Одной из важных задач, стоящих перед системой профессионального образования, является осуществление государственной национальной политики станы, заключающейся в успешной социализации молодежи, воспитании у молодых людей общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.
Ключевые слова: образование; воспитание; социализация; культура; государственная образовательная политика; профессиональные образовательные организации.
Современный мир невозможно представить без проявления высокой активности и национального самосознания граждан как необходимого компонента гражданского общества. Поэтому одной из важных задач государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, является успешная социализация молодежи, воспитание подрастающего поколения, заключающееся в формировании у молодых людей общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса. [1,2]
Россия всегда могла гордиться уровнем вовлеченности молодых людей в социальные процессы. Традиционно именно на профессиональную и творческую молодежь — будущее страны, общество и государство возлагает большие надежды. Возрождение российского общества требует большой научно-теоретической работы по созданию обновленных ценностных ориентиров с целью формирования жизнеспособного подрастающего поколения, что является одной из главных стратегических задач развития страны.
В современных социокультурных условиях профессиональная школа, используя новые подходы в решении проблем интеграции молодых людей в обществе, их успешной социализации, призвана оказывать помощь в реализации их потенциала, формировать у них качества личности, соответствующие ценностям российского общества.
Наряду с безусловными достижениями всех социальных институтов в области взаимодействия по молодежным вопросам, наблюдается и ряд существующих в этом направлении проблем. На современном этапе ведется мощная конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил за осуществление контроля над формированием молодежной политики в стране. Особенности социализации молодых людей, возраст которых, как правило, совпадает с обучением в профессиональных образовательных организациях, тесно связаны с особенностями их сензитивного развития, условиями социокультурной среды, развитием общественных институтов.
В этот возрастной период на социализацию молодых людей существенным негативным образом могут повлиять различные проблемы современного социума, такие, как сложность найти подходящую работу в связи с укрупнением организаций и сокращением рабочих мест (как следствие — вовлечение в противоправную деятельность); неэффективная миграционная политика и обостряющиеся межнациональные отношения; развитие зависимости от компьютерных технологий (как следствие — чувство отчуждения, оторванности); нестабильность семьи; коммерциализация всех звеньев системы образования; влияние средств массовой информации и т. д.
В связи с этим очевидна необходимость поддержки молодых людей в их социальной адаптации и выстраивание системной воспитательной работы на государственном уровне. Чрезвычайно необходимым в данном направлении является необходимость принятия Стратегии развития воспитания в РФ, важность которой лишь подчеркивается продолжительными дискуссиями различных социальных институтов о современных подходах в осуществлении воспитания детей и молодежи, опирающихся на ключевые приоритеты в области воспитания [3]:
создание условий для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов РФ;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и молодежи и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей и молодежи, требующих особой заботы общества и государства, включая людей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальные процессы, происходящие в российском обществе XXI века, оказывают существенное влияние на формирование личности и уровень социальной адаптации молодого человека. С одной стороны, это наиболее образованные, мобильные, восприимчивые к общественным переменам люди, с другой — недостаточно социально активные члены общества в вопросах преобразования реальной действительности.
Исследование содержания, форм проявления и механизмов осуществления адаптационных процессов в молодежной среде позволяет полнее и конкретнее направлять общественные усилия на осуществление приоритетных направлений в области социализации и воспитания молодежи, с целью предупреждения, в том числе такого опасного явления, как «возрастная сегрегация»(У. Бронфенбреннер). Суть ее заключается в том, что молодые люди не могут найти своего места в обществе, чувствуют оторванность от окружающих их людей и, порой даже, испытывают враждебность по отношению к ним, что существенным образом влияет на их будущую профессиональную деятельность.
Становление личности — сложный процесс, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации. Этот процесс включает в себя этапы эволюционного развития (появление нового по сравнению с предыдущим этапом — новообразования возрастных периодов), инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущем), особенности гетерохромного развития (проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции), особенности биологического развития (наследственные и врожденные факторы), социального развития (под влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов), специального развития (развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки).
Проведенные социологические исследования Фонда общественного мнения на тему ценностей современной молодежи наглядно демонстрируют общественный взгляд на проблему становления молодежи в различные периоды развития российского общества.
Отношение различных возрастных групп людей к современной молодежи и молодежи, например, конца XX века, наглядно демонстрируется в социологическом опросе, который показал, что большинство респондентов (51 %) подчеркивают наличие у современной молодежи иного менталитета, взглядов на жизнь, связанных с другими ценностями, другими нравами, другим воспитанием. При этом треть опрошенных отметили большую коммуникабельность молодых людей по сравнению с другими поколениями молодежи.35 % респондентов отметили наглость, невоспитанность, бестактность, неуважение к старшим, грубость, развязность, дерзость как существенные качественные характеристики большинства молодых людей страны. Отметили наличие у молодежи ума, развитости, образованности 43 % всех респондентов, при этом обратив внимание (47 %), что современная молодежь не любит работать. Большая часть опрошенных отметили проявление активности, целеустремленности молодых людей, их «продвинутость» в области современных технологий, большую самостоятельность, раскрепощенность и раскованность. [4]
На вопрос о жизненных целях, которые чаще всего ставит перед собой современная молодежь, половина из числа всех опрошенных ответили «работа», «совершенствование в профессии», «карьера»; 19 % — «получение образования», «востребованность профессии»; 13 % — «деньги, богатство»; 6 % — «материальное благополучие, достаток, достойная жизнь»; 6 % — «создание семьи»; 4 % — «наличие своего жилья»; «саморазвитие, самореализация, успех» — 2 %. [4]
Большинство респондентов (55 %) отметили, что в 90-е годы XX века в нашей стране среди молодежи было больше целеустремленных, ставящих перед собой определенные жизненные цели молодых людей, чем тех, кто плывет по течению, а в 70-е — 80-е годы XX века таких, по их мнению, было еще больше. [4]
Респонденты отметили также, что из четырех важных направлений деятельности государства в работе с молодежью, таких, как оказание молодёжи социальной поддержки, защиты её интересов; создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи; обеспечение молодёжи доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике; проведение воспитательной работы с подрастающим поколением, наиболее важными являются оказание молодёжи социальной поддержки, защиты её интересов и проведение воспитательной работы с подрастающим поколением.Таким образом, совершенно очевидно, что проблема становления молодежи волнует россиян и они подчеркивают важность проведения государственной работы по успешной социализация и воспитанию молодых людей. [4]
В нашей стране многое делается для того, чтобы профессиональные образовательные организации способствовали становлению личности человека, его эффективному развитию и занятию активной жизненной позиции. Реализуемая в России государственная молодежная политика направлена на содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, их воспитанию и образованию, созданию условий для реализации их инновационного потенциала в интересах государственного и общественного развития, создание условий для включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Это осуществляется посредством реализации образовательных программ, включения молодежи в общественно-значимую жизнь (волонтерство, молодежное самоуправление, участие в общественных советах, связанных с осуществлением управления, коллегиях, молодежных форумах, парламентах, мероприятиях и т. д.).
Важным, при этом, является обновление в профессиональных образовательных организациях как содержания (гибкость учебных планов, введение дуального образования и т. д.) и структуры программ и технологий профессионального образования с целью обеспечения их соответствия требованиям экономики страны и изменяющимся запросам населения, так и реализация механизмов для развития взаимодействия профессиональных образовательных организаций с образовательными организациями высшего образования и общественными организациями. На основе прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития России все эти направления выступают приоритетами в развитии профессионального образования и способствуют успешной интеграции молодых людей в условиях современного социума.
Литература:
- Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный источник] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=139350;req=doc (дата обращения:19.10.2015)
- Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы»[Электронный источник] URL:http://base.garant.ru/70379634/ (дата обращения:19.10.2015)
- Проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный источник] URL:http://www.garant.ru/news/602789/(дата обращения:19.10.2015)
- Социологический опрос Фонда общественного мнения «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности» [Электронный источник] URL: http://fom.ru/TSennosti/11748 (дата обращения: 19.10.2015)