Гармония физического и психического здоровья: взрослые и дети
Автор: Лотышева Татьяна Витальевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 30.11.2023
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Лотышева, Т. В. Гармония физического и психического здоровья: взрослые и дети / Т. В. Лотышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8774/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы особенно отмечается снижение уровня как физического, так и психического здоровья детей и взрослых, поэтому проблема сохранения и укрепления психического и физического здоровья является как никогда актуальной. В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС — «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6]. Поэтому, работа в дошкольной образовательной организации направлена на созидание и гармонизацию физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса: воспитанников, родителей и педагогов.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
И. В. Дубровина дает такое определение психологического здоровья: динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих:
а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом;
б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [3, с.352].
Физическое и психическое состояние человека взаимосвязаны и взаимообусловлены. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния. Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками — залог становления личности ребенка [2].
Для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.
Например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок проходит адаптацию в детском саду, испытывает большие учебные, физические нагрузки и после этого у него нет свободного времени, чтобы он мог заняться тем, чем хочет.
Очевидно, что особенность развития детей дошкольного возраста заключается во взаимосвязи и взаимозависимости физического и психического здоровья детей, крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически [7].
Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Занятия физическими упражнениями развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, предупреждают нарушение осанки, плоскостопия, тренируются защитные силы организма, воспитываются наблюдательность, внимание, развиваются волевые качества (решительность, настойчивость, дисциплинированность, самоконтроль), вырабатывается характер.
Для достижения гармонии физического и психического здоровья в своей работе мы используем здоровьесберегающие воспитательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) по определению Смирнова Н. К., «здоровьесберегающие образовательные технологии — технологии, программы и методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ЗОЖ» [5 c. 212].
Здоровьесберегающие образовательные технологии — наиболее значимые по степени их влияния на здоровье и развитие детей. Их главный отличительный признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья детей при реализации воспитательно-образовательного процесса. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий достигает цели лишь при осознании всеми педагогами ДОО своей солидарной ответственности за сохранение здоровья ребенка и наличии необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Основной задачей ЗОТ является обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия воспитанников в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье.
Здоровьесберегающие воспитательные технологии, которые можно представить следующим образом:
— стимулирующие (активизация сил организма для выхода из нежелательного состояния: плохого самочувствия, вялости, усталости);
— профилактические технологии (приучение к соблюдению санитарно-гигиенических норм и требований в играх, учебе, труде, досуге);
— компенсаторно-нейтрализующие (мероприятия по нейтрализации угроз здоровью: физминутки при сидящем режиме работы или учебы, профилактическая гимнастика и др.;
— информационные технологии (разъяснение и убеждение в важности здорового образа жизни и посильной физической активности) [4].
Остановимся отдельно на каждой технологии:
— стимулирующие технологии направлены на активизацию собственных ресурсов детского организма. Это организация мероприятий по закаливанию, получению необходимой физической нагрузки.
К ним относятся: приемы психотерапии и фитотерапии, цветотерапии, песочной терапии; спортивные игры, которые могут являются частью физкультурного занятия, могут проводиться на прогулке, в групповой комнате, в часы двигательной активности; музыкально-ритмические движения для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развитие общей моторики;
— защитно-профилактические технологии направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относятся:
— личная гигиена, поддержание чистоты, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН (обстановка и гигиенические условия в спортзале, в группе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.); соблюдение общего режима двигательной активности, режима дня;
— обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
— проведение прививок с целью предупреждения инфекций;
— ограничение предельного уровня образовательной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления детей (соблюдение длительности занятии для каждой возрастной группы, смена динамических поз);
— использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзале с целью профилактики травматизма и т. п.;
— использование методов, способствующих активизации инициативы воспитанников. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия и т. д.); активные методы (ребенок в роли педагога, обучение действием, ролевая игра); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, общения, самооценки);
— место, длительность и условия применения ТСО (непрерывный просмотр статических и динамических изображений на интерактивной доске или экране не более 5–7 минут);
— отслеживание состояние ребенка в течение занятия, и в случае снижения активности, наступления утомления принимаются соответствующие меры в зависимости от ситуации;
— создание определённого психологического климата на занятии (учёт индивидуальных особенностей, доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха, помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей).
В своей работе широко используем компенсаторно-нейтрализующие технологии , которые направлены на восполнение того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частичную нейтрализацию негативных воздействий в случаях, когда полностью защитить человека от них не представляет возможным.
Это физкультминутки, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения в игровой форме, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение; гимнастика для глаз — упражнения для снятия глазного напряжения, профилактика нарушения зрения; корригирующая гимнастика включает систему упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия; гимнастика после дневного сна; активный отдых: физкультурные праздники, досуги, развлечения, турпоходы, дни здоровья; витаминизация пищевого рациона восполняет дефицит необходимых организму витаминов.
— информационно-обучающие технологии обеспечивают всем участникам воспитательно-образовательного процесса уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье — своем и близких, способствуют формированию культуры здоровья.
К ним относятся: проведение бесед («Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Что я знаю о своем организме?», «Для чего нужны занятия физкультурой?», уроков здоровья («Осанка красивая спина», «Слушай во все уши», «Школа Неболейки», «Уроки Мойдодыра»); образовательные, просветительные и воспитательные мероприятия для родителей (лекции, мастер-классы, семейные клубы на темы «Если хочешь быть здоров — закаляйся!», «Правильное питание», «Режим дня», «Профилактика простудных заболеваний»); плакаты, листовки («Я выбираю спорт!», Здоровье в наших руках»), письма (например, от Доктора Айболита), которые адресованы детям, их родителям, педагогам и всем специалистам дошкольного учреждения.
Все перечисленные здоровьесберегающие воспитательные технологии помогают в образовательном процессе достичь гармоничных результатов развития физического и психического здоровья воспитанников и их родителей.
Литература:
- Аванесова Т. В. Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников». Образовательная сеть nsportal.ry https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/06/17/konsultatsiya-dlya-pedagogov-na-temu-vzaimosvyaz-psihicheskogo-i
- Аветян С. Л. Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников. Сайт МБОУ Одинцовская СОШ № 12 дошкольное отделение — детский сад № 39 https://detsad39.odinedu.ru/assets/img/detsad39/ %D0 %90 %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8F %D0 %BD %201.pdf
- Омельченко С. А. Взаимодействие социальных институтов общества в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Л.: 2007. — 352 с.
- Портола Л. Н. Современные здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ. Образовательная сеть nsportal.ry https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/11/11/sovremennye-zdorovesberegayushchie-tehnologii-v-dou
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 121с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Минюст России, 2013.
- Шибанова В. В. Взаимосвязь физического и психического здоровья дошкольника /Здоровье, физкультура. Сайт МКОУ СОШ № 1 с.п. Аргудан https://argudanmousosh1.ru/raznoe/vzaimosvyaz-fizicheskogo-i-psihicheskogo-zdorovya-vzaimosvyaz-psihicheskogo-i-fizicheskogo-zdorovya-doshkolnikov.html#i-4