Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Профессии в растениеводстве сельского хозяйства»
Авторы: Караськова Елизавета Борисовна, Севальнева Людмила Васильевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 17.11.2023
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Караськова, Е. Б. Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Профессии в растениеводстве сельского хозяйства» / Е. Б. Караськова, Л. В. Севальнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8780/ (дата обращения: 18.07.2024).
Знакомство с профессиями взрослых следует проводить в определенной системе, подчиняясь следующей последовательности: название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, форменная одежда, трудовые действия, личностные качества, продукт (результат) труда, польза труда для общества, для других людей.
Ключевые слова: старшие дошкольники, профессии, орудия труда, трудовые действия.
Согласно Постановлению Минтруда РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования. Вхождение дошкольников в социальный мир начинается в раннем детстве и невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера как профессиональный мир.
Дошкольники всегда заинтересованно относятся к труду взрослых, с самого раннего детства имитируют профессиональные действия врача, воспитателя, продавца. Но обследование знаний и умений старших дошкольников показало, что дошкольники не всегда в системе представляют трудовой процесс от начала до получения продукта труда, о взаимосвязи некоторых профессиональных процессов в единое производство, а также о важности добросовестного и ответственного отношения к своим обязанностям на работе.
Если расположить все составляющие компоненты в виде картинок вокруг центрального образа человека определенной профессии, соединить их с ней, то можно получить графическое изображение характерных особенностей данной работы. Соединение наглядности, словесного описания с практикой составления такого пособия называется ментальной картой.
Ментальная карта — это метод усвоения информации с использованием графической записи. В силу особенностей развития детского мышления дошкольники быстрее и эффективнее запоминают картинки, фотографии, чем словесное их описание.
В основу занятия с детьми старшего дошкольного возраста о профессиях сельского хозяйства положен данный метод ментальных карт.
Городскому ребенку трудно представить сельскохозяйственное производство, но он хорошо знаком с продукцией: овощами, фруктами, мукой и крупами для каши. Наглядность ментальных карт позволяет развивать образное мышление, проанализировать систему производства и переработки продукции. Сельское хозяйство включает в себя животноводство, растениеводство, которые в свою очередь делятся на более мелкие производства. Поэтому невозможно охватить все профессии сельского хозяйства за одно занятие.
Цель ООД: знакомство старших дошкольников с профессиями работников, занятых в растениеводстве сельского хозяйства
Задачи:
Образовательные
– познакомить старших дошкольников с производством сельскохозяйственной продукции посредством изучения профессий, занятых в нем;
– обогатить умения по составлению ментальных карт по теме «Профессии в сельском хозяйстве»;
Развивающие
– формировать у дошкольников стремление к изучению незнакомых профессий по определенному алгоритму;
– развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
– развивать коммуникативные способности дошкольников, умению договариваться и налаживать общение и взаимодействие в среде сверстников;
Воспитывающие
– воспитывать уважение к труду работников сельского хозяйства, а также бережное отношение к продукции, произведенной в нем.
Оборудование: лист ватмана А-1, фломастеры, набор карточек с изображением профессий, инструментов, одежды, продуктов, машин в сельскохозяйственном производстве, мультимедиа для просмотра презентации.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о труде работников сельского хозяйства, рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжетов. Знакомство с алгоритмом заполнения и чтения ментальной карты.
Таблица 1
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по теме «Профессии в растениеводстве сельского хозяйства»
Название этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Подготовительный |
- «Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!» Вы помните такое стихотворение «Овощи» Сергея Михалкова? Но мы не будем участвовать в споре овощей, а я хочу спросить: А овощи откуда попали на базар, где их купила хозяйка?» |
Дети отвечают, что жители села выращивают их на полях, на своих приусадебных участках, на дачах. |
Мотивационный |
Кто же их выращивает на полях? Какую продукцию производят в сельском хозяйстве? Сельское хозяйство можно разделить на два больших производства: животноводство (что там делают?) и растениеводство (что там делают?) Давайте познакомимся с растениеводством или земледелием. |
Перечисляют продукты питания. Понимают, что в животноводстве ухаживают и выращивают животных, а в растениеводстве выращивают растения. |
Составление ментальной карты |
Все растения произрастают за земле, поэтому и называется оно земледелием. Какую картинку мы разместим в центр листа? Что можно вырастить на земле? Как назовем эти направления? (овощеводство, садоводство, цветоводство, виноградарство, полеводство) |
Дошкольники перечисляют все возможные варианты и решают поставить картинку чистого поля — земли. Направления земледелия обозначаются условным знаком. |
Давайте продолжим составлять карту профессий в земледелии. (схема описания каждой профессии) Если работник выращивает овощи, то его профессия называется — овощевод, фрукты — садовод, виноградарство — виноградарь, цветы- цветовод. Но есть такое направление как полеводство. Что там выращивают и как называются профессии? (агроном, почвовед, тракторист-машинист, селекционер, комбайнер, механизатор, хлебороб, семеновод) |
Дети называют профессии, выбирают из набора картинок нужные и приклеивают на концы линий, если нет картинки, то рисуют самостоятельно. У всех работников земледелия имеется специальная одежда. Дети выбирают заранее заготовленные картинки и прикрепляют их на карту. |
|
А ткани получают из каких растений? (лен, хлопок). Попробуйте сами составить название этих производств (хлопководство, льноводство). |
Дошкольники знакомятся с другими профессиями земледелия |
|
Практико-игровой |
Для закрепления полученных знаний о профессиях в земледелии проводятся дидактические игры на основе заполненных секторов в карте: «Назови профессию», «Кто, что делает?», «Кому, что нужно для работы?», «Подбери спецодежду для работы в земледелии», «Продукция с поля». |
Дошкольники рассматривают заполненные сектора карты, проводят карандашами стрелочки. Играют в игры, закрепляя полученные знания. |
Оценочно-рефлекторный |
Просмотр презентации «что производят в земледелии» |
После просмотра дошкольники отвечают на вопросы воспитателя о важности работы земледельцев. |
Литература:
- Алябьева Е. А. Играем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет. М.: ТЦ Сфера 2018.- 128 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/457646/
- Зайченко Т. Г. Методическая разработка по формированию символического мышления с помощью построения интеллект-карт // Альманах мировой науки. 2019. № 1 (27). С. 105–107. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37017914
- Луговская Е. П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=19031
- Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Профессии. / Н. В. Нищева. С.Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.- 64 С. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/757903/
- Риванова Е. В. Ментальные карты. Как научить запоминать быстро и легко.// Дошкольное воспитание — 2022. № 1.- с. 78–80 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47988194