Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 28.01.2018

Статья просмотрена: 1252 раза

Библиографическое описание:

Медяник, О. А. Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его родителями / О. А. Медяник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48098/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личность, которая готова к самостоятельной жизни в социуме.

Важная роль отводится коррекционно-воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами — выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

Социальная адаптация — это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Коррекционно-педагогическая работа по социально — бытовой ориентировке направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития воспитанников.

Основная цель социальной адаптации — помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности для выхода из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Наличие интеллектуального дефекта у детей с умственной отсталостью отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, однако это не означает, что оно не поддаётся коррекции. Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные [1, с.145].

Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком — это огромная ответственность. Следует отметить, что обучение и развитие осуществляется наиболее успешно при условии правильной организации и систематическом применении коррекционно-развивающих занятий, построенных с учётом возрастных и психофизических особенностей ребёнка, его интеллектуального развития и потенциальных возможностей.

Очень многое зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества воспитателя с психологом, дефектологом, с другими педагогами и конечно родителями.

Важно отметить, что хороший способ собрать информацию о ребёнке — это внимательно слушать родителей, поскольку они лучше всех его знают и наблюдают за ним в безопасной обстановке, когда ребёнок максимально расслаблен и не испытывает стресса от присутствия постороннего человека. Умение внимательно слушать, сосредоточившись только на личности говорящего и на информации, которую он сообщает, — очень важный профессиональный навык.

Поделюсь наблюдениями и приведу некоторые примеры из жизни ребёнка группы. Его зовут Андрей ему 12 лет. Как налаживаем контакт и избегаем негативного поведения?

Андрей единственный ребёнок в семье. В разных жизненных ситуациях проявляет либо положительные (улыбка, смех, движение на встречу, обнимание и поцелуи), либо отрицательные (крик, плач) эмоции, но также может проявлять безразличие. Очень чувствителен к негативным эмоциям людей (становится беспокойным, начинает метаться, хватая всё подряд без надобности).

Вступает в контакт избирательно с определёнными людьми, в зависимости от степени знакомства и доверия. Андрей любит слушать музыку, танцевать, перенося вес с одной ноги на другую. Мелкая моторика развита плохо, испытывает трудности с мелкими предметами. Присутствуют стереотипные движения в виде постукивания себя по голове, по зубам каким — либо предметом (чаще своей любимой игрушкой — зелёненькой черепашкой) или закидыванием головы назад. У Андрея сильная привязанность к этой игрушке — это его дружочек (c ней спит, ест, ходит в туалет, купается, гуляет). Если теряет, то просит найти — берёт за руку взрослого и водит по всей группе, заставляя отодвигать диван и т. д. Плачет, если не находит и продолжает искать. Любит собирать деревянные пазлы с изображением животных, пирамидки, рвать бумагу.

Эмоциональный фон характеризуется как спокойный, возбудимость повышается, когда он голодный или ему хочется чего-то другого, или когда его не могут понять. В такие моменты, чтобы избежать негативного поведения, ребёнку необходимо дать мармелад или печенье, а также требуется смена деятельности.

При изменении атмосферного давления Андрей проявляет возбуждение (выражается в повышенной суетливости, плаче и требованием внимания к себе). Если, используя ласковую речь, предложить ему посидеть на капле или в кресле, ребёнок успокаивается.

Любое проявление активности можно использовать для развития. Необходимо отметить, что такие проявления, действия основа для социального развития — навыка существования в группе.

Так как Андрей восприимчив к музыке и обладает чувством ритма, то занятия начинаются с совместного прослушивания спокойной мелодии. Через некоторое время Андрей встаёт и начинает раскачиваться. Тогда начинаем действовать: основываясь на том, что делает ребёнок, предлагаю ему действие, которое вносит разнообразие в эту схему, позволяет развить его и вывести на более высокий уровень (например, предлагаю потанцевать — прибавляя к раскачиванию осознанные, произвольные движения руками и т. д.).

Когда ребёнок рвёт бумагу, пододвигаю к нему намазанный клеем лист бумаги и совместно наклеиваем разорванные кусочки. Вот получается картина!

Как уже было упомянуто выше, успех в развитии, обучении и установлении дружественного контакта с особенным ребёнком зависит от взаимопонимания и сотрудничества с родителями.

Исходя из опыта работы, при общении с родителями следует сообщать, если у ребёнка имеется прогресс. Если он отсутствует, это значит, что ничего не изменилось, не нужно каждый день говорить о состоянии, о котором знают обе стороны. Такие сведения только усиливают чувство беспомощности, укрепляют убеждение в бесполезности усилий. Например, во время прогулки Андрей сорвал цветок — сохраним его и вручим маме. На экскурсии сделаем фото. Родитель, придавленный ограниченными возможностями своего ребёнка, получит информацию о его достоинствах, чувствах, предпочтениях. Это укрепит их взаимную близость. Родитель начнёт доверять воспитателю, воспринимать, как человека, для которого Андрей является неповторимым и воспринимается индивидуально.

Для успешного общения воспитателя с родителями, быть с ними в контакте, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Поддерживать родителей, демонстрируя успехи и пробуждая положительные эмоции по отношению к ребёнку и к друг другу.
  2. Не надо требовать, необходимо подкреплять положительные моменты встреч.
  3. Не следует оценивать и пытаться насильно изменить их образ жизни.
  4. Подчёркивать и поддерживать их право быть нормальными людьми, пусть ограниченные возможности ребёнка перестанут быть единственной важной проблемой в их жизни.

Современный воспитатель — это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. За целый день приходится перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком (находится со всей группой и одновременно с каждым из детей). Несомненно, успешному проведению коррекционно-развивающих занятий способствует умелое психолого-педагогическое руководство ими.

Для проблемного ребёнка эмоциональная сторона, организация занятия — важное условие.

Взрослый человек (воспитатель, родители) своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у детей положительное отношение к занятиям. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход. Необходима доброжелательность, благодаря которой и появляется сотрудничество — контакт, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Роль взрослого двойственна: с одной стороны — он руководит познавательным процессом, а с другой — исполняет роль участника, направляет каждого ребёнка на выполнение действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре, и одновременно следит за выполнением правил.

Литература:

  1. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, социальная адаптация, умственная отсталость, контакт, негативное поведение, ребенок, самостоятельная жизнь, современный воспитатель.


Задать вопрос