Воспитание старших дошкольников в рамках регионального проекта «Дошкольник Белогорья»
Авторы: Рудакова Александра Валентиновна, Иванова Ирина Михайловна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 03.09.2023
Статья просмотрена: 281 раз
Библиографическое описание:
Рудакова, А. В. Воспитание старших дошкольников в рамках регионального проекта «Дошкольник Белогорья» / А. В. Рудакова, И. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8531/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняются и XXI веке, если будем озабоченны воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д. Лихачев
Детство — период активного развития человека, причем как физического, так и духовного. В это время происходит активное накопление ребенком нравственного опыта, постепенное приобщение к духовной жизни начинается с дошкольного возраста. Так же, этот возраст считается отправной точкой в становлении самосознания человека и его нравственного самоопределения.
Современный мир стремится к экономическому и информационному развитию, в связи с этим понятия духовности и нравственности отодвинулись на второй план в социуме, поэтому, в такое сложное время, люди стремятся сохранить гармонию, мир и покой хотя бы в своей семье, стараясь оградить своих детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстегивающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Гонка за материальными ценностями и престижем отодвигают на второй план нравственность, поэтому у многих детей нет правильных представлений о доброте, милосердии, патриотизме, справедливости и мн. др. Раньше духовно-нравственное воспитание личности происходило благодаря православным традициям, которые соблюдались практически в каждой семье, благоприятно влияя на все стороны человеческого развития (эстетического, патриотического, духовно-нравственного, интеллектуального, эмоционального)
Нынешняя проблема современного образования заключается в том, что процесс воспитания не основывается на исторической преемственности поколений, а основан на абсолютной новизне во всех сферах обучения и воспитания. Дети практически лишены возможности учиться на ошибках прошлого, брать примеры с людей, живших ранее, они не знают историю великих людей, что с ними стало и как они прошли свой жизненный путь, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
В современной методической литературе по патриотическому воспитанию большое распространение приобретает взгляд на региональный компонент, как наиважнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно — нравственный, идеологический, культурно — исторический и другие компоненты.
Реализуя проект «Создания региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». «Дошкольник Белогорья». Это разработанный материал для нравственно — патриотического воспитания и развития познавательного интереса детей к природе родного края, культурному и историческому наследию Белгородской области. Работа на данным региональным проектом заключается в воспитании культурного гражданина своей малой Родины через формирования культуры поведения в ближайшем социуме, воспитание любви и гордости к родной земле, экологической культуры, формирование потребности к здоровому образу жизни. Знания о своих предках, корнях, малой Родине — это своеобразный «родительский сундучок», собранные нашими предками, золотой запас нашей духовности. Приобщая детей к родным корням, мы воспитываем личность с чертами характера, умеющую ценить красоту и бесценность родной земли.
В своей работе мы основывались на нескольких фундаментальных принципах духовного развития человека:
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром в рамках ДОУ. Он предполагает обогащение способов общения детей с окружающим миром и социумом, приобщение к культурным традициям родного края.
Основываясь на этот принцип, мы проводили с детьми тематические мероприятия, приглашали работников различных музеев в группу, совместно с родителями устраивали туры «выходного дня» по историческим местам нашего родного города Белгорода.
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия. Этот принцип в первую очередь заключается в патриотическом воспитании детей, которой основывается на материалах местности, в которой находится ДОУ, так же он включает в себя формирование уважительного отношения детей к соседям, друзьям, родственникам, бережное отношение к природе родного края, приобщение ребенка к культурным традициям, фольклору, национальности, народному промыслу и художестве6нным произведениям — культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Соблюдение данного принципа очень важно в воспитании дошкольников. Дети должны знать историю развития культуры родного края. В рамках реализации проекта, мы знакомили детей с биографией и произведениями известных писателей Белгородчины, таких как В.Раевский, Н.Станкевич, А.Никитенко и др. Проводили виртуальную экскурсию по Белгородскому государственному художественному музею, учили песни и русские народные игры.
- Принцип опоры на эмоционально — чувственную сферу ребёнка. Он требует создания условий образовательном учреждении для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций у детей, которые направляют внимание на объект познания о собственном действии или поступке
Мы считаем, что духовно — нравственное воспитание в дошкольных учреждениях на данный момент должно являться приоритетным направлением и стать неотъемлемой частью в возрождении культурного наследия. Очень важно интегрировать духовно-нравственное воспитание в образовательный процесс и повседневную жизнь детей, затронув все виды деятельности дошкольника. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск возрождения России, особенно актуален, так как общество остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно — нравственные компоненты в содержании образования. Православие и духовность обогащают педагогику светскими миропониманиями, цельностью восприятия действительности и направляют на развитие гармоничной личности.
Дошкольный возраст является фундаментом в развитии личности, это некий стартовый период всех начал человека. Наша задача — сохранить в детях человечность, дать старт развитию умения жить в социуме и умению общаться с людьми корректно, быть боле устойчивыми к негативным влияниям окружающей среды. Именно в период дошкольного возраста у детей перестраивается система взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появляются первые навыки диалогового общения, усложняется ведущая деятельность. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребенок приобщается к ценностям культуры Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно — нравственного сознания.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждого человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно — технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально — чувственным, вещественного богатства над духовным. Обширное пополнение иностранных слов, песен, фильмов, игр ведет к упаду интереса людей к своей истории и культуры.
На наш взгляд, воспитание дошкольников невозможно без духовно-нравственной основы, так как это может негативно сказаться на восприятии детьми представлений о добре и зле. Дошкольный возраст — это время воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом. Главный результат, на которой очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятия зла.
Литература:
- Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
- Баранников, А. В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. — М.: ГУ ВШЭ, 2012. — 51 с.
- А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости». 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. — 3-е изд., исп. и доп. — М.: Амрита- Русь, 2007. — 304 с
- Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Православное образование. — 2014. — 25 сент. — Режим доступа: https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-doshkolnogoobrazovaniya-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-doshkolnogo-obraz-vsootvetstvii-s-fgos-do/
- Сборник «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании молодежи [Текст] // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (2 марта 2010г.). — Тамбов, 2010. — 388 с.