Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях
Автор: Кафлина Юлия Викторовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 03.02.2023
Статья просмотрена: 145 раз
Библиографическое описание:
Кафлина, Ю. В. Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях / Ю. В. Кафлина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7873/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: су-джок-терапия, мелкая моторика, массаж пальцев, коррекционная работа, дошкольный возраст.
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с задержкой психического развития. Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта. Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. В работе с такими детьми необходимо внедрять современные методы и формы работы, которые бы обеспечивали их комфортное пребывание в ДОУ, при этом сохранялось физическое и психическое здоровье детей.
Актуальность применения су-джок-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПРсостоит в том, что ребенок дошкольного возраста очень пластичен, но для детей с задержкой в развитии характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Массаж пальцев и ладоней обеспечивает прилив крови, повышает тонус мышц и улучшает чувствительность кожи, а также оказывает благотворное влияние на развитие координации движений и мелкой моторики руки, тем самым способствуя развитию речи и познавательных процессов.
Технику су-джок мы используем не только в качестве массажа, для развития моторики пальцев рук, а также с целью укрепления организма, что очень важно для детей с задержкой психического развития. Остроконечные выступы колючего шарика воздействуют на биологически активные точки, вызывая улучшение самочувствия, снимает стресс, усталость, болевые ощущения, повышая тонус организма, увеличивая работоспособность.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые заимствованы с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому, если систематически использовать приемы су-джок-терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать эффективно, и сократятся сроки коррекционной работы.
В своей работе мы применяли следующие приемы су-джок-терапии:
Первый прием — это массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, мы с детьми массировали мышцы рук.
Второй прием — это массаж кольцом. Помогает стимулировать работу внутренних органов. Это является эффективным способом профилактики и лечения болезней, развития мелкой моторики руки и развития речи. Вместе с детьми мы одевали кольцо на палец и проводили массаж каждого пальца. Кончики пальцев необходимо массировать до стойкого ощущения тепла.
Следующий прием — массаж кистей и пальцев рук, он полезен для детей и оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Очень эффективен этот массаж, так как эти расположенные на ладошке точки соответствуют головному мозгу.
Технику су-джок-терапии использовали в строго определенной последовательности:
Для начала применяли самый простой прием работы в технике су-джок — катание мячика между ладонями сначала медленно, затем быстро. Через несколько занятий мы катали мячик по левой ладони под счет до пяти, по часовой стрелке, затем против нее. И также с правой.
Особенно нравится детям следующий прием, когда им нужно было удерживать мячик поочередно, то правой, то левой рукой. Каждым пальцем левой руки, начиная с большого, с усилением нажимаем на мячик. Это вызывало у детей много положительных эмоций.
Через несколько занятий мы учились выполнять круговые движения шарика между ладонями и перекатывать шарик от кончиков пальцев к основанию ладони.
И на последнем этапе учились с детьми вращать шарик кончиками пальцев.
Все действия с массажными шариками и пружинками мы выполняем в играх-сказках, и сопровождаем стихами, это помогает легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе. Например:
1) Кольцо на пальчик я надену
И по пальчику качу.
Пальчик свой я пожалею
Очень я его люблю.
2) У меня волшебный шарик
Всем его я покажу.
Крепко я его сжимаю
Ловкость пальцев проверяю.
3) Котик вышел погулять
Хотел мышку он поймать.
Мышка ловкая была.
В лапки не далась она.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делает более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, происходит развитие речи и пополняется словарный запас.
Нами была сделана подборка различных игр с использованием массажного шарика су-джок. Содержание игр, игровых упражнений, комплексы массажа подбирали с учетом возрастных особенностей детей. Мы использовали су-джок-шары в упражнении «Один — много», «Назови ласково». Массажные кольца мы используем при совершенствовании навыков пространственной ориентации, развивая внимание, память детей. Играя в игру «Угадай, какой пальчик?», ребенок закрывал глаза, одевали колечко на любой его палец, открыв глаза, ребенок должен был назвать, на какой палец одето кольцо. Эта игра помогает развивать наблюдательность и внимание детей. С целью совершенствования навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания использовали игровые упражнения «Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю», «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй».
Использование су-джок-терапии способствуют формированию у дошкольников с ЗПР усидчивости, внимания, точности и координации, что очень важно для развития детей.
Также, мы применяли элементы су-джок терапии в различных психологических техниках:
– в коррекционно-развивающих занятиях по психогимнастике;
– по подготовке детей к школе;
– в песочной терапии и арттерапии. С помощью арт-терапии и су-джок-терапии, в работе с детьми, у которых недостаточно развита мелкая моторика, она очень эффективна и удобна для применения.
Во время занятий всегда учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы задания приносили ребенку положительные эмоции.
В технике су-джок с детьми с ЗПР мы применяем следующие формы работы :
1) Индивидуальные;
2) Подгрупповые (по 3 человека).
В системе коррекционно — развивающей деятельности преимущественно используем:
- наглядно-практических,
- игровых методов и приемов,
- способов организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Длительность выполнения упражнений для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития составляет 5 -10 минут.
На подгрупповых занятиях используем комплекс, который включает 5–6 упражнений. Каждое упражнение мы выполняем по 6 раз: по три раза для правой и левой руки. При этом учитываем следующие требования: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек и других повреждений.
С детьми с ЗПР подготовительного возраста используем метод прокатывания шариком по написанной букве, чтобы закрепить образ буквы.
Для нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения, совершенствования навыков пространственной ориентации используем следующие формы работы с детьми с ЗПР:
– Массаж Су-джок шарами. Дети сначала за мной, а потом самостоятельно повторяют слова и выполняют действия с шариками, в соответствии с текстом.
– Массаж пальцев кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение.
– Используем су-джок-шарики и кольца для развития познавательных процессов. Дети выполняют инструкции: надень кольцо на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и т. д.
– Используем су-джок-шарики и кольца при выполнении физминуток. Например, ноги на ширине плеч, руки опущены, в правой руке шар и т. д.
– Используем шарики и кольца при закреплении навыков счета и названии цветов.
Эти упражнения способствуют общению, эмоциональному развитию, снятию эмоционального и мышечного напряжения. После каждого упражнения проводим расслабляющее поглаживание или встряхивание рук.
Кроме того, привлечение родителей к участию в работе по данному направлению способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.
Неправильное применение никогда не наносит вред ребенку вред- оно просто неэффективно. Но, необходимо помнить, что су-джок-терапия имеет противопоказания. Нельзя применять технику:
- С детьми с тяжелыми психическими заболеваниями;
- При наличии у ребенка открытых ран и повреждений на руках;
- Если у ребенка повышенная температура тела;
- При ОРВИ и других простудных заболеваниях
А также, массажное кольцо нельзя неподвижно и долго оставлять на пальце ребенка во избежание пережатия тканей.
Су-джок-терапию можно использовать педагогам детского сада: в организованной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме. Для большего эффекта, рекомендуем использовать эту технику и родителям детей с ЗПР еще и дома. А также рекомендуем использовать технику су-джок учителю-логопеду и учителю-дефектологу, в коррекционно-развивающей работе.
Литература:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта», — Москва, 2010.
2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми //Логопед — 2010. № 1 — с.36- 388
3. Нежина Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // дошкольное воспитание.- 2004.- № 4.
4. «Су-джок терапия в коррекционно-развивающей работе». — //Ребенок в детском саду. — № 4, 2018.
5. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех: М.; СПб.: Сова, 2007
6. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, 2013г.
Ключевые слова
дошкольный возраст, мелкая моторика, коррекционная работа, Су-Джок-терапия, массаж пальцевПохожие статьи
Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием су-джок-терапии
В работе рассмотрен метод Су Джок-терапии, как средство формирования мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, специфика и возможности данного метода в работе с детьми. Была проведена коррекционная работа с использованием массажеров Су ...
Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС
В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.
Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией
В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.
Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации
В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста
В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.
Похожие статьи
Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием су-джок-терапии
В работе рассмотрен метод Су Джок-терапии, как средство формирования мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, специфика и возможности данного метода в работе с детьми. Была проведена коррекционная работа с использованием массажеров Су ...
Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС
В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.
Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией
В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.
Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации
В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста
В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.