КВН как формат коллективно-творческого мероприятия для профилактики эмоционального выгорания сотрудников, взаимодействующих с детьми с ментальными нарушениями
Авторы: Буланова Наталья Олеговна, Дмитриева Ирина Юрьевна, Ефимова Светлана Игоревна, Крестовская Лиана Астаховна, Медяник Оксана Алексеевна, Степаненко Екатерина Игоревна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.
Дата публикации: 14.12.2023
Статья просмотрена: 30 раз
Библиографическое описание:
КВН как формат коллективно-творческого мероприятия для профилактики эмоционального выгорания сотрудников, взаимодействующих с детьми с ментальными нарушениями / Н. О. Буланова, И. Ю. Дмитриева, С. И. Ефимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8862/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье авторы рассматривают положительное влияние игры КВН для профилактики эмоционального выгорания сотрудников, с приведение примера сценария.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, КВН.
Одной из серьезных проблем социальной сферы является эмоциональное выгорание сотрудников. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.
Признаками эмоционального выгорания является: нервное истощение, снижение энтузиазма в работе, нарастание негативизма и усталости, негативные установки по отношению к воспитанникам и коллегам, негативные установки по отношению к своей работе, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. По этим причинам талантливый педагог становится профнепригодным. Иногда такие люди сами уходят из педагогической деятельности, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.
Выгорание — это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться. Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. В качестве профилактики эмоционального выгорания в нашем учреждении проводятся: месячник профессионального мастерства «Мастерство без границ», «Литературная песочница», квесты для сотрудников. А в июне 2023 года в нашем ГБУ ЦСПР «Роза ветров» прошла игра КВН, с участием двух команд из нашего центра и привлечением команды сотрудников из ГБУ «Мой семейный центр «Семья». Для нас это новый опыт, ранее в структуре соцзащиты такого не было. И для нас это стало сильной мотивацией. КВН — дело добровольное: никто никого насильно в команду не тянул. Таким образом, у нас создался команда «Да, мы такие!» из 9 человек.
Еще Л. Н. Толстой заметил, ничто так не сближает людей, как добрая, теплая хорошая шутка. Юмор — это особый взгляд на мир. Это очень эффективный способ отдыха. Это особое отношение к сложным ситуациям, а часто и безболезненное решение их. Шутка, легкая ирония, смех помогают погасить самый серьезный конфликт, выйти из стрессовой ситуации. Смех может приуменьшить зло, ослабить гнев и возмущение. Юмор помогает справиться со своими страхами и сохранить надежду на успех в будущем. Шутка позволяет легко, без ненужного напряжения переносить жизненные невзгоды, видеть абсурдность сложной ситуации и находить выход из нее. Кроме того, юмор предусматривает умение в определённые моменты несерьезно относиться к самому себе и серьезно — к своему делу.
И, наконец, обладание юмором — это способность испытывать радость от самой жизни, от возможности существовать на этом свете. Сила смеха еще и в том, что смеющийся человек больше склонен любить самого себя, а это — великое дело!
Приведём пример сценария игры КВН команды «Да, мы такие!», посвященный дню социального работника.
- Приветствие
(Выход под музыку)
— Мы здесь не первый год и за молодые команды очень переживаем…
— Лишь бы у них не получилось!
— Прикусите язык.
— Я не могу, я после 6-ти не ем.
(Истеричный смех)
— Ты, я смотрю, здесь самая адекватная?
— Ну, что есть, того нет.
— Что вы тут устроили?!
— Сейчас мы обрушим на вас наш юмористический цунами!
— Как я обожаю твои словесные обороты!
— Ещё бы, я выросла в семье учителя литературы, а у них всего 3 причины любить свою работу.
— Это какие?
— Июнь, июль и август...
— Спонсор нашего выступления — хорошее настроение начальника отдела кадров.
Фон 002_Фото начальника отдела кадров
Фон 003_ Фото начальника отдела кадров (с улыбкой)
— Слышала, недавно комиссия была. И как, удачно?
— Не то слово! Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
— Что бы сказала Псаки на это…
— Как сказала бы помощница из нашего центра — «меня Псаками не напугать»!
— Генеральный спонсор нашей команды — гормональный всплеск. Гормональный всплеск — ты всегда думаешь за нас.
— А мы придумали название команды?
— Да, мы такие!
— Я про название спрашиваю, придумали?
— Да, мы такие!
— Это что, название такое?
— Да, мы такие!
— «Роза ветров» — это не только ЦСПР, но и культурный центр… Это самый музыкальный центр во всей России! Не верите — поработайте у нас.
— Посмотрим, как вы запоете!
— Друзья, нас сегодня победить нельзя. Можно поставить плохие оценки, выступить лучше и смешнее, чем мы, но победить нельзя.
— Как сказали нам наши социальная и психологическая службы, вы сильные и справитесь!
— Да, мы такие!
Истеричный смех (успокаиваем смеющуюся, посылаем воздушные поцелуи в зал, уходим под музыку)
II . Наши будни
Ведущая: Как говорят великие классики, «Наша служба и опасна и трудна» и подтверждением является каждый чат с родителями в вотсапе.
Видео Начало будни
Ведущая : Утро наших воспитанников начинается одинаково. Итак, обычные сборы в центр.
— Мам, мне кажется у меня температура.
— Не выдумывай. Это просто дома отопление дали, и ты тоже нагрелся. Собирайся в садик.
— Нет, у меня температура, я весь горю.
— А у мамы путёвка горит!
— Гоша, а хочешь поиграть в центре в игру «сопливый шпион»? Чтобы тебя не раскрыли, захочешь покашлять — используй подушку.
Ребенок начинает кашлять.
— Захочешь чихнуть — скажи, что у тебя аллергия!
— На что?
— На шторы. Сморкайся тайком или втягивай.
Мама показывает, как втягивать сопли; ребёнок повторяет.
— Если поднимется температура ты к стеночке прислонись и посиди немного, а если узнают, что у тебя температура, то ты воспитателю подмигни и скажи, что ты всегда такой горячий.
Ребёнок подмигивает.
— Может, все-таки дома останемся?
— Так! Сопли втянул — и пошёл в центр!
Ведущая: Та же семья в центре.
В приемное отделение входит мама и Гоша. Мальчик плохо себя чувствует: чихает и кашляет в подушку, прислоняется к стеночке и чихает в штору.
Воспитатель: Гоша, что с тобой?
Ребенок: Аллергия.
В: На что?
Р: На шторы.
В: Гоша, по-моему, ты весь горишь, давай измерим температуру.
Р. (подмигивает) : Да не-е-е!… Я всегда был таким горячим!
Ребенок кашляет в подушку.
Мама: Уважаемая Ольга Юрьевна, я так плохо себя чувствую, прям, нет сил! Записалась к врачу. Можно Гошу оставить в Центре на выходные?
(ребенок вытирает сопли об штору)
В: Ой! Да, вы так плохо выглядите,… Конечно, оставляйте Гошеньку у нас.
М: Спасибо Вам большое за понимание! Что бы мы без вас делали!
(ребенок испуганно кашляет в подушку и убегает)
«Собрание у директора»
Ведущая: Собрание у директора
(Музыка Топот копыт лошадей)
Директор:На повестке дня поступление большого количества новых детей. Мы должны быть во всеоружии. Средства безопасности у всех под рукой?
Воспитатели: Да.
Д: Сейчас проверим. Пупырка?
В: Есть! Достают по очереди пупырку. Последний эффектно достает рулон пупырки.
Д: Шлемы?
В: Есть!
Д: И главное, для нашего спокойствия….
Буфетчица вывозит тележку с бутылкой «Корвалола». Доходит до середины сцены. Берет маленький половник. Смотрит на воспитателей, смотрит на зал. Берет половник большего размера, и говорит: «Корвалол». Едет дальше.
Все выходят.
Ведущая: а что хотелось бы сказать в конце. Мы действительно любим свою работу и очень ценим обратную связь.
(Видео «вотсап с благодарностями»)
Поклон
Ш. Музыкальный конкурс
— Ой, девочки, подруга из Владивостока посмотрела наше выступление на 8 часов раньше… И… Мы победили.
Музыка Триумф
— Наш музыкальный номер был просто бомба!!! Только я не спросила, кто из нас пел то. Оксана, ты вроде в музыкальной школе училась, Спой что-нибудь!
— Я не умею!
— Ничего страшного — Ольгу Бузову это никогда не останавливало! Подходиткследующему: Спой что-нибудь!
(плохо поет песню Бузовой)
— Да-а-а, 10 репетиций до позора!
— Я тоже петь хочу!
Поёт плохо: Пошлю его на-а-а-а не-е-е-ебо за звё-о-о-оздочкой!!!
— Ну-у, здесь 100 репетиций до позора! Хотя правильно говоришь, нам нужна звезда.
— Где её взять?
— Как говорили древние — Бабу Ягу воспитаем в своём коллективе. Может, и про звезду так можно?
— Кучушева!!!
— Марина Анатольевна, вы — звезда нашего Центра! Спойте с нами!
— Что звезда — знаю, петь не буду!
— А вы слышали — за участие в КВН большую премию дают?
(быстренько и хитренько бежит на сцену)
Песня на мотив Катерины Галициной «Бессовестно счастливая»
- Мы понимаем чужие боли
Душой и сердцем, ведь их не счесть
Мы в соц.защите почти герои
Ведь мы такие, какие есть!
Припев:
В профессию влюблённые
Бескрайне одаренные
В работу погружённые
Мечтами окрыленные
- Мы вложим душу в детей особых
Настрой ребенка должны учесть
Мы сами знаем, как это важно
Ведь мы такие, какие есть!
Припев
- В глазах надежда, в руках забота
Мы просто рядом, мы просто здесь
И днем и ночью кипит работа
Ведь мы такие, какие есть!
Припев
— С вами были самые прекрасные
— Да, мы такие
Истеричный смех и поклон.
Литература:
- Эмоциональное выгорание педагога / С. А. Евстафьева, И. В. Попогребская, Е. В. Немахова [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 84–86.
- Марфин М., Чевурин А.Что такое КВН?. — Москва, 2010.
Похожие статьи
Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса
В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.
Тимбилдинг как средство сплочения команды
В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога
Статья посвящена актуальности синдрома выгорания в современном мире, понятию синдрома эмоционального выгорания и музыкотерапии как аспекта профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога.
Игра как средство развития детей с ОВЗ
В статье авторы пытаются определить воздействие игры на психическое развитие детей с ОВЗ.
Хобби как профилактика эмоционального выгорания
Актуальность проблемы профессионального выгорания в среде педагогов в последние годы приобрела масштабы бедствия. Педагог, как представитель профессии, классифицируемой, как «человек-человек» наиболее подвержен неврологическим и психологическим расст...
Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства
В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.
Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера
В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...
Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений
В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.
Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании
В статье автор исследует профессиональное выгорание педагогов и ищет пути профилактики и исцеления от данного недуга.
Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников через совместную спортивную деятельность
Статья посвящена проблеме социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников, через вовлечения их в совместную спортивную деятельность.
Похожие статьи
Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса
В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.
Тимбилдинг как средство сплочения команды
В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога
Статья посвящена актуальности синдрома выгорания в современном мире, понятию синдрома эмоционального выгорания и музыкотерапии как аспекта профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога.
Игра как средство развития детей с ОВЗ
В статье авторы пытаются определить воздействие игры на психическое развитие детей с ОВЗ.
Хобби как профилактика эмоционального выгорания
Актуальность проблемы профессионального выгорания в среде педагогов в последние годы приобрела масштабы бедствия. Педагог, как представитель профессии, классифицируемой, как «человек-человек» наиболее подвержен неврологическим и психологическим расст...
Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства
В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.
Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера
В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...
Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений
В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.
Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании
В статье автор исследует профессиональное выгорание педагогов и ищет пути профилактики и исцеления от данного недуга.
Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников через совместную спортивную деятельность
Статья посвящена проблеме социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников, через вовлечения их в совместную спортивную деятельность.