Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Автор: Проскурина Светлана Алексеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 06.07.2023
Статья просмотрена: 783 раза
Библиографическое описание:
Проскурина, С. А. Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / С. А. Проскурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8488/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Введение
В своей работе я решила применять давно известную технику развития не только мелкой моторики рук, но и развития речи, укрепления и развития физической подготовки — это су-джок-терапия. Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются развитие мелкой моторики, так как в это время закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очень важно, что уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Если ребенок, имеет высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно он и умеет логически рассуждать, к тому же у него достаточно хорошо развита память, внимание и связная речь.
В последнее время все больше и больше детей, которые имеют нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. В настоящее время нетрадиционные формы и средства занятий с детьми привлекают все большее внимание. Су-джок-терапия — одна из них, который является целесообразным, эффективным и простым. Это уникальная тактильная гимнастика, которая положительно влияет на кору головного мозга, и этот метод вызывает раздражение рецепторов, которые расположены на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, благодаря которым происходит развитие мелкой моторики рук, а так же происходит активное развитие речи ребенка, что позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су-джок-терапию можно использовать и в ежедневном планировании НОД наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Применяются су-джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шарики стимулируют зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание и оказывает благотворное влияние на весь организм в целом, а не только на развитие мелкой моторики и развитие речи.
Цель : знакомство детей дошкольного возраста начиная с младшей группы с понятием су-джок-терапии в игровой форме, т. к. «мячики-ёжики» имеют форму круга, а также могут быть разных ярких цветов, что привлекает детский взгляд.
Задачи:
— развивать координацию и точность, гибкость и ритмичность рук;
— сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
— развивать речь и воображение, а также наглядно-образное мышление;
— создавать положительную эмоциональную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы су-джок-терапии
- Массаж ладошек путём прокручивания шарика плавными движениями
- Массаж стоп — можно применять на занятиях по физической культуре для профилактики плоскостопия
Приёмы су-джок-массажа:
— круговые движения шарика между ладонями
— перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
— вращение шарика кончиками пальцев,
— сжимание шарика между ладонями,
— сжимание и передача из руки в руку.
Каждое упражнение может сопровождается небольшим стишком, потешкой, как в индивидуальной работе так и группами.
«Семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца)
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)
Существует огромное количество вариантов игр и упражнений с массажными шариками, так же можно придумывать самостоятельно упражнения и делать их с детьми
Главные качества су-джок-терапии заключаются в том что это абсолютно безопасно при правильном применении наступает положительно выраженный эффект. Это универсальная терапия, которую могут использовать как педагоги в ДОУ, так и узкие специалисты, а самое главное, родители в домашних условиях, ведь именно благодаря системной работе и достигается положительный результат. И, конечно, простота применения, ведь су-джок-шарики можно свободно приобрести в аптеках, и это не требует больших затрат.
Заключение
Таким образом я сделала для себя вывод, что су-джок-терапия играет большую роль в развитии жизненно важных процессов для детей дошкольного возраста (мелкая моторика рук, психо-эмоциональное состояние, общение со сверстниками и взрослыми), можно придумать множество различных заданий и игр, и даже просто использовать для релаксации. Это один из методов, который я использую в своей работе, и постоянно подбираю новые задания и применяю в различных видах деятельности. Я хочу предоставить одно из своих занятий.
Конспект игрового занятия по развитию речи в средней группе на тему «Описание игрушки» с использованием су-джок-терапии.
Цель: продолжить развитие всех компонентов устной речи и применение их на практике. Закрепить умение составлять простые предложения из 2–3 слов описывая свою любимую игрушку. Развивать умение исследовать предмет и определять его принадлежность.
Задачи: закрепить умение правильного произношения букв и звуков в словах; фонематическое и звуковое восприятие; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Раздаточный материал: игрушка Би-Ба-Бо-медведь, картинки с изображением разных игрушек, желтые смайлики с улыбкой и красные грустные.
Ход занятия
Приветствие
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся
Ребята, сегодня к нам в гости пришёл гость, кто это? Правильно — это медведь. А где он живёт? далее идёт полное описание игрушки и проговаривание вместе с детьми всех деталей: — у него коричневая, теплая шубка — живёт медведь в лесу, спит в берлоге — питается грибами, ягодами, корешками
Хорошо, ребята, в сейчас мы немножко отдохнем и разомнемся.
Массаж шариками су-джок.
Клюкву и морошку, и чернику, землянику, ежевику (на каждое название сжимаем мячики, меняя по очереди руки, затем прокатываем по руке от плеча до ладони) Быстро ягодки берем и в корзиночку кладём (прокатываем мячики ещё и по коленям) и так можно повторить 2 раза.
Воспитатель: от лица медведя спрашивает у детей: как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какая твоя самая любимая игрушка? Этими вопросами давая возможность ребенку выговориться, помогая при этом правильно произносить слова, звуки, не путая в слове буквы местами. Игра «Назови ласково» воспитатель показывает картинку и изображением животного и просит назвать ласково, например: кошка — кошечка, лиса — лисонька и т.д.
Рефлексия и итог. Воспитатель благодарит за занятие, от лица медведя говорит, как ему понравилось в гостях у ребят, как много они про него знают и предлагает взять из корзины жёлтый смайлик с улыбкой — если всё понравилось, было весело, и красный грустный смайлик — если было скучно, неинтересно.
Спасибо за внимание. До свидания!