Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Антонова, Е. В. Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе / Е. В. Антонова, Ю. В. Брыкин, И. З. Сковородкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 761-764. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22893/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Одной из важных задач, стоящих перед системой профессионального образования, является осуществление государственной национальной политики станы, заключающейся в успешной социализации молодежи, воспитании у молодых людей общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.

Ключевые слова: образование; воспитание; социализация; культура; государственная образовательная политика; профессиональные образовательные организации.

 

Современный мир невозможно представить без проявления высокой активности и национального самосознания граждан как необходимого компонента гражданского общества. Поэтому одной из важных задач государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, является успешная социализация молодежи, воспитание подрастающего поколения, заключающееся в формировании у молодых людей общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса. [1,2]

Россия всегда могла гордиться уровнем вовлеченности молодых людей в социальные процессы. Традиционно именно на профессиональную и творческую молодежь — будущее страны, общество и государство возлагает большие надежды. Возрождение российского общества требует большой научно-теоретической работы по созданию обновленных ценностных ориентиров с целью формирования жизнеспособного подрастающего поколения, что является одной из главных стратегических задач развития страны.

В современных социокультурных условиях профессиональная школа, используя новые подходы в решении проблем интеграции молодых людей в обществе, их успешной социализации, призвана оказывать помощь в реализации их потенциала, формировать у них качества личности, соответствующие ценностям российского общества.

Наряду с безусловными достижениями всех социальных институтов в области взаимодействия по молодежным вопросам, наблюдается и ряд существующих в этом направлении проблем. На современном этапе ведется мощная конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил за осуществление контроля над формированием молодежной политики в стране. Особенности социализации молодых людей, возраст которых, как правило, совпадает с обучением в профессиональных образовательных организациях, тесно связаны с особенностями их сензитивного развития, условиями социокультурной среды, развитием общественных институтов.

В этот возрастной период на социализацию молодых людей существенным негативным образом могут повлиять различные проблемы современного социума, такие, как сложность найти подходящую работу в связи с укрупнением организаций и сокращением рабочих мест (как следствие — вовлечение в противоправную деятельность); неэффективная миграционная политика и обостряющиеся межнациональные отношения; развитие зависимости от компьютерных технологий (как следствие — чувство отчуждения, оторванности); нестабильность семьи; коммерциализация всех звеньев системы образования; влияние средств массовой информации и т. д.

В связи с этим очевидна необходимость поддержки молодых людей в их социальной адаптации и выстраивание системной воспитательной работы на государственном уровне. Чрезвычайно необходимым в данном направлении является необходимость принятия Стратегии развития воспитания в РФ, важность которой лишь подчеркивается продолжительными дискуссиями различных социальных институтов о современных подходах в осуществлении воспитания детей и молодежи, опирающихся на ключевые приоритеты в области воспитания [3]:

        создание условий для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

        обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

        повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов РФ;

        формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и молодежи и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

        обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей и молодежи, требующих особой заботы общества и государства, включая людей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальные процессы, происходящие в российском обществе XXI века, оказывают существенное влияние на формирование личности и уровень социальной адаптации молодого человека. С одной стороны, это наиболее образованные, мобильные, восприимчивые к общественным переменам люди, с другой — недостаточно социально активные члены общества в вопросах преобразования реальной действительности.

Исследование содержания, форм проявления и механизмов осуществления адаптационных процессов в молодежной среде позволяет полнее и конкретнее направлять общественные усилия на осуществление приоритетных направлений в области социализации и воспитания молодежи, с целью предупреждения, в том числе такого опасного явления, как «возрастная сегрегация»(У. Бронфенбреннер). Суть ее заключается в том, что молодые люди не могут найти своего места в обществе, чувствуют оторванность от окружающих их людей и, порой даже, испытывают враждебность по отношению к ним, что существенным образом влияет на их будущую профессиональную деятельность.

Становление личности — сложный процесс, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации. Этот процесс включает в себя этапы эволюционного развития (появление нового по сравнению с предыдущим этапом — новообразования возрастных периодов), инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущем), особенности гетерохромного развития (проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции), особенности биологического развития (наследственные и врожденные факторы), социального развития (под влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов), специального развития (развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки).

Проведенные социологические исследования Фонда общественного мнения на тему ценностей современной молодежи наглядно демонстрируют общественный взгляд на проблему становления молодежи в различные периоды развития российского общества.

Отношение различных возрастных групп людей к современной молодежи и молодежи, например, конца XX века, наглядно демонстрируется в социологическом опросе, который показал, что большинство респондентов (51 %) подчеркивают наличие у современной молодежи иного менталитета, взглядов на жизнь, связанных с другими ценностями, другими нравами, другим воспитанием. При этом треть опрошенных отметили большую коммуникабельность молодых людей по сравнению с другими поколениями молодежи.35 % респондентов отметили наглость, невоспитанность, бестактность, неуважение к старшим, грубость, развязность, дерзость как существенные качественные характеристики большинства молодых людей страны. Отметили наличие у молодежи ума, развитости, образованности 43 % всех респондентов, при этом обратив внимание (47 %), что современная молодежь не любит работать. Большая часть опрошенных отметили проявление активности, целеустремленности молодых людей, их «продвинутость» в области современных технологий, большую самостоятельность, раскрепощенность и раскованность. [4]

На вопрос о жизненных целях, которые чаще всего ставит перед собой современная молодежь, половина из числа всех опрошенных ответили «работа», «совершенствование в профессии», «карьера»; 19 % — «получение образования», «востребованность профессии»; 13 % — «деньги, богатство»; 6 % — «материальное благополучие, достаток, достойная жизнь»; 6 % — «создание семьи»; 4 % — «наличие своего жилья»; «саморазвитие, самореализация, успех» — 2 %. [4]

Большинство респондентов (55 %) отметили, что в 90-е годы XX века в нашей стране среди молодежи было больше целеустремленных, ставящих перед собой определенные жизненные цели молодых людей, чем тех, кто плывет по течению, а в 70-е — 80-е годы XX века таких, по их мнению, было еще больше. [4]

Респонденты отметили также, что из четырех важных направлений деятельности государства в работе с молодежью, таких, как оказание молодёжи социальной поддержки, защиты её интересов; создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи; обеспечение молодёжи доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике; проведение воспитательной работы с подрастающим поколением, наиболее важными являются оказание молодёжи социальной поддержки, защиты её интересов и проведение воспитательной работы с подрастающим поколением.Таким образом, совершенно очевидно, что проблема становления молодежи волнует россиян и они подчеркивают важность проведения государственной работы по успешной социализация и воспитанию молодых людей. [4]

В нашей стране многое делается для того, чтобы профессиональные образовательные организации способствовали становлению личности человека, его эффективному развитию и занятию активной жизненной позиции. Реализуемая в России государственная молодежная политика направлена на содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, их воспитанию и образованию, созданию условий для реализации их инновационного потенциала в интересах государственного и общественного развития, создание условий для включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Это осуществляется посредством реализации образовательных программ, включения молодежи в общественно-значимую жизнь (волонтерство, молодежное самоуправление, участие в общественных советах, связанных с осуществлением управления, коллегиях, молодежных форумах, парламентах, мероприятиях и т. д.).

Важным, при этом, является обновление в профессиональных образовательных организациях как содержания (гибкость учебных планов, введение дуального образования и т. д.) и структуры программ и технологий профессионального образования с целью обеспечения их соответствия требованиям экономики страны и изменяющимся запросам населения, так и реализация механизмов для развития взаимодействия профессиональных образовательных организаций с образовательными организациями высшего образования и общественными организациями. На основе прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития России все эти направления выступают приоритетами в развитии профессионального образования и способствуют успешной интеграции молодых людей в условиях современного социума.

 

Литература:

 

  1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный источник] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=139350;req=doc (дата обращения:19.10.2015)
  2. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы»[Электронный источник] URL:http://base.garant.ru/70379634/ (дата обращения:19.10.2015)
  3. Проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный источник] URL:http://www.garant.ru/news/602789/(дата обращения:19.10.2015)
  4. Социологический опрос Фонда общественного мнения «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности» [Электронный источник] URL: http://fom.ru/TSennosti/11748 (дата обращения: 19.10.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): современная молодежь, российское общество, профессиональное образование, создание условий, государственная национальная политика, гражданская ответственность, межнациональное общение, общероссийское гражданское самосознание, современный социум, социальная адаптация.


Ключевые слова

социализация, культура, воспитание, образование, , профессиональные образовательные организации, государственная образовательная политика

Похожие статьи

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор патриотического воспитания подрастающего поколения

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Это значимая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Именно система образования должна быть центром не ...

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укре...

Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...

Традиционная культура в контексте приоритетов региональной культурной политики Республики Дагестан

Поддержка традиционной культуры связана с необходимостью сохранения исторической памяти и культурной специфики, она необходима в силу того, что фактически обеспечивает через систему учреждений культуры и образования единство тех смыслов и значений, к...

Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации

В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда. В статье авторами проводи...

Понятие и формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти является ключевым фактором для достижения стабильности и процветания в регионе. Развитие и укрепление этого взаимодействия способствует улучшению качества жизни граждан, ...

Механизм повышения политической активности молодёжи: анализ, проблемы и решения

Демократизация общества характеризуется и изменениями в социально-культурном, политическом облике молодежи. Этот процесс осуществляется политическим путем при глубоком понимании социально-политической сферы, обязательств, глубоком понимании своих жел...

Организация самостоятельных работ студентов в процессе изучения правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации ...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Похожие статьи

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор патриотического воспитания подрастающего поколения

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Это значимая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Именно система образования должна быть центром не ...

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укре...

Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...

Традиционная культура в контексте приоритетов региональной культурной политики Республики Дагестан

Поддержка традиционной культуры связана с необходимостью сохранения исторической памяти и культурной специфики, она необходима в силу того, что фактически обеспечивает через систему учреждений культуры и образования единство тех смыслов и значений, к...

Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации

В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда. В статье авторами проводи...

Понятие и формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти является ключевым фактором для достижения стабильности и процветания в регионе. Развитие и укрепление этого взаимодействия способствует улучшению качества жизни граждан, ...

Механизм повышения политической активности молодёжи: анализ, проблемы и решения

Демократизация общества характеризуется и изменениями в социально-культурном, политическом облике молодежи. Этот процесс осуществляется политическим путем при глубоком понимании социально-политической сферы, обязательств, глубоком понимании своих жел...

Организация самостоятельных работ студентов в процессе изучения правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации ...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Задать вопрос