общим делом. Мы вместе познаём жизнь, преодолеваем её пороги, учимся дружить и поддерживать друг друга.
Наверное, это одна из самых главных наград в моей жизни за мою любовь и преданность профессии.
Литература:
- Ай, ду-ду! Русские народные песенки/ Худож. Е.Ревяков.-Москва: Дет.лит., 1991.-32с.: ил.
- Зуева Т. В. Русский фольклор: Учебник для высших уч. заведений/ Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. -4-е изд.-М.: Флинта ООО: Наука, 2002.-400c.
- Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: [Учеб. — метод. пособие] / Д. А. Рытов. — м.: владос, 2001. — 383 с.
- Слушая старые сказки да песни: [Собирание Пушкиным русского фольклора]/ Сост. В. Смольницкий// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. -1998.-№ 3.-С.5–7.
- Худякова Л. Л. Лепестки ромашки: о русском фольклоре для детей 7–10 лет/ Л. Л. Худякова// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -2013.-№ 10.-С.51–54. -(Игры! Игры! Игры!).