Проблема единства в понимании духовно-нравственного воспитания в педагогических коллективах и родительской среды
Авторы: Павлова Екатерина Спасова, Иванова Екатерина Николаевна, Агаркова Юлия Сергеевна, Кривохижа Юлия Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 06.01.2017
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Павлова, Екатерина Спасова. Проблема единства в понимании духовно-нравственного воспитания в педагогических коллективах и родительской среды / Екатерина Спасова Павлова, Е. Н. Иванова, Ю. С. Агаркова, Ю. А. Кривохижа. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11694/ (дата обращения: 17.12.2024).
Единство и традиция как сила, передающая ценности и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы общество в любой исторический период сохраняло свою целостность и единство.
Самое опасное в нынешнем состоянии общества — усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности и бренности всего происходящего. Социализация современного общества — это своеобразная социализация, которая не учит, но научает существовать на базе пустоты; настоящее не имеющее достойного будущего, обособленное, в замкнутом пространстве, не имеющее выхода. Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодого поколения.
Социализация — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации, называются агентами социализации:
‒ агентом первичной социализации для ребенка является семья, первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности,
‒ детский сад, школа, церковь, вуз, армия — агенты вторичной социализации.
В момент первичной социализации, родители осуществляют процесс опеки и ухода за ребенком, приобщают его к социальной жизни, поведение родителей является наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.
Далее значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях. Местом общения становится школа, где дети испытывают дружбу, первую влюбленность и вражду. Происходит адаптация и для становления подростка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности.
Взаимодействие с подростками в процессе социализации должно:
‒ основываться на принципах духовно-нравственного воспитания агентами первичной и вторичной социализации совместно (такая работа будет успешной при условии, что будет проводится как со стороны педагогического коллектива, так и в родительской среде, и только тогда совместными усилиями будет достигнут необходимый результат.
‒ представляться целенаправленно и на всех ступенях образования.
Большое социализирующее воздействие на подростка оказывают: группы сверстников, всевозможные неформальные молодежные организации, средства массовой информации и электронной коммуникации, ведущие разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения.
В настоящее время можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков:
‒ противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;
‒ недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений;
‒ неумение общаться, процветает словесная агрессия;
‒ замена нравственных ценностей и трудность адаптации к условиям современной жизни без веры к стремлению найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения, в итоге — абстрактные идеалы и жизненные планы, падение нравов, эгоцентризм и сознание своей собственной исключительности;
‒ желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести; Сегодня многие подростки не в состоянии признать свои ошибки, при необходимости извиниться.
‒ неправильное воспитание или ошибочный стиль семейного воспитания, наличие семейной разобщённости. Нерадостны будут плоды такого воспитания, когда семейные ценности подвергаются крушению и молодежь делается своенравной, дерзкой, гордой, расточительной, беспечной, в семьях происходит нарушение порядка, царит непослушание, дети спорят о правах с родителями и выходят из естественных условий своей жизни. Разделившаяся в понимании семья не способна сохранить единство, и целое распадается на части. Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные. Непросто сохранить единство семьи, страны и надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей. В настоящее время разрушаются все опоры нравственности, а отличительными чертами подрастающего поколения являются: холодность и небрежение в делах веры и благочестия, пристрастие к развлечениям, различного рода гаджетам, алчность, видны порывы властолюбия и вместе с тем двуличность в обращении и безразличии в отношениях. Необходимо способствовать успешной социализации современной молодежи, соответствующей целям общественного развития, имеющей позитивно направленный вектор, создать условия и обеспечить социализацию во всех сферах общественного бытия, а также:
‒ ориентировать на соответствующее нравственное, психическое и физическое развитие; дать возможность подросткам взглянуть на себя как бы со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своём поведении в процессе общения. Но можно ли ручаться за юный возраст, всегда беспечный, рассеянный и больше склонный к вольности? Нужно помочь сохранить всю твердость характера, все благородство души и все благоразумие, чтобы удержаться в своем положении. Следует подвязывать свинец, а не крылья, иначе они вырвутся, взовьются и улетят.
‒ вместе решать проблемы социализации, не только в рамках Министерства образования совместно с Институтом семьи взять курс на духовное возрождение нации, повышение ответственности и самостоятельности молодёжи. Для этого необходимо перенять из различных исторических периодов нашей страны все по-настоящему значимое и ценное, такой синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность». Именно такое государство создаст оптимальные возможности для необходимой духовной жизни граждан нашей страны, благосостояния общества, для передачи духовного наследия наших предков современной молодежи и будущим поколениям. Следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем [1].
Итак, в рамках нравственного воспитания необходимо учить детей:
‒ прогнозировать результат своих поступков,
‒ учить анализировать прожитый день с точки зрения его полезности,
‒ давать навык совершенствования своего характера,
‒ учить терпению, послушанию, уважению старших,
‒ умению правильно общаться, говорить «нет», различая добро и зло,
‒ общаться по вопросам смысла жизни, свободы и внутренней цензуры зрительной информации,
‒ развивать позитивное мышление,
‒ учить критическому мышлению,
‒ работе с состояниями уныния, лености и склонностями ко лжи.
Семья и педагоги должны совместно предпринять немалые усилия и не дать сбиться детям с достойного пути, сохранить единство нашей страны, нашего народа, хранить базовые и объединяющие нас ценности классической русской культуры и укреплять её духовный первоисточник — православную веру. Что же можем сделать мы, чтобы подняться к духовным высотам? Если в наше время, Закон Божий и другие духовные и нравственные предметы изучаются детьми поверхностно и лишь постольку, поскольку это входит в расчеты светские, не осуществляются ими в жизни. Изначально воспитание идет из семьи, с самого раннего возраста, по мере взросления, многое дозволено и не запрещается, не ограничивается, например, когда Церковь заповедует пост, им разрешают вкушать любую пищу, или, когда Церковь призывает на молитву, они или предаются сну, или занимаются, чем не должно, или бывают там, где не следует. Современные школьники, многие не получившие при воспитании ни религиозного настроения, ни навыка к трудам, к чему могут быть способны имея одни свои непригодные для семьи и общества привычки? При этом нужно работать не только с богатыми и благополучными юношами и девушками, проживающих в мегаполисах и ориентированных на карьеру и успех, также нужно искать методы взаимодействия с так называемой «уличной» молодежью, с теми, кто отличается юношеским максимализмом, кто тяготеет к сплоченным подростковым сообществам [2].
Также можно увидеть резкую противоположность между детьми высшего и низшего круга. Изысканное и угодливое воспитание выводит детей из нормального состояния, развивает в них начала физического разрушения, делает их раздражительными, своенравными, заносчивыми и прихотливыми, тогда как богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы — сглаживать, по возможности, её недостатки, отсекать дурные привычки и наклонности, смягчать суровость, укрощать страсти, облагораживать нравы и чувства, пробуждать и раскрывать силы духа настолько, насколько они требуются для христианской деятельности.
В итоге, с какими странностями современная молодежь развивается в семействе, с такими же вступит и в общество. Не напитанные с раннего детства духом христианским, дети не обладают христианским воспитанием и благочестием, и не понимают, что же такое есть духовно-нравственные ценности. Мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Главным предметом обучения детей в семье должно составлять — благочестие, от которого проистекают все блага временные и вечные, подавлять в них склонность к своеволию, внушать, что нужно любить родителей и повиноваться им и предержащей власти, внушать уважение к старшим, учителям и приготовлять их к трудам, сообразным их состоянию и семейным обязанностям. А главное, в современной молодежи мало истинной любви, её признаком является готовность к самопожертвованию, не возмутиться, не сорваться, а сделать все для своей семьи, для ближнего, ущемить свои интересы способны немногие современные школьники, а в будущем из таких мелочей и будет состоять их семейная жизнь, где уже они будут выступать в роли агентов первичной социализации, для своих детей, влиять совместно с педагогами на формирующиеся у них нормы и ценности.
Литература:
1. Патриарх Кирилл: Без православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. // Сайт Издательства «pravmir.ru». [Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-bez-pravoslaviya-nasha-otechestvennaya-kultura-ne-mogla-poyavitsya-na-svet-i-ne-imeet-perspektiv-v-budushhem/
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного // Сайт Издательства «patriarchia.ru». [Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/patriarhia.ru/db/text/3367103.html