КВН как формат коллективно-творческого мероприятия для профилактики эмоционального выгорания сотрудников, взаимодействующих с детьми с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

КВН как формат коллективно-творческого мероприятия для профилактики эмоционального выгорания сотрудников, взаимодействующих с детьми с ментальными нарушениями / Н. О. Буланова, И. Ю. Дмитриева, С. И. Ефимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8862/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают положительное влияние игры КВН для профилактики эмоционального выгорания сотрудников, с приведение примера сценария.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, КВН.

Одной из серьезных проблем социальной сферы является эмоциональное выгорание сотрудников. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.

Признаками эмоционального выгорания является: нервное истощение, снижение энтузиазма в работе, нарастание негативизма и усталости, негативные установки по отношению к воспитанникам и коллегам, негативные установки по отношению к своей работе, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. По этим причинам талантливый педагог становится профнепригодным. Иногда такие люди сами уходят из педагогической деятельности, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

Выгорание — это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться. Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. В качестве профилактики эмоционального выгорания в нашем учреждении проводятся: месячник профессионального мастерства «Мастерство без границ», «Литературная песочница», квесты для сотрудников. А в июне 2023 года в нашем ГБУ ЦСПР «Роза ветров» прошла игра КВН, с участием двух команд из нашего центра и привлечением команды сотрудников из ГБУ «Мой семейный центр «Семья». Для нас это новый опыт, ранее в структуре соцзащиты такого не было. И для нас это стало сильной мотивацией. КВН — дело добровольное: никто никого насильно в команду не тянул. Таким образом, у нас создался команда «Да, мы такие!» из 9 человек.

Еще Л. Н. Толстой заметил, ничто так не сближает людей, как добрая, теплая хорошая шутка. Юмор — это особый взгляд на мир. Это очень эффективный способ отдыха. Это особое отношение к сложным ситуациям, а часто и безболезненное решение их. Шутка, легкая ирония, смех помогают погасить самый серьезный конфликт, выйти из стрессовой ситуации. Смех может приуменьшить зло, ослабить гнев и возмущение. Юмор помогает справиться со своими страхами и сохранить надежду на успех в будущем. Шутка позволяет легко, без ненужного напряжения переносить жизненные невзгоды, видеть абсурдность сложной ситуации и находить выход из нее. Кроме того, юмор предусматривает умение в определённые моменты несерьезно относиться к самому себе и серьезно — к своему делу.

И, наконец, обладание юмором — это способность испытывать радость от самой жизни, от возможности существовать на этом свете. Сила смеха еще и в том, что смеющийся человек больше склонен любить самого себя, а это — великое дело!

Приведём пример сценария игры КВН команды «Да, мы такие!», посвященный дню социального работника.

  1. Приветствие

(Выход под музыку)

Мы здесь не первый год и за молодые команды очень переживаем…

— Лишь бы у них не получилось!

— Прикусите язык.

— Я не могу, я после 6-ти не ем.

(Истеричный смех)

Ты, я смотрю, здесь самая адекватная?

— Ну, что есть, того нет.

— Что вы тут устроили?!

— Сейчас мы обрушим на вас наш юмористический цунами!

— Как я обожаю твои словесные обороты!

— Ещё бы, я выросла в семье учителя литературы, а у них всего 3 причины любить свою работу.

— Это какие?

— Июнь, июль и август...

— Спонсор нашего выступления — хорошее настроение начальника отдела кадров.

Фон 002_Фото начальника отдела кадров

Фон 003_ Фото начальника отдела кадров (с улыбкой)

— Слышала, недавно комиссия была. И как, удачно?

— Не то слово! Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

— Что бы сказала Псаки на это…

— Как сказала бы помощница из нашего центра — «меня Псаками не напугать»!

— Генеральный спонсор нашей команды — гормональный всплеск. Гормональный всплеск — ты всегда думаешь за нас.

— А мы придумали название команды?

— Да, мы такие!

— Я про название спрашиваю, придумали?

— Да, мы такие!

— Это что, название такое?

— Да, мы такие!

— «Роза ветров» — это не только ЦСПР, но и культурный центр… Это самый музыкальный центр во всей России! Не верите — поработайте у нас.

— Посмотрим, как вы запоете!

— Друзья, нас сегодня победить нельзя. Можно поставить плохие оценки, выступить лучше и смешнее, чем мы, но победить нельзя.

— Как сказали нам наши социальная и психологическая службы, вы сильные и справитесь!

— Да, мы такие!

Истеричный смех (успокаиваем смеющуюся, посылаем воздушные поцелуи в зал, уходим под музыку)

II . Наши будни

Ведущая: Как говорят великие классики, «Наша служба и опасна и трудна» и подтверждением является каждый чат с родителями в вотсапе.

Видео Начало будни

Ведущая : Утро наших воспитанников начинается одинаково. Итак, обычные сборы в центр.

— Мам, мне кажется у меня температура.

— Не выдумывай. Это просто дома отопление дали, и ты тоже нагрелся. Собирайся в садик.

— Нет, у меня температура, я весь горю.

— А у мамы путёвка горит!

— Гоша, а хочешь поиграть в центре в игру «сопливый шпион»? Чтобы тебя не раскрыли, захочешь покашлять — используй подушку.

Ребенок начинает кашлять.

Захочешь чихнуть — скажи, что у тебя аллергия!

— На что?

— На шторы. Сморкайся тайком или втягивай.

Мама показывает, как втягивать сопли; ребёнок повторяет.

Если поднимется температура ты к стеночке прислонись и посиди немного, а если узнают, что у тебя температура, то ты воспитателю подмигни и скажи, что ты всегда такой горячий.

Ребёнок подмигивает.

— Может, все-таки дома останемся?

— Так! Сопли втянул — и пошёл в центр!

Ведущая: Та же семья в центре.

В приемное отделение входит мама и Гоша. Мальчик плохо себя чувствует: чихает и кашляет в подушку, прислоняется к стеночке и чихает в штору.

Воспитатель: Гоша, что с тобой?

Ребенок: Аллергия.

В: На что?

Р: На шторы.

В: Гоша, по-моему, ты весь горишь, давай измерим температуру.

Р. (подмигивает) : Да не-е-е!… Я всегда был таким горячим!

Ребенок кашляет в подушку.

Мама: Уважаемая Ольга Юрьевна, я так плохо себя чувствую, прям, нет сил! Записалась к врачу. Можно Гошу оставить в Центре на выходные?

(ребенок вытирает сопли об штору)

В: Ой! Да, вы так плохо выглядите,… Конечно, оставляйте Гошеньку у нас.

М: Спасибо Вам большое за понимание! Что бы мы без вас делали!

(ребенок испуганно кашляет в подушку и убегает)

«Собрание у директора»

Ведущая: Собрание у директора

(Музыка Топот копыт лошадей)

Директор:На повестке дня поступление большого количества новых детей. Мы должны быть во всеоружии. Средства безопасности у всех под рукой?

Воспитатели: Да.

Д: Сейчас проверим. Пупырка?

В: Есть! Достают по очереди пупырку. Последний эффектно достает рулон пупырки.

Д: Шлемы?

В: Есть!

Д: И главное, для нашего спокойствия….

Буфетчица вывозит тележку с бутылкой «Корвалола». Доходит до середины сцены. Берет маленький половник. Смотрит на воспитателей, смотрит на зал. Берет половник большего размера, и говорит: «Корвалол». Едет дальше.

Все выходят.

Ведущая: а что хотелось бы сказать в конце. Мы действительно любим свою работу и очень ценим обратную связь.

(Видео «вотсап с благодарностями»)

Поклон

Ш. Музыкальный конкурс

Ой, девочки, подруга из Владивостока посмотрела наше выступление на 8 часов раньше… И… Мы победили.

Музыка Триумф

Наш музыкальный номер был просто бомба!!! Только я не спросила, кто из нас пел то. Оксана, ты вроде в музыкальной школе училась, Спой что-нибудь!

— Я не умею!

— Ничего страшного — Ольгу Бузову это никогда не останавливало! Подходиткследующему: Спой что-нибудь!

(плохо поет песню Бузовой)

Да-а-а, 10 репетиций до позора!

— Я тоже петь хочу!

Поёт плохо: Пошлю его на-а-а-а не-е-е-ебо за звё-о-о-оздочкой!!!

— Ну-у, здесь 100 репетиций до позора! Хотя правильно говоришь, нам нужна звезда.

— Где её взять?

— Как говорили древние — Бабу Ягу воспитаем в своём коллективе. Может, и про звезду так можно?

— Кучушева!!!

— Марина Анатольевна, вы — звезда нашего Центра! Спойте с нами!

— Что звезда — знаю, петь не буду!

А вы слышали — за участие в КВН большую премию дают?

(быстренько и хитренько бежит на сцену)

Песня на мотив Катерины Галициной «Бессовестно счастливая»

  1. Мы понимаем чужие боли

Душой и сердцем, ведь их не счесть

Мы в соц.защите почти герои

Ведь мы такие, какие есть!

Припев:

В профессию влюблённые

Бескрайне одаренные

В работу погружённые

Мечтами окрыленные

  1. Мы вложим душу в детей особых

Настрой ребенка должны учесть

Мы сами знаем, как это важно

Ведь мы такие, какие есть!

Припев

  1. В глазах надежда, в руках забота

Мы просто рядом, мы просто здесь

И днем и ночью кипит работа

Ведь мы такие, какие есть!

Припев

С вами были самые прекрасные

— Да, мы такие

Истеричный смех и поклон.

Литература:

  1. Эмоциональное выгорание педагога / С. А. Евстафьева, И. В. Попогребская, Е. В. Немахова [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 84–86.
  2. Марфин М., Чевурин А.Что такое КВН?. — Москва, 2010.

Похожие статьи

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Тимбилдинг как средство сплочения команды

В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога

Статья посвящена актуальности синдрома выгорания в современном мире, понятию синдрома эмоционального выгорания и музыкотерапии как аспекта профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога.

Игра как средство развития детей с ОВЗ

В статье авторы пытаются определить воздействие игры на психическое развитие детей с ОВЗ.

Хобби как профилактика эмоционального выгорания

Актуальность проблемы профессионального выгорания в среде педагогов в последние годы приобрела масштабы бедствия. Педагог, как представитель профессии, классифицируемой, как «человек-человек» наиболее подвержен неврологическим и психологическим расст...

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства

В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании

В статье автор исследует профессиональное выгорание педагогов и ищет пути профилактики и исцеления от данного недуга.

Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников через совместную спортивную деятельность

Статья посвящена проблеме социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников, через вовлечения их в совместную спортивную деятельность.

Похожие статьи

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Тимбилдинг как средство сплочения команды

В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога

Статья посвящена актуальности синдрома выгорания в современном мире, понятию синдрома эмоционального выгорания и музыкотерапии как аспекта профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога.

Игра как средство развития детей с ОВЗ

В статье авторы пытаются определить воздействие игры на психическое развитие детей с ОВЗ.

Хобби как профилактика эмоционального выгорания

Актуальность проблемы профессионального выгорания в среде педагогов в последние годы приобрела масштабы бедствия. Педагог, как представитель профессии, классифицируемой, как «человек-человек» наиболее подвержен неврологическим и психологическим расст...

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства

В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании

В статье автор исследует профессиональное выгорание педагогов и ищет пути профилактики и исцеления от данного недуга.

Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников через совместную спортивную деятельность

Статья посвящена проблеме социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников, через вовлечения их в совместную спортивную деятельность.

Задать вопрос